СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна детства Пионерия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Страна детства Пионерия»

Школьный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Я – исследователь»









Исследовательская работа

на тему «Страна детства Пионерия»

номинация «Пионер – всем ребятам пример»

(полезные дела пионеров)










Работу выполнил:

Хрипкова Ася Сергеевна,

Ученица 3 «В» класса

МБОУ СШ №11


Научный руководитель:

Сытникова Анастасия Константиновна,

учитель начальных классов МБОУ СШ №11










г. Архангельск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. История пионерии 4

2. Символы пионерской организации 5

3. Полезные дела пионеров города Архангельска 5

4. Полезные дела современных школьников 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………………………………...18

ПРИЛОЖЕНИЕ 8……………………………………………………………………………….………..19

ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………………………………...20

ПРИЛОЖЕНИЕ 10……………………………………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ 11……………………………………………………………………………………… 22







ВВЕДЕНИЕ

На летние каникулы нашему классу был рекомендован к прочтению большой список внеклассной литературы. Сначала я прочитала повесть Н. Н. Носова «Дневник Коли Синицына», потом повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда». В каждой из этих книг рассказывалось о добрых, смелых делах и поступках пионеров. У меня по ходу чтения повестей появилось много вопросов. Когда началось пионерское движение и где? Каковы символы пионерии? Какие дела и поступки совершали пионеры Архангельска? Эти и многие вопросы мне захотелось узнать, и я обратилась к родителям и бабушке. Оказалось, что мои родные были пионерами и гордились этим. Бабушку принимали в пионеры в далёком 1962 году, папу в 1981, а моя мама стала пионером в 1985 году. Также захотелось провести сравнение между пионерами и нашим поколением детей пионерского возраста. Исследование актуально, так как современное поколение детей мало знает о пионерах, их полезных делах.

Цель исследования: понять, является ли пионер всем ребятам примером.

Гипотеза: быть пионером было достойно, почётно и интересно.

Объект исследования: полезные дела пионеров, общее пионеров и современного поколения детей.

Предмет исследования: пионеры города Архангельска.

Задачи:

1.Познакомиться с историей пионерской организации.

2. Изучить символы пионерии;

3. Узнать о полезных делах пионеров Архангельска на примере родных и знакомых.

4. Понять, есть ли общее между пионерами и современным поколением детей

Методы исследования:

1. Познакомиться с литературой об истории пионерской организации, символике пионерской организации.

2. Изучить и исследовать воспоминания пионеров города Архангельска 60 – 80 годов 20 века.

3. Найти полезную информацию в семейном архиве.















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. История пионерии

Истоки пионерского движения происходят из скаутинга, основанного ещё в конце 19 века в Великобритании. В России скаутинг появился в 1909 году, скауты разыскивали наряду со взрослыми беспризорных детей, участвовали в создании отрядов детской милиции, оказывали социальную помощь нуждающимся. Идею создать детскую организацию, похожую на скаутскую и коммунистическую по содержанию предложила Н. К. Крупская, видный политический деятель того времени.

В начале 1922 года была выдвинута идея создания детского коммунистического движения. Название «пионеры», что в переводе с французского означает «первопроходец» предложил И. Жуков, известный в то время в России приверженец скаутизма.  

19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов по всей стране, эта дату считают днём рождения пионерской организации. С марта 1926 года установлено официальное название, которое сохранилось до наших дней «Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина». Первые пионерские отряды объединили детей рабочих и крестьян, они боролись с детской беспризорностью, учили грамоте, не умевших писать и читать детей и взрослых, участвовали в субботниках.

Девиз пионеров «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!». Девиз встречается в гимне пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи», слова поэта Александра Жарова, композитора С. Кайдан- Дёшкина».

В пионеры принимали в торжественной обстановке, чаще всего во время значимых праздников. Будущий пионер произносил пионерскую клятву, а старший товарищ – коммунист, комсомолец или старший пионер вручал юному пионеру красный галстук и пионерский значок.

