Урок по теме:
«Праздники»
1 класс
Цели урока:
1. Раскрыть понятие «праздник»;
2. Познакомиться с классификацией праздников;
3. Узнать для чего нужны праздники.
4.узнать какие праздники, есть в других народах.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, страны, семейным традициям.
Оборудование:
Мультимедийная установка
Презентация по теме урока
Раздаточный материал
Иллюстративный материал
Ход урока
Ⅰ. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ева Сергеевна, и сегодня я проведу у вас классный час
– Только у нас будет одно условие, ответы я принимаю, только поднятой руке.
Ⅱ. Целевая установка и определение темы.
– ребята, прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю отгадать загадки, которые помогут нам её определить.
Загадки.
(слайд 1) В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
(слайд 2) Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом — наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
(слайд 3) У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
Ⅲ. Сообщение темы.
- Мы молодцы, отгадали все загадки! И так, кто мне скажет какая тема нашего классного часа?
Ответ: «Праздники» (слайд 4)
- Так как тема нашего занятия праздники, мы с вами сегодня узнаем, что такое праздник; какие праздники бывают и на какие группы они делятся; чего они нужны; как как они отмечаются в разных народах.
- Скажите, какие праздники у вас самые любимые? И почему? (спрашиваю 3-4 человека)
-Как вы думаете, а что такое праздник? (спрашиваю 1-2)
Ответы детей
- ребята, вы абсолютно правы.
(слайд 5) Праздник — это день торжества в честь какого-либо важного события.
- Ребята, а вы знаете на какие группы делятся праздники?
Ответы детей (3-4 человек)
- давайте выполним задание и узнаем на какие группы делятся праздники.
Задание №1 (слайд 6)
На слайде будут написаны группы праздников (семейные, профессиональные, международные, государственные) и примеры (День семьи, День пожилых людей, День учителя, День медицинского работника, День России, День народного единства, День труда, Международный женский день).
- Ребята, обратите внимание на слайд, слева в столбике представлены группы праздников, а справа сами праздники. Сейчас мы с вами определим какой праздник к какой группе относится. (привожу пример: семейные праздник – День матери)
Распределяем праздники по группам.
Вывод:
- ребята, кто мне скажет какие праздники относятся к семейным? И почему? (1-2 ребенка)
Какие к профессиональными? И почему? (1-2 ребёнка)
Какие к международным? И почему? (1-2 ребёнка
Какие к государственным? И почему? (1-2 ребёнка)
- Молодцы ребята! Мы справились с этим заданием.
-а теперь давайте узнает для чего нам нужны праздники. Для этого выполним задание.
Задание №2 (работа в парах)
На слайде представлены описания праздников, задача детей, с помощью лежащих у них на партах карточек, найти праздники, которые совпадают с описанием.
- ребята, у вас на партах лежат карточки с названиями праздников. Ваша задача вместе со своим соседом, определить какие праздники подходят под описание, которое представлено на доске.
(день рождения, день пожилых, день матери)
Праздники помогают поддерживать связь поколений и узнать традиции своего народа (слайд 8). (Пасха, масленица, новый год)
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою страну, за свой народ, помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их
(слайд 9). (День Защитников Отечества, День Победы)
- молодцы ребята! Мы справились с этим зданием.
Вывод:
(задать вопросы по заданию)
Физминутка (видео)
– Наша нашей Земле живёт огромное количество разных наций и народностей. И у каждого народа, есть свои традиции и праздники. Давайте же поговорим об этих праздниках и как они отмечаются.
– Иван Купала (отмечается 7 июля)— это древнейший праздник восточных славян (украинцы, белорусы и русские), который посвящен летнему солнцестоянию и расцвету природы. В эту ночь водили хороводы, плели венки, прыгали через костер, гадали и умывались росой. Также на этот праздник проводят разные игры, например, на Украине, играют в такую игру как «Ручеёк». (слайд 10)
– А теперь давайте поговорим о таком необычном празднике, который отмечается в Татарстане, как «Сомбелэ». (слайд 9)
–Сомбелэ - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия (22 сентября), когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. На празднике веселились, пели песни, отгадывали загадки и проводили интересные игры. (слайд 10)
– Также каждый из вас знает о таком празднике как «Масленица».
– Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Этот праздник отмечается как в России, так и в Белоруссии и Украине. (слайд 12)
– Сейчас мы немного узнали о праздниках, а хотите ли вы поиграть в игры, которые проводятся в эти праздники?
– Для этого нам надо переместить в коридор. (строю детей по парам, мы выходим в коридор, пытаюсь построить их в шеренгу затем мы начинаем играть в первую игру).
– Ребята, давайте поиграем в традиционную игру, которую проводят на «Масленицу» в Белоруссии.
Игра № 1 «Курочки и петушки»
Выходят 2 человека. На стуле (парте) стоит миска, где смешаны семечки (обыкновенные и тыквенные) и горох. На время (1 минута) один ребенок руками должен собрать все тыквенные семечки, а другой весь горох. Кто быстрее справится, тот и выиграл. (вызываю примерно 3 пары, в зависимости от времени).
(Для этой игры надо вытащить парту в коридор)
– Теперь давайте сыграем в национальную игру татарского народа, которая называется «Каз канаты».
Игра № 2 «Каз канаты».
Дети встают в круг, под татарсую музыку передают друг другу гусиное перо (сделаю из бумаги),когда музыка заканчивается, учитель даёт сигнал, у кого перо осталось в руках, тот выбывает. Оставшийся игрок – побеждает.
– И последняя игра, в которую мы сыграем, называется «Ручеёк»
Игра №1 «Ручеёк»
Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
- Ребята, вы большие молодцы! А теперь давайте заходить в класс, для подведения итогов.
- ребята, а кто-нибудь знает какой праздник отмечается 14 января?
Ответы детей (старый новый год)
- да, вы абсолютно правы.
- Старый Новый год появился из-за того, что раньше у разных народов было несколько календарей. И каждый народ считал, что его календарь лучший. Поэтому длительное время Новый год в наших странах не совпадал с Новым годов в западной Европе. Но в 1918 году пришла новая власть и приказала избавиться от этой путаницы. И все праздники начала отмечать на 2 недели раньше. Но русская православная церковь отказалась от этого, так и появился Старый Новый год. Также на этот праздник была традиция, лепить вареники с пожеланиями на следующий год. (слайд 14)
- я подготовила для вас такие вареники. (коробка с бумажными варениками)
Пожелания:
Удача будет на твоей стороне! (5 шт)
Ты получишь пятёрку по математике! (2 шт)
Все твои желания скоро сбудутся! (3 шт)
Ты выиграешь соревнования! (5 шт)
У тебя самые лучшие друзья! (3 шт)
Веселое приключение ждёт тебя на каникулах! (4 шт)
Ты получишь пятёрку по русскому! (2 шт)
Ты сегодня получить пятёрки по всем предметам! (6шт)
Совсем скоро тебя ждёт поход кинотеатр и вкусный попкорн! (2 шт)
Верь в чудеса, и они обязательно произойдут! (2 шт)
Удача летает вокруг тебя обернись! (2 шт)
Исполнение заветного желания уже близко! (2 шт)
Не забывай чаще улыбаться, чтобы мечты начали сбываться! (2 шт)
Ⅳ. Подведение итогов, рефлексия.
- у меня есть коробка с варениками, в которых находятся пожелания, сейчас я буду подходить к вам, но перед тем как вы достанете своё пожелание, вы должны будете закончиться одно из предложений, которые представлены на доске.
Предложения:
Мне понравилось …
Мне не понравилось …
Я узнал(а) …
Меня удивило …
Было трудно …
На интерактивной доске представлены не законченные предложения для рефлексии.
(слайд 15)
(Подхожу к каждому ребенку, он заканчивает предложение и вытаскивается любой вареник из коробки.)