Мотивация обучающихся на уроках информатики Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Обучающиеся могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые подростки, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения. Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения. Для повышения мотивации необходимо: обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление; организовать сотрудничество на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно строить отношения с обучающимися, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике. В начале изучения нового курса, раздела или темы, мы часто произносим примерно следующие слова: «В современном обществе человек не может быть успешен без знаний информатики (физики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)». А в действительности обучающиеся видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса обучающихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу «Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом». Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, т.е. то, что вызывает трудности в понимании). Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства обучающихся компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Вы, наверное, часто замечали, что слова «Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится», звучат гораздо чаще, чем «Я не буду учить, потому что это неинтересно», или «Мне это нужно для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ». Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой. Прием первый: обращение к жизненному опыту обучающихся Прием заключается в том, что преподаватель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с обучающимися необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока. Кроме того, обращение к опыту - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Прием второй: создание проблемной ситуации Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед обучающимися ставится проблема, преодолевая которую, студент осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Примеры Очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Интересные формулировки тем встречается в учебнике «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» Какие действия можно выполнять над папками? Что такое информационная модель? Назовите основные устройства компьютера. Что понимается под производительностью компьютера? Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение преподавателя, обучающиеся могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Пример . «Опознай пословицу» Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале 1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты) 2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь) 3. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек) 4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет) Пример 4 Ребусы. При изучении темы «Решение логических задач» можно рассказать о «Задаче Эйнштейна». Во-первых, сама фамилия этого учёного уже привлекает внимание ребят. А когда они самостоятельно решают эту задачу, у них возникает ситуация успеха и кажется, что все остальные задачи им по плечу. Четвёртый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты. Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности. Важным мотивом для обучающихся при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в помощь преподавателям. Пример. Иногда на уроках необходимо выполнить небольшую презентацию – проект. И, если есть возможность - нужно менять ребят группами, чтобы они смотрели, что получилось у их одногруппников при том же самом наборе начальных данных. Таким, образом, в начале следующего урока можно подвести итог, о многообразии использования различных средств (например презентаций) и обязательно показать такое действие. Которое никто из ребят не использовал (как правило это движение по заданной траектории) Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы и т.п. Для контроля учебных достижений широко используются привычные для учеников такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания обучающихся можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел , в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому студенту, нужно хвалить их за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к обучающемуся, это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения. |