СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Россия в эпоху столыпинских реформ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Столыпин Петр Аркадьевич (1862, Дрезден, Германия - 1911, Киев) - государственный деятель. Родился в старинной дворянской семье. Детство прошло в основном в Литве и за границей. В 1881 году окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Россия в эпоху столыпинских реформ»

Тема: Россия в эпоху столыпинских реформ

Задачи:

-Образовательные: познакомить с реформами П.А. Столыпина, ь охарактеризовать их последствия.

-Развивающие: развивать память, внимание, монологическую речь, внимание, умение работать с документами

-Воспитывающие: воспитывать толерантность, патриотизм, интерес к истории.

Тип урока: комбинированный

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал с отрывками документов

План урока

I.ОНУ. Целеполагание – 1 мин

II.Актуализация знаний – 5 мин

III.Изучение нового материала – 30 мин

IV. Закрепление – 8 мин

V. Итог урока – 1 мин

Ход урока. ( слайд2)

  1. ОНУ. Целеполагание.(слайд 3)

  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос:

- Когда произошла отмена крепостного права?

- Как был решен аграрный вопрос?(слайд 4)

3. Изучение нового материала:

3.1. Личность П.А. Столыпина: (доклад подготовленного студента)

Столыпин Петр Аркадьевич (1862, Дрезден, Германия - 1911, Киев) - государственный деятель. Родился в старинной дворянской семье. Детство прошло в основном в Литве и за границей. В 1881 году окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Крупный помещик, убежденный монархист, рано женившийся и имевший большую семью, Столыпин после окончания университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1889 году перешел в Министерство внутренних дел. В 1899 году был назначен ковенским губернским предводителем дворянства; в 1902 году - гродненским губернатором; в 1903 году стал губернатором в Саратове.

Во время крестьянских волнений лета 1905 проявил энергию, жесткость, личную смелость. Благодаря доле удачи и родственным связям в апреле 1906 года был назначен министром внутренних дел и в июле - одновременно председателем Совета министров. (слайд 5)

3.2. Реформы П.А. Столыпина (комбинированная лекция.)

В августе 1906 года на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых покушений. На министерской даче от взрыва бомбы погибло много посетителей, были ранены сын и дочь Столыпина, но сам он не пострадал. Столыпин с семьей переехал в Зимний дворец, а в России был принят указ о военно-полевых судах, в которых судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа. По подсчетам исследователей, с августа 1906 года по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора, а виселицу стали называть "столыпинским галстуком".



Из заметок П.А. Столыпина:

Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствие, а не причину…там, где правительство побеждало революцию…оно успевало не исключительно физической силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ. Обращать все творчество правительства на полицейские мероприятия – признак бессилия правящей власти.

-Чем вызвана необходимость реформ Столыпина? (слайд 6)



3 июня 1907 года II Дума была распущена, был изменен избирательный закон ("Третьеиюньский переворот"). С 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 действовала III Государственная Дума.(слайд 7)

Состав III Государственной Думы:

Председатели Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко

154 октябриста

28 прогрессистов

54 кадета

13 трудовиков

20 социал-демократов

147 крайне правых



-Сравните состав II и III Дум.

( Состав II Государственный Думы:

Председатель Ф.А. Головин

65 социал-демократов

34 социалиста-революционера

101 трудовик

14 народных социалистов

92 кадета

22 правых)

За пять лет существования III Дума приняла законы об укреплении армии, реформах местного самоуправления, просвещения. Но главным оставался аграрный вопрос.



Историк В.О. Ключевский о крестьянской общине

Одной из важнейших сторон крестьянского вопроса является нынешнее положение общинного землепользования. Увеличение населения сильно уменьшило земельные наделы крестьян и уронило раздробленные хозяйства, обессилив их. Неизбежные переделы лишают крестьянина главного стимула хорошей обработки, прочности пользования, уверенности в будущем… не устранялось первоначальное правило, по которому член общины мог отказаться от участия в ней лишь безвозмездно, и, таким образом, кто уходит, уходит без формального отказа от своей доли, но с пустыми руками, а кто остается, живет под вечным расслабляющим страхом, что ушедшие вернутся и захватят возделанные их руками полосы и угодья; получивший образование крестьянин обязан выйти из общества, и община лишается просвещенного члена и т.д.

-В чем заключались главные препятствия, мешавшие развитию сельского производства в России?



Из беседы с председателем Совета министров П.А. Столыпиным

.Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот. Эта великая задача наша – создание крепкого единоличного собственника – надежнейшего оплота государственности и культуры – неуклонно проводится правительством.

-Охарактеризуйте на основе документа цели столыпинской реформы. Были ли они, на ваш взгляд, осуществимы?



Эти цели легли в основу указа царя от 9 ноября 1906г.( начало реформы). Развивал реформу закон, принятый Государственной Думой 14 июня 1910г. Реформа продолжалась до 28 июня(11 июля) 1917г. (прекращена постановлением Временного правительства) (слайд 8)



Из указа от 9 ноября 1906 г.

