СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. 6 класс»

ЛЕКСИКА

ЛЕКСИКА

САМОПРОВЕРКА Словарный диктант  Сбить, сгореть, подбежать, подтвердить, долететь, доиграть, отбросить, откатить, обгореть, обкатать, надписать, надломить, закрутить, закидать, предсказать, предложить, поискать, полететь, пробежать, проскочить, впустить, ворваться, осмотреться, очутиться, отовсюду.

САМОПРОВЕРКА

Словарный диктант

Сбить, сгореть, подбежать, подтвердить, долететь, доиграть, отбросить, откатить, обгореть, обкатать, надписать, надломить, закрутить, закидать, предсказать, предложить, поискать, полететь, пробежать, проскочить, впустить, ворваться, осмотреться, очутиться, отовсюду.

Фонетический разбор слова: I вариант II вариант Хрустнула Долететь Хрустнула [х] – – Долететь [д] – [р] – [a] [у] – – [л`] – [с] – [и] –  [–] – [т`] – [н] – [э] – [у] – [т`] – [л] –  [–] – [а]

Фонетический разбор слова:

I вариант II вариант

Хрустнула

Долететь

Хрустнула

[х]

Долететь

[д]

[р]

[a]

[у]

[л`]

[с]

[и]

[–]

[т`]

[н]

[э]

[у]

[т`]

[л]

[–]

[а]

190 С целью придания стихотворению торжественного звучания, передачи восхищения историей и красотой Санкт-Петербурга Г ра д, б ла т, ст ра н, к ра са (неполногласие) Полно щ ных (звук Щ), воз нёсся (приставка ВОЗ) Прочитайте фрагмент вступления к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Найдите в тексте и випишете слова со стилистической окраской возвышенности. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознёсся пышно, горделиво… Град, краса, диво, из тьмы, вознёсся, горделиво. 1. Подумайте, с какой целью автор использует высокую лексику. 2. Докажите, что высокие слова в стихотворении А. Пушкина являются старославянизмами. Используйте материал учебника на стр. 99.

190

С целью придания стихотворению торжественного звучания, передачи восхищения историей и красотой Санкт-Петербурга

Г ра д, б ла т, ст ра н, к ра са (неполногласие)

Полно щ ных (звук Щ), воз нёсся (приставка ВОЗ)

Прочитайте фрагмент вступления к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Найдите в тексте и випишете слова со стилистической окраской возвышенности.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…

Град, краса, диво, из тьмы, вознёсся, горделиво.

1. Подумайте, с какой целью автор использует высокую лексику.

2. Докажите, что высокие слова в стихотворении А. Пушкина являются старославянизмами. Используйте материал учебника на стр. 99.

«Стилистические пласты лексики. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА».

«Стилистические пласты лексики.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА».

В каком значении употреблено слово «пласт» в нашей теме? ПЛАСТ – 1.  Слой чего-л. однородного по составу и отделённого от другого, других.   Пласты перистых облаков.   Пласты дыма, тумана.    2.   Спец.  Горизонтальный слой осадочной горной породы относительно однородного состава. Угольный пласт. Пласты меди выходят на поверхность земли.   3.   обычно мн.:  пласты, -ов. Однородная в каком-л. отношении часть чего‑л., обладающая сходными характеристиками, свойствами. Дореволюционный пласт русской истории. Вскрывать пласты памяти.

В каком значении употреблено слово «пласт» в нашей теме?

ПЛАСТ –

1.  Слой чего-л. однородного по составу и отделённого от другого, других.   Пласты перистых облаков.   Пласты дыма, тумана.   

2.   Спец.  Горизонтальный слой осадочной горной породы относительно однородного состава. Угольный пласт. Пласты меди выходят на поверхность земли.  

3.   обычно мн.:  пласты, -ов. Однородная в каком-л. отношении часть чего‑л., обладающая сходными характеристиками, свойствами. Дореволюционный пласт русской истории. Вскрывать пласты памяти.

СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЙ РАЗГОВОРНЫЙ официально- деловой научный публицистический художественный

СТИЛИ РЕЧИ

КНИЖНЫЙ

РАЗГОВОРНЫЙ

официально-

деловой

научный

публицистический

художественный

Слова русского языка бывают разными по стилистической окраске. ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Стилистически окрашенная Стилистически нейтральная КНИЖНАЯ РАЗГОВОРНАЯ

Слова русского языка бывают разными

по стилистической окраске.

