2 этап. Актуализация знаний | Учитель задаёт вопросы. Предложить учащимся вспомнить все системы органов. Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все системы органов, а нам с вами необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока. | Отвечают на вопросы учителя. Система покровных органов, опорно-двигательная, пищеварительная, иммунная, кровеносная, дыхательная, мочевыделительная, нервная, эндокринная, половая или репродуктивная.
| фронтальная | Коммуникативные:умение сотрудничать,высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные:оценивать правильность ответов. |
3 этап. Создание проблемной ситуации | Для всех живых организмов характерно движение. Человек тоже совершает различные движения. Какие?
Движение тела происходит за счёт, какой системы?
А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту систему называют костно-мышечной? А кости в совокупности составляют что? Скелет представляет собой единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей. Слайд 2 | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. Он ходит, бегает, прыгает, выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье.
За счёт опорно-двигательной системы
Мышцы, которые прикреплены к костям.
Скелет.
| фронтальная | Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные: обобщение информации Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, выдвигают проблему. |
5 этап Осмысление (изучение нового материала) | Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала (создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?») Демонстрация скелета. Предложить учащимся, пользуясь рисунком в учебнике «Скелет человека - вид спереди», «Скелет человека - вид сзади» и текстом параграфа выделить отделы скелета человека. Показать на скелете – муляже все отделы. Слайд 4
Предложить учащимся самим сформулировать функции скелета. Слайд 5 Задание 1 1. Предложить учащимся найти в учебнике типы костей и подобрать примеры к каждому типу. Найти эти кости на рисунке в учебнике и показать на скелете Слайд 6
Задание 2: 1. Предложить учащимся вспомнить, какие типы тканей существуют.
2. Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок «Строение трубчатой кости». Слайд 7
Дополнительная информация: Возраст окончания роста у каждого человека индивидуален, но среднее значение возраста, в котором человек завершает стадию роста и развития организма – это 25 лет. У разных людей он может варьироваться от 22 до 27, реже – от 20 до 30 лет. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.
Физкульминутка Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот: Будет вправо поворот, Раз хлопок, два хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. Слайд 8 Давайте выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям уникальные свойства. Задание 3: 1. Предложить учащимся выяснить состав кости. Какие вещества составляют химический состав кости, и какую функцию они выполняют.
2. Ответьте на вопрос: Как изменяется состав костей с возрастом? Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? Слайд 9
3. Предложить учащимся найти в тексте параграфа, на рисунке учебника «Соединение костей» три типа соединения костей и привести примеры этих типов соединения. Описать строение сустава, опираясь на текст параграфа рисунок «Строение сустава».
Слайд 10,11,12,13
| Обсуждение в группах варианты решения. Отвечают на вопросы учителя. Слушают, выполняют необходимые задания. Сравнивают скелет – муляж с рисунком в учебнике, находят основные отделы скелета (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет верхней конечности, скелет нижней конечности. Работа со скелетом у доски.
Определяет форму тела, обеспечивает опорную, защитную и двигательную функцию
Учащиеся находят типы костей и подбирают примеры по каждому типу ( Длинные (трубчатые) – кости плеча, предплечья, бедра, голени; короткие – кости кисти и стопы, плоские– кости черепа, лопатки.)
Перечисляют типы тканей(эпителиальная, соединительная, мышечная – гладкая и поперечно-полосатая, нервная).
Кости образованы соединительной костной тканью. Снаружи они покрыты плотной оболочкой – надкостницей, а места, где кости сочленяются друг с другом суставным хрящом.Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и её срастание при переломе. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. В надкостнице много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненно. Надкостница прилегает ккомпактному веществукости. Кость пронизано мельчайшими костнымиканальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаютсякостные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющие формукостных пластинок.Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости. За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных костей. Губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненныекрасным костным мозгом.Эта ткань вырабатывает клетки крови. Внутри между головками длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполненажёлтым костным мозгом, богатым жировой тканью. В жёлтом костном мозге клетки крови могут образовываться лишь в случае больших кровопотерь. Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счёт этих участков кость растёт в длину. Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую ткань, рост кости заканчивается.
Осуществляют профилактику утомления.
Кости состоят из органических веществ (белки, жиры, углеводы) и неорганических веществ (вода, кальций, фосфор, магний и др.). Органические вещества придают гибкость и упругость кости, неорганические – твёрдость.
Состав костей меняется в течение всей жизни человека. У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, т.к. в них увеличивается процентное содержание минеральных солей. Соединение костей в скелете может быть неподвижным (шов) – кости черепа, кроме нижней челюсти, подвижным - суставы и полуподвижным –соединение с помощью хрящей – позвонки, 10 пар рёбер с грудиной. Суставы позволяют человеку производить различные движения. Сустав образуют две или несколько костей, соединённых друг с другом прочными тяжами – связкамииз соединительной ткани. Одна из костей образуетсуставную головку, другаясуставную впадину. Головка и впадина покрыты гладкимсуставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится всуставной сумке. Её стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров. | фронтальная, парная, индивидуальная | Познавательные: анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию. Регулятивные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Личностные: установка на здоровый образ жизни |
7 этап Рефлексия (итог урока). | Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся по вопросам: - Какие затруднения у вас возникли на уроке? - Что нового вы узнали? - Что было интересно? - Чему научились? Слайд 14,15 Просит оценить деятельность на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям: «5» - выполнил все данные мне задания. «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался. «3» - часто ошибался, выполнил только половину. «2» - ничего не смог выполнить правильно. Слайд 16 Подведение итогов с помощью стихотворения: Чтоб на кисель не походить, На скользкую медузу, Скелет у всех нас должен быть, И он нам не обуза. Пусть нет его у червяка, Какой-нибудь амёбы, У стрекозы и мотылька, А нам он нужен, чтобы: Играть в футбол, ходить в кино, И плавать в речке летом. Мы не смогли бы ничего, Не будь у нас скелета. Суставы гибкие согнём, Пробежку начинаем. Скелет опорой служит днём, А ночью отдыхает! Слайд 17 |
Происходит рефлексия результатов деятельности. |
индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Проводят рефлексию учебной деятельности. |