К сороковым годам 20 века завершилась перестройка пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа- дружина.
В годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали урожай с полей, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях. Десятки тысяч пионеров были награждены орденами и медалями, четверых удостоили звания Героя Советского Союза посмертно – Лёню Голикова, Марата Казея, Валю Котика и Зину Портнову.

После войны и до середины 80-х годов основной целью пионерской организации стало воспитание патриота своей Родины, ведущего здоровый образ жизни. Походы, смотры, всесоюзные игры, спортивные соревнования имели большую популярность в то время.

В начале 1990-х годов после распада СССР Всесоюзная пионерская организация перестала существовать.

В мае 2022 года исполнится 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации, это до сих пор праздник для огромного количества людей, которым уже больше 40 лет. Многих пионеров уже нет в живых. По всей России и в бывших союзных республиках проходят мероприятия, посвящённые 100 - летию пионерии, различные мероприятия, конференции, встречи бывших пионеров, конкурсы.

  1. Символы пионерской организации

Главный символ пионерской организации – красное пионерское знамя, символ чести и сплочённости, их верности пионерским традициям. На знамени были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».

У каждого отряда (класса) был пионерский флаг - красный с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда. С отрядным флагом пионеры выходили на линейки, парады, праздники.

Горн и барабан появились практически одновременно со словом «пионер». У пионеров горн и барабан – это не просто музыкальные инструменты. Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и другими. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации, главный личный символ пионера. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. У председателя дружины был красный галстук с желтой каймой.

У каждого пионера был значок, который вручался вместе с галстуком при приёме в пионерскую организацию. Значок пионеры носили на левой стороне груди, значок в течение нескольких десятков лет видоизменялся, в 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды – профиль В.И. Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени.

Помимо галстука и значка, некоторые пионеры на торжественные мероприятия надевали красные пилотки

Особым символом пионеров был салют - приветствие пионеров, готовность к активному действию. Салютуя, пионер поднимал руку вверх над головой с прямой кистью и плотно сжатыми пальцами. Пионеры отдавали салют при приёме в пионерскую организацию, звучании гимна страны, у памятников и обелисков павшим героям, ответе на пионерский девиз, при смене караула у знамени, при награждении или объявлении благодарности перед строем, приветствуя воинский и пионерский строй.

  1. Полезные дела пионеров города Архангельска

Мы занялись сбором материала про пионеров Архангельска на примере моих родных, а также на примере маминых одноклассников. Сначала бабушка, папа и мама поделились своими воспоминаниями о пионерской жизни, в семейных альбомах нашли фотографии на тему пионерии, потом отыскали мамин пионерский галстук и пионерский значок. Далее стали общаться с мамиными одноклассниками, с кем – то общались лично, а с большинством переписывались в социальных сетях. Вот, что мне удалось узнать.

Бабушка училась в 37 школе нашего города. Их класс собирал макулатуру и металлолом, соревновались звеньями, на которые был поделён класс, кто больше соберёт. Высаживали деревья. Принимали участие в субботниках. К деревянным домам привозили дрова и вываливали их на дорогу, а бабушкин класс и другие классы помогали одиноким вдовам, мужья которых не вернулись с Великой Отечественной войны и людям с ограниченными возможностями здоровья складывать дрова в поленницы. У каждого звена были свои задания: шефство над первоклассниками, создание стенгазеты, выступления с докладами. Зимой всегда проводилась игра «Зарница», которая воспитывала военно – патриотические чувства. Родители бабушкиных одноклассников в основном все работали на Соломбальском целлюлозно – бумажном комбинате и Соломбальском лесопильном деревообрабатывающем комбинате, так ученики ходили на экскурсии к родителям и показывали для всех работников концерты к праздникам 7 ноября, 8 марта, 22 апреля, даря положительные эмоции труженикам. Бабушка в школьные годы ездила в пионерские лагеря, это было незабываемо. Бабушку в одну из таких поездок в лагерь «Двинские Зори» в Архангельской области выбрали знаменосцем всего лагеря, это было очень ответственно, каждое утро на торжественную линейку нужно было выносить знамя. По воспоминаниям бабушки, знамя было тяжёлое, но знаменосец не имел права жаловаться и всю линейку должен был стоять с этим знаменем. Рядом с пионерским лагерем был совхоз «Вороновское», пионеры помогали пропалывать морковь, свёклу, репу местным жителям на совхозных полях. Вечерами дети в лагере собирались вокруг пионерского костра, пели песни, обсуждали планы на будущее. После поездок в пионерские лагеря каждый отряд продолжал встречаться, ездить в гости к пионервожатым, показывать небольшие концертные номера родителям, ходить вместе на концерты, в цирк, тот самый цирк на улице Попова, дом 18, который теперь разрушен и обнесён забором. Также бабушка и её одноклассники переписывались с пионерами из разных стран, бабушка общалась с мальчиком из Чехословакии, она писала на русском, а он на чешском, слова были похожи, они понимали друг друга, рассказывали о пионерской жизни, своих добрых делах, о своих странах.