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Стилистически

окрашенная

Стилистически

нейтральная

КНИЖНАЯ

РАЗГОВОРНАЯ

Что такое стилистические пласты лексики? Стилистические пласты лексики - неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ЛЕКСИКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ РАЗГОВОРНАЯ Лицо Глаза Голый Будущий Бродить Спать Очи Лик Грядущий Блуждаьб Внимать Молодчина Работяга Раздевалка Плутать Помирать

Что такое стилистические пласты лексики?

Стилистические пласты лексики - неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ЛЕКСИКИ

НЕЙТРАЛЬНАЯ

КНИЖНАЯ

РАЗГОВОРНАЯ

Лицо

Глаза

Голый

Будущий

Бродить

Спать

Очи

Лик

Грядущий

Блуждаьб

Внимать

Молодчина

Работяга

Раздевалка

Плутать

Помирать

https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04

https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04

Разговорная  лексика употребляется в простом, неофициальном общении: в быту или в профессиональных беседах в неофициальной обстановке. К лексике разговорного стиля относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило, письменным жанрам (языку деловых бумаг, научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п. Лексика разговорного стиля неоднородна. лексика разговорного стиля различается степенью литературности и экспрессивно-эмоциональными качествами.

Разговорная  лексика употребляется в простом, неофициальном общении: в быту или в профессиональных беседах в неофициальной обстановке.

К лексике разговорного стиля относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило,

письменным жанрам (языку деловых бумаг,

научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п.

Лексика разговорного стиля неоднородна. лексика разговорного стиля различается степенью

литературности и экспрессивно-эмоциональными качествами.

 Многие  разговорные слова  являются  эмоционально-оценочными , то есть передают положительные и отрицательные оценки и эмоции говорящего: одобрение, ласку, иронию, неодобрение, презрение и др. В толковых словарях эмоционально-оценочная окраска слова передаётся с помощью помет  ласк., уменьш.-ласк., одобр.  (одобрительное),  неодобр., презр.  (презрительное),  пренебр.  (пренебрежительное),  бран.  (бранное),  вульг.  (вульгарное) и др.

Многие  разговорные слова  являются  эмоционально-оценочными , то есть передают положительные и отрицательные оценки и эмоции говорящего: одобрение, ласку, иронию, неодобрение, презрение и др. В толковых словарях эмоционально-оценочная окраска слова передаётся с помощью помет  ласк., уменьш.-ласк., одобр.  (одобрительное), 

неодобр., презр.  (презрительное), 

пренебр.  (пренебрежительное), 

бран.  (бранное), 

вульг.  (вульгарное) и др.

Немалая часть разговорных слов выражает отношение к называемому предмету, явлению, действию, свойству, признаку и их эмоциональную оценку:  бабуся, дочурка, детишки, егоза, малыш, мальчуган, симпатяга ( ласкательные );  допотопный, кропать стишки, развоеваться, баталия  ( иронические );  возомнить, заумь, зубрежка, изворачиваться, лебезить, писанина, прикарманить, отпетый, увиливать, халтура    ( пренебрежительные ) и т.д.

Немалая часть разговорных слов выражает отношение к называемому предмету, явлению, действию, свойству, признаку и их эмоциональную оценку: 

  • бабуся, дочурка, детишки, егоза, малыш, мальчуган, симпатяга ( ласкательные ); 
  • допотопный, кропать стишки, развоеваться, баталия  ( иронические ); 
  • возомнить, заумь, зубрежка, изворачиваться, лебезить, писанина, прикарманить, отпетый, увиливать, халтура  

( пренебрежительные ) и т.д.

 Эмоциональность большого числа разговорных слов создается переносностью их значений :  баталия  ( 'шумная ссора’ ),  винегрет  ( 'о смешении разнородных понятий, предметов’ ),  конура  ( 'о тесном, темном, грязном помещении’ ),  каланча  ( 'о человеке очень высокого роста’ ),  липнуть  ( 'назойливо приставать с чем-либо’ ),  стрекоза  ( 'о  живой, подвижной девочке, девушке' ) и т.д. – или переносностью смысла корня слова –  прикарманить, отпетый, увиливать  и др.  В других случаях эмоциональность слов вызвана соответствующим суффиксом :  дочурка, мальчуган, ножка, ножища, стишки  и т.д.

