Учитель: ( Слайд 1)
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас необычный день. Мы прощаемся с первой школьной книгой – «Азбукой». За это время вы повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
Букв сначала мы не знали,
мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
подружились сказки с нами.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Разбудите меня ночью.
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети: Спасибо!
(Слайд 2 )
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие по стране Букварии. Вместе с нами будут путешествовать и наши друзья – буквы.
Итак, все в сборе, и мы отправляемся в путь.
Учитель: Немного истории… Кто изобрел первую славянскую азбуку? (Слайд 3)
Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе маравских князей. И поэтому азбуку назвали кириллицей. В ней было 43 буквы (из низ 19 гласных).
(Слайд 4) Потом в нее вносили разные изменения и постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.
(Слайд 5) В XVI веке была составлена и напечатана «Азбука-первый на Руси печатный букварь. Нашей азбуке 437 лет. Название книга получила от двух первых букв алфавита-А и Б.В старину эти буквы назывались «аз да «буки», отсюда и пословица: Аз да буки, а там и науки».
(Слайд 6)
Ученики Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Учитель: Итак, наше путешествие продолжается
Входит Азбука.
Азбука.
Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет?
Учитель:
Уважаемая Азбука!
Принимай парад от А до Я.
Азбука.
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Азбука:
По порядку алфавита стройся.
(дети встают за партами в алфавитном порядке, называю свою букву)
Азбука: Гласные!
Гласные: Здесь!
Азбука: Согласные!
Согласные: Здесь!
Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков!
Ь, ъ: Здесь.
Ученик:
Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй-алфавит!
Азбука.
Дорогие мои, буквы! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили читать ребят, за то, что помогали им становиться грамотными учениками, учили их быть настоящими друзьями.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Хором:
Тридцать три!
Учитель:
Дорогая Азбука, послушай историю о букве, которая не захотела подчиниться строгому алфавитному порядку. ( Слайд 7)
Инсценировка сказки Б. Заходера.
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети: (хором)
Неизвестно!
Автор:
Интересно?
Дети: (хором)
Интересно!
Автор:
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение -
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу - ты, ну - ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: "Срам!"
Автор: Сердито ЭС сказала!
В кричит:
Буква В: - Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: "Попробуй, потолкуй с такой особой!"
Автор: Я затопала ногами:
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела...
Написать она сумела только
Я Я Я Я Я Я Я!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха!
Буква О:
О от смеха покатилась!
Буква А:
А за голову схватилась!
Буква Б:
Б схватилась за живот...
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревёт!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор:
"Что ж", - решил весь алфавит, -
Буква А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: (хором)
Чтобы все от А до Я -
Жили как одна семья!
Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки - Борис Заходер. Вы будете встречаться с его произведениями на страницах детских книг.
Учитель:
Дорогая Азбука, оставайся с нами. Ты узнаешь, чему ещё ребята научились.
Путешествие продолжается (Слайд 8-13)
Учитель: В городе звуков произошла необычная история.
- Но прежде скажите, на какие две группы делятся все звуки?
(Ученики: гласные и согласные)
Молодцы, с этим заданием тоже справились. А чего больше в русском языке: букв или звуков? (Ответы детей: звуков больше: их 42, а букв только 33. Некоторые буквы обозначают 2 звука, например, м - м,.)
Учитель: Однажды звуки перепутались, и в городе началась путаница, жители города никак не могут найти свои домики. Давайте поможем им! Чтобы мы вновь смогли отправиться в путь, звуки надо расселить. Названия улиц помогут нам
Слайд 8 Добавим буквы гласных ( почему они записаны в два ряда )
Слайд 9 Какие звуки называются согласныи?
Слайд 10 Что значит парные согласные?
Слайд 11 А на этой улице что за звуки живут? ( сонорные, звучные)
Слайд 12 А что вам известно про такие звуки?( шипящие)
Слайд 13. Буквы, которые не обозначают звуков
Учитель: Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши верные друзья. А сейчас вас ждут еще испытания.
Слайд 14 ( пустой)
Учитель: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
На этой станции мы поиграем с вами в слова.
(на доске карточки со слогами, ученики выходят к доске и составляют слова)
Детям раздаются слоги: аз, бу, ка; пя, тёр, ки, вес, на, сол,ныш,ко,зи, ма, бли,ны,мас,ле,ни,ца.
Учитель: На какие две группы можно распределить эти слова? (школьные и масленичные
Учитель: Продолжаем путешествие. Ой, куда мы попали?
(Слайд 15-19)
9 станция «Награждайка» (Слайд)
Учитель: Молодцы! Справились со всеми испытаниями!
Вот она какая Страна Буквария!!!!
Азбука:
Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. Я прощаюсь с вами. Но перед этим я хочу вас наградить. (Вручаются словарики)
.Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать.
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать!
Книга добрая ,живая
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит!
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку-
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку!
Тебе чудесные края
Раскроет путь от А до Я
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Учитель: Сегодня Азбука прощается с вами, но буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадях, в письмах, открытках, в афишах и на экранах.
Азбука.
В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми! (Слайд) Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника «Литературное чтение» и его автора Наталью Александровну Чуракову, которую я вам сейчас зачитаю:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
- Берегите новые учебники! В мае вы их вернёте в школьную библиотеку. Постарайтесь, чтобы книги были в порядке.
Учитель: Спасибо дорогая Азбука, уважаемые гости, что вы пришли на наш праздник. Необычная неделя на Руси –Масленичная! Сегодня 4 день масленицы- день веселья и игр. Масленицы без блинов и пирогов не бывает! Мы не можем отпустить наших гостей без угощения! Отведайте наших блинчиков!
Используемый материал:
Б. Заходер « Буква Я»
Презентация Сапожниковой Наталии Сергеевны, учителя начальных классов, МБОУ СОШ №10
Сценарий Барабашевой Елены Валерьевны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №61 города Воронежа