Папа учился в 83 школе Архангельска. Папина пионерская форма состояла из синих брюк и синего пиджака, белой или светлой однотонной рубашки, галстука и пионерского значка. Папа все свои пионерские годы играл в детской команде по хоккею с мячом «Портовик». Постоянно участвовал в соревнованиях между такими командами, как «Двина», «Соломбалец», «Север», «Водник», «Лесопильщик», «Красная кузница», «Химик», часто папина команда побеждала. Ещё у папы остались воспоминания о поездке в трудовой лагерь в город Каргополь. Они помогали местным жителям на сенокосе, на прополке овощей, собирали камни с полей.

Мамина пионерская жизнь прошла в 51 школе города Архангельска. Маму приняли в пионеры 5 ноября 1985 года в первых рядах за отличную учёбу и примерное поведение. Одноклассники, которых принимали в пионеры в первую очередь, гордились этим. Мамина одноклассница Светлана написала недавно, что она до сих пор помнит, что не попала в число первых при вступлении в пионеров, ей было очень обидно. Мама рассказывала, что пионерский галстук нужно было гладить каждый день, это приучало к ответственности и дисциплинированности. Мамина школьная форма состояла в обычные дни из коричневого платья, чёрного фартука, галстука и пионерского значка, а в праздничные дни вместо чёрного фартука был белый или белая блузка, тёмно – синяя или чёрная юбка, галстук и значок. Первые месяцы мама и одноклассники, несмотря на холод, расстёгивали куртки наполовину, чтобы всем прохожим были видны пионерские галстуки.

Мамин класс также, как бабушкин и папин был поделён на звенья, звенья соревновались между собой в различных заданиях, в каждом звене был звеньевой, он отвечал за своё звено. Сильные ученики помогали отстающим в учёбе. Мамин класс шефствовал над младшими учениками, мама проводила у первоклассников утреннюю зарядку, также мамины одноклассники помогали с уроками первоклашкам, читали им книги, организовывали тематические вечера и дружеские посиделки, выступали у учеников начальной школы на новогодних праздниках, играя различные роли (Снегурочку, Деда Мороза, Бабу Ягу, Царевну Лебедь и другие), малыши были в восторге.

Мамины одноклассники приглашали в школу ветеранов, внимательно слушали их рассказы о войне, сами выступали перед ними, к некоторым ветеранам приходили домой, помогали купить и принести продукты. На праздники готовили открытки, опускали их в почтовые ящики, а на двери подъездов приклеивали поздравление для всех жителей домов. Бабушка моей мамы Спиридонова Александра Яковлевна сама была ветераном Великой Отечественной войны, воевала на Карельском фронте, имела много наград, её всегда приглашали в мамин класс и школу. Мама гордилась такой бабушкой, радовала её своей учёбой, хорошими поступками.