Эмоциональность большого числа разговорных слов создается переносностью их значений

баталия  ( 'шумная ссора’ ), 

винегрет  ( 'о смешении разнородных понятий, предметов’ ), 

конура  ( 'о тесном, темном, грязном помещении’ ), 

каланча  ( 'о человеке очень высокого роста’ ), 

липнуть  ( 'назойливо приставать с чем-либо’ ), 

стрекоза  (  живой, подвижной девочке, девушке' ) и т.д.

– или переносностью смысла корня слова –  прикарманить, отпетый, увиливать  и др.

В других случаях эмоциональность слов вызвана соответствующим суффиксомдочурка, мальчуган, ножка, ножища, стишки  и т.д.

 Но не все разговорные слова могут выражать эмоциональную оценку. Не имеют этой способности  билетерша, вздремнуть, впрямь, восвояси, вот-вот, досюда, каверза, кадровик, газировка, незадача, ненадеванный, обнова, в обнимку, пятак, перекур, мигом, струхнуть, вроде, столярничать  и др.  Разговорные слова (особенно те, что не содержат никакой эмоциональной оценки) близки к межстилевой лексике. Однако они все-таки отличаются от нее. Это легче всего обнаружить, если

Но не все разговорные слова могут выражать эмоциональную оценку. Не имеют этой способности  билетерша, вздремнуть, впрямь, восвояси, вот-вот, досюда, каверза, кадровик, газировка, незадача, ненадеванный, обнова, в обнимку, пятак, перекур, мигом, струхнуть, вроде, столярничать  и др.

Разговорные слова

(особенно те, что не содержат никакой

эмоциональной оценки) близки к межстилевой лексике. Однако они все-таки отличаются от нее. Это легче всего обнаружить, если "поместить" их в деловой официальный контекст, где они, в отличие от межстилевых слов, окажутся инородными. И объясняется это теми особенностями разговорных слов, которые и делают их разговорными, хоть чуть-чуть, но сниженными .

193   Запишите разговорные слова в два столбика: а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской, б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской. Грязнуля, жадина, подлиза, мамуля, бестолковщина, говорильня, умница, солнышко. слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской Мамуля, умница, солнышко Грязнуля, жадина, подлиза, бестолковщина, говорильня

193

  Запишите разговорные слова в два столбика:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской,

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской.

Грязнуля, жадина, подлиза, мамуля, бестолковщина, говорильня, умница, солнышко.

слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской

слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской

Мамуля, умница, солнышко

Грязнуля, жадина, подлиза, бестолковщина, говорильня

 Разговорная лексика по сравнению с книжной и стилистически нейтральной обладает оттенком сниженности.  Наибольшую степень сниженности имеют слова жаргонные и просторечные. 194  Рассмотрите таблицу. Расскажите, на какие две группы делятся просторечные слова. Просторечные слова Нарушают нормы (правила) русского литературного языка. Используются в речи недостаточно образованных людей (ихний, тутошний, промеж) Грубоватые и грубые, в том числе бранные (башка, рожа, трепач) В толковых словарях просторечные слова помещаются с пометой  прост.  Например: Растеря́ха,  -и,  м.  и  ж. (прост.). Человек, который постоянно всё теряет, забывает.

Разговорная лексика по сравнению с книжной и стилистически нейтральной обладает оттенком сниженности.

Наибольшую степень сниженности имеют слова жаргонные и просторечные.

194

Рассмотрите таблицу. Расскажите, на какие две группы делятся просторечные слова.

Просторечные слова

Нарушают нормы (правила) русского литературного языка. Используются в речи недостаточно образованных людей (ихний, тутошний, промеж)

Грубоватые и грубые, в том числе бранные (башка, рожа, трепач)

В толковых словарях просторечные слова помещаются с пометой  прост.  Например:

Растеря́ха,  -и,  м.  и  ж. (прост.).

Человек, который постоянно всё теряет, забывает.

Деление лексики на высокую, сниженную и стилистически нейтральную отражает национальные особенности русской речи, которая может быть высокой, сниженной или «средней» (обычной).  Сниженный характер просторечных слов  (как и жаргонных) особенно отчётливо ощущается при сравнении их со стилистически нейтральными и высокими. Грубые и бранные просторечные слова нарушают морально-этические нормы общения и унижают достоинство не только собеседника, но и говорящего. Они недопустимы в речи культурных людей. 195   Перепишите, дополняя таблицу недостающими словами. Высокие ЛИК Стилистически нейтральные Сниженные ОЧИ РОЖА ВКУШАТЬ ВЗИРАТЬ ЗЕНКИ ПОЧИВАТЬ ЖРАТЬ ЗЫРИТЬ ДРЫХНУТЬ ЛИЦО ГЛАЗА ЕСТЬ СМОТРЕТЬ СПАТЬ

Деление лексики на высокую, сниженную и стилистически нейтральную отражает национальные особенности русской речи, которая может быть высокой, сниженной или «средней» (обычной).

