Структура АОП для детей с ЗПР.
Для создания адаптированной программы необходимо определить, к какой группе относится ученик с ЗПР.
Группы детей с задержкой психического развития
● Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. Особенности: ○ инфантилизм, ○ низкий уровень самостоятельности ○ в игре проявляют выдумку и сообразительность, ○ быстро устают от учебной деятельности.
● Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Особенности: ○ с трудом овладевают чтением и письмом, ○ часто не овладевают приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения; ○ не могут удерживать в уме условия задачи
. ● Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью.
Особенности: ○ дефицит отдельных психических функций, ○ трудности в узнавании предметов, ○ трудности выполнении движений по намеченному плану.
● Это ученики с низким уровнем интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активностью.
Особенности: ○ проблемы в развитии всех психических функций, ○ трудности в узнавании предметов, ○ трудности выполнении движений по намеченному плану. ○ недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ○ импульсивность и нецеленаправленность поведения.
Варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР 7.1. — обучение проходит по основной образовательной программе, которая дополняется коррекционными занятиями с психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом. 7.2. — обучение проходит по адаптированной основной образовательной программе в пролонгированные сроки (первый дополнительный класс), уделяется особое внимание на формирование жизненных компетенций. Также добавляются коррекционные занятия — ритмика, логопед, психолог и дефектолог. Планируемые результаты варианта 7.1 полностью совпадают с основной программой начального общего образования.
При варианте 7.2 выделяется больше времени на освоение трудных тем, используются специальные методы и приемы для повторения и закрепления материала.
Планируемые результаты освоения русского языка для варианта 7.2.
● овладение основными речевыми формами и правилами их применения;
● развитие осознанной устной и письменной речи;
● овладение способностью пользоваться речью для решения житейских задач;
● развитие способности к словесному самовыражению;
● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языка;
● развитие диалогической и монологической речи, коммуникативных умений.
Планируемые результаты освоения литературного чтения для варианта 7.2. ● понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
● осознание значимости чтения для личного развития;
● формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений;
● осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
● использование разных видов чтения; ● овладение приемами анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● формирование умения обсуждать прочитанные произведения;
● умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
● формирование потребности в систематическом чтении.
Планируемые результаты освоения математики и информатики для варианта 7.2.
● овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими);
● овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач ;
● развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Коррекционно-развивающие занятия
● выявление особых образовательных потребностей;
● коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация;
● оказание помощи в освоении учебного материала (повторение, закрепление, систематизация);
● развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми;
● формирование представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Вариант 7.1. требует коррекционные занятия. Вариант 7.2. предполагает первый дополнительный класс, адаптацию основной программы с упором на развитие житейских навыков, а также проведение коррекционно-развивающих занятий.