СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий математического турнира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира, является решение разнообразных задач. Создается несколько команд из числа учащихся с одной параллели (обучащиеся 4-х классов). Каждому участнику команды присваивается номер. Все члены, например, с номером один собираются в одном классе и там за отведенное время выполняют предложенное задание.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий математического турнира»

Математический турнир «Старорусские меры»

Участники турнира – обучающиеся 4-х классов.

Жюри – учителя начальных классов, родители.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к математике.

Задачи:

- развитие интереса к математике;

- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;

- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

- применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;

- восприятие математики через мир стихов, рисунков, пословиц и поговорок.

Оборудование: презентация с материалами по теме «Старорусские меры», подборка пословиц и поговорок, в которых встречаются старинные единицы измерения, подборка отрывков из литературных произведений, в которых встречаются старинная система мер, плакаты с ребусами, карточки с задачами, карточки.



Ход турнира:

ПЕСНЬ О МАТЕМАТИКЕ

В нашей жизни есть один предмет.

Он для всех основ наук хребет.

Труден он, не терпит суеты.

Но без него прожить не сможешь ты.

Математика... Как много этим сказано!

Нужно умножать, чертить, делить.

Все профессии с ней тесно связаны.

Невозможно без нее прожить.

Множества, неравенства, сравнения...

Разные у всех бывают мнения.

Так решить иль, может быть, иначе

Нам прийти к решению задачи?

Но когда найдешь ты путь к решенью,

Очень счастлив будешь, без сомненья.

Так и в жизни. Ждет того успех,

Кто напористей и тверже всех.

Руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поучаствуем в математическом турнире «Старорусские меры». Я предлагаем вам разбиться на 4 команды Ваша задача сейчас придумать название для своей команды и выбрать капитана команды. (Раздать таблички для подписи названия команды) Задача капитанов оценивать активность игроков своей команды и назначать игроков, которые будут отвечать на вопросы наших заданий.

(Обучающиеся читает стихотворение и рассказывает о теме турнира.)


Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

1 ученик: Одной из старинных мер длины была ладонь - она использовалась для обозначения размера, равного ширине ладони и равнялась 7 см 5 мм; другой мерой длины была пядь, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного, что составляло 17-19 см;

2 ученик: локоть — примерно соответствовал расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки и равнялся 45 см; аршин (показать), равнялся примерно 71 см, другое название этой меры — шаг (тоже 71 см); существовали и такие меры как косая сажень и маховая сажень.

3 ученик: Косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ей ноги, она составляла примерно 2 м 48 см. Маховая сажень — равнялась расстоянию в размах обеих рук, по концы средних пальцев и составляла примерно 1 м 76 см. кроме перечисленных мер существовали такие меры длины как вершок – верхняя часть пальца, равная 4 см 5 мм, и верста (от глагола вертеть) – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, равнялась 1 км 67 м.

4 ученик: среди старинных мер веса наиболее распространенными были золотник = 4 г лот = 3 золотника = 12 г фунт (гривна) = 410 г пуд = 16 кг берковец = 10 пудов = 160 кг Золотник – происходит предположительно от слова «златник» (названия монеты, которая существовала во времена правления киевского князя Владимира)

5 ученик: С конца ХVI в. на Руси служила единицей веса драгоценных металлов и камней. Лот – широко применялся при определении почтового сбора в зависимости от веса корреспонденции. С каждого письма весом в лот и менее взимался сбор по 2 копейки за 100 верст. Фунт (гривна) – в переводе с латинского означает вес, гиря.

6 ученик: Пуд – в переводе с латинского вес, тяжесть. Берковец – употреблялся в оптовой торговле, преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Берковец от названия шведского города Бьерк. Так называлась мера веса, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую в этот город.

Руководитель: Первый тур. Участники готовы, время начать математический турнир. За правильный ответ команда получает 1 балл.


1 тур. Считай, смекай, отгадывай.

(Ведущий задаёт вопрос, отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку).

1). Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл один Ваня, если бы он отправился в лавочку?

(3 копейки).

2). Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено всё бревно? (4 минуты).

