СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Столыпин Петр Аркадьевич

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Столыпине и его аграрной реформе. 

Просмотр содержимого документа
«Столыпин Петр Аркадьевич»

Аграрная реформа Столыпина – планы и реальность.

Аграрная реформа Столыпина – планы и реальность.

Проблема: аграрная реформа Столыпина – благо или зло? Цель: проанализировать содержание аграрной реформы и ее итоги, определить, какова была ее роль в развитии России в начале XX века. Задачи: Дать полную характеристику аграрной реформы (планы, содержание, итоги). Определить ее положительные и отрицательные стороны. Определить причины неудачи реформы. Дать ответ на вопрос: почему реформа не имела логической завершенности.

Проблема: аграрная реформа Столыпина – благо или зло?

Цель: проанализировать содержание аграрной реформы и ее итоги, определить, какова была ее роль в развитии России в начале XX века.

Задачи:

  • Дать полную характеристику аграрной реформы (планы, содержание, итоги).
  • Определить ее положительные и отрицательные стороны.
  • Определить причины неудачи реформы.
  • Дать ответ на вопрос: почему реформа не имела логической завершенности.
Содержание: Информационный блок: Пути решения аграрного вопроса. Содержание аграрной реформы. Положительные и отрицательные стороны аграрной реформы.

Содержание:

Информационный блок:

  • Пути решения аграрного вопроса.
  • Содержание аграрной реформы.
  • Положительные и отрицательные стороны аграрной реформы.
Исследовательский блок: Исследование содержания аграрной реформы. Что было бы, не воплотись реформа в жизнь? Причины неудачи реформы? Почему реформа не имела логического завершения? Вывод. Анкетирование.

Исследовательский блок:

  • Исследование содержания аграрной реформы.
  • Что было бы, не воплотись реформа в жизнь?
  • Причины неудачи реформы?
  • Почему реформа не имела логического завершения?
  • Вывод.
  • Анкетирование.
Что из себя представляла Аграрная реформа Столыпина ?

Что из себя представляла Аграрная реформа Столыпина ?

Г оворя о противоречивых результатах реформы, следует, прежде всего, выделить ряд  положительных и отрицательных итогов .

В качестве  отрицательного  результата можно рассматривать то, что:

Так, в качестве  положительного  результата можно рассматривать то, что:

  • из общины выделилось до четверти хозяйств
  • усилилось расслоение деревни
  • сельская верхушка става давать до половины рыночного хлеба.
  • Из Европейской России в менее заселенные районы переселилось 3 млн. хозяйств.
  • 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот
  • В результате реформы за период 1890-1913 годы доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год.
  • На крестьянский двор приходилось только 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин.
  • Основным сельскохозяйственным орудием осталась соха, 58 % хозяйств не имели плугов.
  • Минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей.
  • С  59  до  83  рублей на один двор увеличилась стоимость сельскохозяйственных орудий, потребление суперфосфатных удобрений выросло с  8  до  20  млн. пудов.
  • И, в качестве самого серьезного последствия следует отметить то, что в 1911-1912 годах страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.

Исследовательский блок.

Исследовательский блок.

В целом, реформу можно представить:

В целом, реформу можно представить:

Е сли бы эта реформа не воплотилась в жизнь, то..   Не произошло бы укрепление социальной базы Крестьяне не смогли бы выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность

Е сли бы эта реформа не воплотилась в жизнь, то..

Не произошло бы укрепление социальной базы

Крестьяне не смогли бы выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность

"Разбавление" национальных границ империи так бы и не наступило

Не произошло бы освоения и постепенного "обжития" новых земель

Причин краха реформ было несколько:   противодействие крестьянства недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение плохая организация землеустроительных работ подъем рабочего движения в  1910-1914  гг.

Причин краха реформ было несколько:

  • противодействие крестьянства
  • недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение
  • плохая организация землеустроительных работ
  • подъем рабочего движения в  1910-1914  гг.
Почему реформа не имела логического завершения?   Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в  1911  году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников.