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли. (…)

6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли…. Предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, поставленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность… домохозяина… Если в течение указанного срока такого приговора не поставит, то по ходатайству подавшего…заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником. (…)

12. Каждый домохозяин…имеет право…требовать, что бы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

- Какой механизм выхода из общины был предложен столыпинской реформой?



В основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе их владельца в одном месте. В случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор.





-Посмотрите отрывок из кинофильма и ответьте на вопрос: почему крестьяне не спешили выходить из общины?

Просмотр видеофрагмента «Вся суть реформы Столыпина»

- почему крестьяне не спешили выходить из общины?



Действительно, отруба и хутора часто создавались в совершенно неприспособленных для земледелия местах и нередко разорялись из-за неурожаев. Они «прижились» лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовали условия. Хорошо пошли дела на Северном Кавказе, в Заволжье и Северном Причерноморье, где можно осваивать степные просторы. (слайд 9)

Вторая сторона столыпинской реформы – переселение крестьян в Сибирь. За 1906-1916 гг при поддержке властей на новые земли переселились около 3,1 млн человек. Многие из них сумели создать крепкие хозяйства, но большинство столкнулись с новыми проблемами. Переселенцы, получившие некачественные земли, разорялись и озлобленные возвращались на прежнее место жительства. Всего вернулось около 0,5 млн человек. (слайд 10)

Итоги

  • 21 % крестьян вышли из общины

  • 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора

  • 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни

  • К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине

  • Ускорился процесс классового расслоения крестьянства

  • Увеличение количества городского плебса, вызванное выходом крестьян из общины

  • Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)

  • Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники (слайд 11)

Несмотря на все сложности и противоречия, аграрные преобразования принесли существенные плоды. Немало земель оказалось в руках зажиточного крестьянства. К 1914 году половина товарного хлеба производилась зажиточным крестьянством.

Для перевозки хлеба и других товаров Россия нуждалась в железных дорогах, которых с 1910 по 1913 г было построено 3200 км. В два раза выросло производство сельскохозяйственных машин, удобрений, что, в свою очередь, вызывало подъем машиностроения, химической промышленности. Росли добыча нефти, производство стали, электоэнергии и т.д.

С 1908 г в России начался стремительный рост экономики. Промышленное производство увеличивалось примерно на 11 % в год.(слайд 12)

3.3. Общественное движение.

С 1910 г. в России вновь оживилось оппозиционное движение. Массовая демонстрация произошла в столице в связи со смертью Льва Толстого. Усилились выступления студентов, забастовки рабочих. В апреле 1912 г. произошло выступление рабочих на Ленских золотых приисках в Восточной Сибири. При подавлении выступления войсками было убито и ранено более 500 человек. Ленские события потрясли всю страну, всюду происходили забастовки и демонстрации в знак солидарности с рабочими приисков. (слайд 13)

В 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. (слайд 14)



IV Государственная дума

Председатель М.В. Родзянко

65 правых

88 националистов

32 председателя «Центра»

98 октябристов

48 прогрессистов

59 кадетов

15 социал-демократов (из них 6 большевиков)



-Сравните состав III и IV Дум. В чем причины изменения их состава?(слайд 15)



3.4. Внешняя политика.

В ходе балканских кризисов 1908— 1913 гг., перераставших в столкновения различных держав на Балканах, российская печать и российские политические партии требовали активного вмешательства в конфликт с целью оказания реальной помощи братьям-славянам. Лидеры почти всех крупнейших думских фракций (прежде всего, октябристы и кадеты) во главе с председателем IV Государственной думы М.В.Родзянко выступали за проведение активной внешней политики: завоевания проливов и водружения православного креста на храме Святой Софии в Константинополе. Против попыток вовлечь Россию в войну боролся Столыпин, поддержанный Николаем II. И премьер, и император знали, что преобразования в армии еще не закончены, хотя она уже качественно улучшилась по сравнению с началом столетия. Всеми силами российский монарх пытался избежать войны. Однако события оказались сильнее его. В 1914 г. уже вся Европа говорила о надвигающемся конфликте.(слайд 16)



4.Закрепление. Фронтальный опрос:



-С каких мероприятий начал П.А. Столыпин свою деятельность на посту главы правительства? Какие преобразования объединяются под понятием «столыпинские реформы»?

- назовите два главных направления аграрной реформы Столыпина. Каковы их результаты? Что не удалось достичь и почему?

-каковы были результаты экономического развития России после революции 1905-1907 гг ?

-С чем связано усиление оппозиционного движения? В каких событиях оно проявилось?

-Почему Россия проводила осторожную внешнюю политику ?

5. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.















Список источников:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История. Дидактические материалы» М., 2013

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История.» ч.2. М., 2013

  3. http://www.hrono.info/biograf/bio_s/stolypin_pa.php

  4. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Столыпин%2C_Петр_Аркадьевич








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!