3). В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше всего бруска, то отрубали половину. Как называлась отрубленная часть бруска? (Рубль)

4). В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Тридевять – это сколько? (27. В Древней Руси считали девятками. Это значит трижды девять).

5). Задача «Небывалый конь». В древние времена жил на Руси храбрый воин Данила. В одном из боев попал он в плен к князю - чужеземцу. Велел князь привести Данилу во дворец и сказал ему: — Я отпущу тебя на волю, если ты в три дня достанешь мне коня. Только этот конь не должен быть ни вороной, ни пегий, ни каурый, ни белый, ни буланый, ни гнедой, ни чалый, ни серый, ни ... И князь перечислил все масти коней, которые только были на свете. Подумав, Данила согласился. И князь отпустил его. Через три дня он получил от Данилы письмо, в котором было написано: «Князь! Я нашел коня небывалой масти. Присылай за ним в любой день следующей недели, но только...» Далее в письме сообщалось о сроке, но так, что князь понял: он никогда не получит коня небывалой масти. Что написал Данила в своем письме? (Данила написал: «...но только ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье.»)

6). Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров до «небес»? (5350м).

Руководитель: со старинными мерами мы встречаемся и в литературных произведениях. Вашему вниманию будут предложены отрывки из известных произведений. Задача команд услышать какой мерой выражена описываемая величина и найти ее размеры или вес. Отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ дается 1 балл. Дополнительный балл можно получить, если указать название произведения и автора.


2 тур. Старорусские меры в литературных произведениях.

(Ведущий задаёт вопрос, команда записывает ответ и отдают жюри).

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину. 

(Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)



По исходе же трех дней,

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине,

Да еще рожу конька,

Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами

( П.П. Ершов «Конек – горбунок»)


Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далёко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)



У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

(Корней Чуковский. «Телефон»)


Список художественной литературы,

в которой встречаются старинные меры длины

Н.Н. Некрасов «С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

меньше аршина земли в ширину,

меньше сажени в длину»

1 аршин = 71см 1 сажень = 2 м 17 см

Д. Мамин-Сибиряк «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

15 сажень = 32 м 55см


Г.Х. Андерсен «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма».

1 дюйм = 2 см 54 мм


А. Погорельский «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»

1/2 аршина = 35,5см



«…Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…»

3 сажени = 6 м 51см 3 пяди = 53см 34мм





А.С. Пушкин «…Сына Бог ей дал в аршин»

1 аршин = 71см

П.П. Ершов «Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»

3 вершка =13см 3м

1 аршин = 71см

В.М. Гаршин «..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

3000 вёрст = 3198 км


С.Я. Маршак «…Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной

В два аршина шириной!»

2 аршина=1м 42 см

Руководитель: В разговорной речи русский народ часто употреблял пословицы и поговорки. Среди них были такие, в которых встречались меры длины и веса. Сейчас я буду предлагать каждой команде пословицу, а вам нужно объяснить ее смысл. Команда совместно обсуждает пословицу, и капитан называет игрока, который будет отвечать. За правильный ответ команда получает 1 балл.


3 тур. Старорусские меры в пословицах и поговорках.

(Командам раздаются пословицы и поговорки, а они должны объяснить их смысл).

  • «Мал золотник, да дорог» (подчёркивают высокую ценность небольшой вещи).

  • «Мерить на свой аршин» (о человеке, который судит обо всём только по себе).

  • «В плечах – косая сажень» (хотят подчеркнуть богатырское сложение человека).

  • «Близок локоть, да не укусишь» (о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле).

  • «От горшка два вершка, а уже указчик» (молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех).

  • «Семь пядей во лбу» (когда хотят сказать об очень умном человеке).


4 тур. Ребусы.

Каждая команда получает по 5 ребусов, в которых зашифрованы старинные меры.



5 тур. Ярмарка.

Представьте, что вы попали на ярмарку в Древней Руси. Вам необходимо купить животное (командам раздаются карточки с названием животного). Сколько будет стоить животное на наши деньги?