Почему реформа не имела логического завершения?

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в  1911  году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников.

Вот как реформа выглядела «из космоса»:

Вот как реформа выглядела «из космоса»:

Не удалось и территориально оторвать от
  • Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным.
Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики

Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики

 Вывод:  В целом, реформы Столыпина имели хоть и не продолжительный, но положительный эффект, хотя осуществлялись они невзирая на недовольства, а порой и бедствия простого народа.

Вывод: В целом, реформы Столыпина имели хоть и не продолжительный, но положительный эффект, хотя осуществлялись они невзирая на недовольства, а порой и бедствия простого народа.

Анкетирование: 1.Вы знаете, кто такой П. А. Столыпин? Да – 10% Что-то слышал (сомневаюсь) – 15% Нет – 75% 2. Вы слышали об его аграрной реформе? Да – 3% Что-то слышал (сомневаюсь) – 17% Нет – 80% 3. Знаете ли вы, что Столыпин был председателем первой Гос. Думы? Да – 3% Что-то слышал (сомневаюсь) – 5% Нет – 92% 4.О чем вам говорит содержание реформы? В ней больше положительных черт – 85% Сомневаюсь в ответе – 10% В ней больше отрицательных черт – 5% 5.Как вы считаете, в целом, реформа удалась? Да – 80% Сомневаюсь в ответе – 10% Нет – 10% 6.Как вы считаете, Столыпин проводил реформу в интересах народа? Да – 60% Сомневаюсь в ответе – 5% Нет – 35%

Анкетирование:

1.Вы знаете, кто такой П. А. Столыпин?

Да – 10% Что-то слышал (сомневаюсь) – 15%

Нет – 75%

2. Вы слышали об его аграрной реформе?

Да – 3% Что-то слышал (сомневаюсь) – 17%

Нет – 80%

3. Знаете ли вы, что Столыпин был председателем первой Гос. Думы?

Да – 3% Что-то слышал (сомневаюсь) – 5%

Нет – 92%

4.О чем вам говорит содержание реформы?

В ней больше положительных черт – 85% Сомневаюсь в ответе – 10%

В ней больше отрицательных черт – 5%

5.Как вы считаете, в целом, реформа удалась?

Да – 80% Сомневаюсь в ответе – 10%

Нет – 10%

6.Как вы считаете, Столыпин проводил реформу в интересах народа?

Да – 60% Сомневаюсь в ответе – 5%

Нет – 35%

Диаграммы.

Диаграммы.

Литература:

  • Анфимов А.Н.  Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881-1904. — М.: Наука, 1980. — 238 с.
  • Зырянов П.Н.   Крестьянская община Европейской России в 1907-1914 гг . — М.: Наука, 1992. — 256 с. —  ISBN 5-02-008627-4
  • Грегори П.   Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX вв.). Новые подсчеты и оценки  / Пер. с англ.. — М.: РОССПЭН, 2003. — 254 с. —  ISBN 5-8243-0291-X
  • Коцонис Я.   Как крестьян делали отсталыми . — М.: «Новое литературное обозрение», 2006. — 320 с. —  ISBN 5-86793-440-3
  • Сидельников С.М.   Аграрная реформа Столыпина . — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 335 с.
  • Тюкавкин В.Г.   Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа . — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 304 с. —  ISBN 5-88451-103-5
  • Шанин Т.   Революция как момент истины. 1905-1907 → 1917-1922 гг.  / Пер. с англ.. — М.: «Весь мир», 1997. — 560 с. — ISBN 5-7777-0039-Х
  • Энциклопедия "П. А. Столыпин" . Фонд изучения наследия П. А. Столыпина. Проверено 28 мая 2011.  Архивировано из первоисточника 21 августа 2011 .
  • Пахомчик С. А., Петуховский С. Л. Столыпинскан аграрная реформа и развитие производительных сил Сибири: Монография. Омск: ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина, 2012. — 328 с., ил., 500 экз.,  ISBN 978-5-9658-0092-6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!