Сниженный характер просторечных слов  (как и жаргонных) особенно отчётливо ощущается при сравнении их со стилистически нейтральными и высокими.

Грубые и бранные просторечные слова нарушают морально-этические нормы общения и унижают достоинство не только собеседника, но и говорящего. Они недопустимы в речи культурных людей.

195

  Перепишите, дополняя таблицу недостающими словами.

Высокие

ЛИК

Стилистически нейтральные

Сниженные

ОЧИ

РОЖА

ВКУШАТЬ

ВЗИРАТЬ

ЗЕНКИ

ПОЧИВАТЬ

ЖРАТЬ

ЗЫРИТЬ

ДРЫХНУТЬ

ЛИЦО

ГЛАЗА

ЕСТЬ

СМОТРЕТЬ

СПАТЬ

 Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику? Нарушает нормы литературного языка Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной. Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным

Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику?

Нарушает нормы литературного языка

Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной.

Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным

 А где она может быть уместна?  В художественных текстах  При введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости её использования, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.

А где она может быть уместна?

В художественных текстах

При введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости её использования, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.

197   Прочитайте текст. Найдите и выпишите слова со сниженной стилистической окраской. Определите, к каким лексическим группам (литературно-разговорные, просторечные, жаргонные) они относятся. Подумайте, для чего они используются в тексте.  Говорят, верблюд месяц может ничего не жрать. Вот это дивное животное! Он, говорят, пососёт какую-нибудь травку, понюхает камушек, и с него хватит, сыт по горло. Вот это благородное животное! А теперь, скажем, человек. Человеку ежедневно чего-нибудь пожрать нужно. Он какой-нибудь травинкой не прельстится и камней нюхать не станет. Ему вынь да положь чего-нибудь этакое острое. Суп и на второе рыбу деваляй. Вот что он любит. И мало того что человек ежедневно пищу жрёт, а ещё и костюмы носит и в баню ходит. (М. Зощенко)

197

  Прочитайте текст. Найдите и выпишите слова со сниженной стилистической окраской. Определите, к каким лексическим группам (литературно-разговорные, просторечные, жаргонные) они относятся. Подумайте, для чего они используются в тексте.

Говорят, верблюд месяц может ничего не жрать. Вот это дивное животное! Он, говорят, пососёт какую-нибудь травку, понюхает камушек, и с него хватит, сыт по горло. Вот это благородное животное!

А теперь, скажем, человек. Человеку ежедневно чего-нибудь пожрать нужно. Он какой-нибудь травинкой не прельстится и камней нюхать не станет. Ему вынь да положь чего-нибудь этакое острое. Суп и на второе рыбу деваляй. Вот что он любит.

И мало того что человек ежедневно пищу жрёт, а ещё и костюмы носит и в баню ходит.

(М. Зощенко)

Жрать (прост), травку (лит.-разг.), камушек (лит.-разг.), сыт по горло (лит.-разг.), скажем (лит.-разг.), пожрать (прост.), травинкой (лит.-разг.), прельстится (лит.-разг.), нюхать (лит.-разг.), вынь да положь (прост.), этакое (прост.), рыбу деваляй (прост.), мало того что (лит.-разг.), жрёт (прост.). Используется для передачи речи малообразованного, неграмотного человека, а также для создания юмористического эффекта.

Жрать (прост), травку (лит.-разг.), камушек (лит.-разг.), сыт по горло (лит.-разг.), скажем (лит.-разг.), пожрать (прост.), травинкой (лит.-разг.), прельстится (лит.-разг.), нюхать (лит.-разг.), вынь да положь (прост.), этакое (прост.), рыбу деваляй (прост.), мало того что (лит.-разг.), жрёт (прост.).

Используется для передачи речи малообразованного, неграмотного человека, а также для создания юмористического эффекта.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Упражнение 196 + теория

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Упражнение 196 + теория


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!