  • Гусь (2 полтины с алтыном) – 103 коп. = 1 руб. 3 коп.

  • Цыпленок (3 пятиалтынных и 2 деньги) – 46 коп.

  • Барашек (4 полтины и 8 грошей) – 204 коп. = 2 руб. 4 коп.

  • Петух (3 полтины и 2 гривенника) – 170 коп. = 1 руб. 70 коп.

  • Индюк (2 полтины и 2 деньги) – 101 коп. = 1 руб. 1 коп.

  • Поросёнок (8 полушек и 4 полтины) – 202 коп. = 2 руб. 2 коп.



6 тур. Кроссворд на Руси.

(Команды получают карточки с кроссвордом).

1. Ей измеряли большие расстояния на суше, её длина 1 км 67 м (верста);

2. Первоначально равнялся длине 2-х фаланг пальцев (вершок);

3. Мера длины, равная длине стопы (фут);

4. Использовался торговцами при измерении изысканных восточных тканей, равен 71 см (аршин);

5. Равен ширине кулака-9 см (коршок);

6. Длина равная 46 см, расстояние от конца пальцев до локтевого сгиба (локоть);

7. Ходовая мера, использующая при строительстве (бадог);

8. Мера длины равная расстоянию, между растянутым большим и указательным пальцами (пядь).

7 тур. Старинные задачи.

Руководитель: Вы должны распределить задачи между игроками команды и решить их. За каждую правильно решенную задачу команда получает 2 балла.

(Командам раздаются карточки с задачами, они решают и сдают решения жюри).

1) Царь делил казну: 4 мешка золота дружине, 6 мешков на царские дела, на прочие расходы на 3 мешка меньше, чем отдал дружине и на царские дела вместе. Какова масса всей казны, если один мешок равен 2 пудам?

Ответ: 34 пуда

2) Княгине Волконской для работ над вышивкой понадобился жемчуг. Белого понадобилось 23 золотника, черного на 8 золотников меньше чем белого, а розового на 6 золотников больше, чем чёрного. Сколько всего грамм жемчуга понадобилось для вышивки?

Ответ: 253,7 г

3) Иван был на 3 вершка выше Емели, но ниже Ильи на 1 вершок. На сколько Илья выше Емели?

Ответ: Иван выше Емели на 17,6 см.

4) Длина куска ткани равна 4 локтям. Длина одного локтя равна 2 ладоням. Вырази длину куска ткани в ладонях и в сантиметрах?

Ответ: 8 ладоней, 184 см.



9 тур. Узнай старинные меры длины.

(Командам по изображениям узнают старинные меры длины).

Вершок

Аршин

Пядь

Сажень

ПОСВЯЩЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ.

Великих гениев творенье,

Царица всех наук земных,

Ты вызываешь восхищенье

Любимых подданных твоих!

Ты всем наукам помогаешь

Сбирать бесценные дары

И вместе с ними пролагаешь

Пути в далёкие миры!

(Слово жюри. Награждение команд).


У: - Наш математический турнир подходит к концу. Сегодня все команды показали себя не только знающими, но и находчивыми и смекалистыми. Жюри подводит итоги. Команда-победитель награждается призом и дипломом.


МЕРЫ ВЕСА.

Ласт=72 пудам=1,2 т

Кадь=14 пудам=230 кг

Берковец=10 пудам=1,64ц

Пуд=40 футам=16 безменам = 16,4кг

Фунт=454г

Безмен=96 золотникам=409,5 г

Золотник=4,3 г


МЕРЫ ДЛИНЫ.

Миля = 7,47км

Верста = 500 саженям=1,07 км

Сажень = 3 аршинам=7 футам=2,13 м

Аршин = 4 четвертям=16 вершкам=28 дюймам=71,12 см

Дюйм = 10 линиям=2,54 см.

Линия = 10 точкам=2,54 мм


ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ.

Рубль = 2 полтинам

Полтина = 50 копейкам

Пятиалтынный = 15 копейкам

Алтын = 3 копейкам

Гривенник = 10 копейкам

2 деньги = 1 копейка

Грош = ½ копейки

Полушка = ¼ копейки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!