Сбор макулатуры и металлолома проходил ежегодно осенью и весной, соревновались и звеньями, и классами, все хотели внести вклад в общее дело. Класс постоянно выходил на субботники, а первые 10 дней летних каникул пионеры каждый год принимали участие в благоустройстве пришкольной территории. Постоянным было и дежурство в классе после учёбы, нужно было намыть доску, протереть пыль, вымыть пол в классе, этим дети приучались к порядку и чистоте. Каждую осень класс выезжал в деревню Повракула на сбор турнепса, картофеля. Мама с одноклассниками осенью ездили на турслёты, зимой традиционно играли в «Зарницу», круглогодично ходили в походы, учились ориентироваться на местности с помощью карт, определять стороны света с помощью растений. Мероприятия воспитывали коллективный дух, дети были готовы помочь друг другу. На 23 февраля традиционно проводился «Смотр строя и песни», до сих пор мама напевает песню «Нам нужны такие корабли на море…». В далёком 1986 году мама была командиром класса. Она была запевалой песни на смотре в спортивном зале, класс стал победителем смотра. Мама говорит, что эта песня про военный флот до сих пор помогает ей в трудных жизненных ситуациях, придаёт сил, возвращает в события пионерской жизни класса. Пионеры маминого класса участвовали в разборе школьного подвала, где потом долгие годы располагался подростковый клуб «Романтик». В клубе проходили различные кружки, там мама научилась шить мягкие игрушки и модные наряды. Благодаря занятиям в кружках, многие школьники нашли себе дело по душе.

В школе была пионерская комната, в ней бережно хранилось пионерское знамя, флаг, горн, барабаны, небольшие красные флажки. Многие одноклассники были в активе школы и часто собирались в пионерской комнате для заседания совета дружины и обсуждения грядущих дел. На втором этаже школы располагался уголок с бюстом В.И. Ленина, а также были размещены пионерские стенгазеты о поступках пионеров – героев: Лёне Голикове, Марате Казее, Вале Котик, Зине Портновой, а также о делах пионеров школы.

Мама тепло рассказывает о своих старших пионервожатых Орловой Ирине Васильевне, которая сейчас руководит центром «Леда» и Лариной Татьяне Александровне, она сейчас является директором 51 школы, где училась мама. Пионервожатые делали школьную жизнь незабываемой, под их контролем проходили все культурно – массовые, трудовые, спортивно – оздоровительные мероприятия, они создавали условия, чтобы дети могли проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои интересы и потребности, помогали разрешать межличностные конфликты.

Также огромною роль в становлении пионеров класса играли родители, они старались быть примером и первыми помощниками для своих детей и классного руководителя. Родители организовали кружки по вязанию, приготовлению различной выпечки, изготовлению сувениров, мама и одноклассники с юного возраста учились вязать, печь, мастерить различные поделки.

Мамина одноклассница Ольга поделилась воспоминаниями о поездке в трудовой лагерь в Краснодарский край, где отряды принимали участие в сборе помидоров, огурцов, груш, яблок, арбузов, эти поездки воспитывали трудолюбие, ответственность за себя и членов отряда, а также были полезными для детского здоровья: солнце, купание в речке, возможность употреблять в пищу фрукты и овощи, которые разрешалось брать на полях.

Мамины родители выписывали по почте для мамы газету «Пионерская правда», журналы «Пионер» и «Костёр», мама приносила газеты и журналы в школу, и весь класс читал рассказы, статьи про пионеров из других городов и стран.

Пионерская жизнь моих родных была насыщенной, разнообразной, познавательной, значимой для окружающих.

4. Полезные дела современных школьников

Узнав много интересного про пионерскую жизнь моей бабушки и родителей, стала рассуждать, похоже ли современное поколение детей на пионеров. Решила вспомнить о всех мероприятиях, которые проводятся в нашей школе №11 города Архангельска, сравнить жизнь пионеров и современных детей. Пусть мы ходим в школу без галстуков и значков, но у нас есть форма: тёмно-синий сарафан, белая блузка у девочек, брюки, пиджак, светлая рубашка у мальчиков. В школе нет пионерской организации, но есть много хорошего и похожего. Оказалось, что наш 3 «В» класс, который как раз бы подходил по возрасту для вступления в пионеры, также принимает активное участие в жизни школы и общества. Мы 2 раза в год собираем макулатуру, крышечки во благо, выходим на субботники, садим растения на пришкольной территории, помогаем одиноким людям в специализированных центрах, собираем для них посылочки, проводим сборы корма в приюты для бездомных животных, участвуем в конкурсах военных песен, делаем поделки из бросового материала, принимаем участие в благотворительных акциях по сбору книг в школьную библиотеку «От детей детям», ездим в походы. Мы дежурим в классе, следим за порядком, только в современное время не моем полы и не протираем пыль, также дежурства проходят в раздевалке и столовой. Конечно, не все одноклассники принимают участие в жизни школы и класса, но примерно половина точно. Для нас учитель проводит классные часы, где мы учимся быть добрее, сострадательнее к людям, соблюдать правила безопасности, беречь природу. Когда окажемся в среднем звене школы, то по традиции, будем проводить уроки для учеников начальной школы, выступать для них с различными докладами, проводить познавательные опыты. Начиная с пятого класса дети в нашей школе по желанию посещают Совет Активистов, который разделён на сектора, например, спортивный, туристический. Дети ездят на турслёты. В нашей школе нет пионервожатых, но их роль выполняют заместители директора по воспитательной работе, для нашего класса главным путеводителем по школьной жизни является классный руководитель, которого мы ценим и уважаем. Мы берём пример с родителей, ведь наше воспитание идёт из семьи, а школа – главный помощник в этом.

Сходства и отличия насыщенной жизни пионеров и учащихся пионерского возраста моей школы я объединила в таблицу.

Таблица 1.

Сходства и отличия

Пионеры 9-14 лет

Учащиеся моей школы 9-14 лет

Приверженность к политическому строю в стране

да

нет

Символы

да

нет

Школьная форма

да

да

Походы, турслёты

да

да

Игра «Зарница»

да

да

Помощь среднего звена школы младшим школьникам

да

да

Смотры строя и песни

да

да

Помощь старшему поколению

да

да

Участие в благотворительных акциях

да

да

Дежурство в школе

да

да

Благоустройство территорий

да

да


Считаю, что мы в определённом смысле – последователи пионеров, только без привязки к политическому строю в стране, со свободными взглядами на жизнь, со своими правами в этом мире.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несколько месяцев, которые потребовались мне для написания исследовательской работы про пионеров, значат для меня многое. Это знакомство с пионерским движением в стране и моём родном городе, пионерской символикой, это понимание, что наше поколение должно чтить добрые дела своих родных, перенимать положительный опыт пионерской организации. Это возможность рассказать своим учителям, одноклассникам, друзьям о пионерском движении, а также провести множество вечеров в семейном кругу и слушать интереснейшие рассказы родных. Оказалось, что у меня почти у единственной в классе родители были пионерами. Проанализировав и сравнив добрые дела пионеров и учащихся моего класса и школы пионерского возраста, сделала вывод, что мы – последователи пионеров, что наша жизнь такая же яркая и насыщенная, нас направляют на добрые дела родители, учителя, администрация школы, руководители кружков и секций. На основе полученной информации, можно сказать, что гипотеза доказана, быть пионером было достойно почётно и интересно.











































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

2. Н.Н. Носов «Весёлая семейка»

3. Интернет ресурсы: www.petrocollege.ru; www.wikipedia.ru.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Моя бабушка – пионер

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Пионерский класс моей бабушки























ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Буклет, был выдан маме при вступлении в пионеры























ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Мамин пионерский класс























ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Поездка маминого класса на экскурсию в Исакогорское железнодорожное управление























ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Обед маминого класса на турслёте























ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Наш 3 «В» класс в походе

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Наш класс в военно –патриотической игре «Зарница»



ПРИЛОЖЕНИЕ 9



Родители – наши помощники в сборе макулатуры





ПРИЛОЖЕНИЕ 10



Наш класс –победитель фестиваля военной песни



































ПРИЛОЖЕНИЕ 11



Участие класса в благоустройстве территории школы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!