СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения-описания. А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сформировать литературные представления об особенностях стихотворений-описаний, определять настроение в поэтических картинах, научить находить выразительные средства?

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения-описания. А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»»

Урок литературного чтения. 3 класс

Тема. Стихотворения-описания. А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

Цель:

1. знать содержание стихотворения особенности стихотворений-описаний, учиться определять настроение в поэтических картинах, уметь выделять в стихотворении образные выражения. Задачи: 1. формировать литературные представления об особенностях стихотворений-описаний, 2. обогащать устную речь учащихся образными словами и выражениями поэтических выражений, 3. прививать любовь к поэтическим произведениям, интерес к ним Оборудование: маршрутный лист, памятки, карточки, толковый словарь русского языка, тренажёр для развития навыка быстрого чтения.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Рада возможности вместе с вами прожить ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся.

II. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Соотнесите пору года, автора стихотворения и строки из стихотворений с помощью стрелок.



Осень

Николай Некрасов

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

Зима

Михаил Геллер

Листья поблёкнуть ещё не успели,

желты и свежи лежат, как ковёр.

Весна

Александр Пушкин

Кругом с тоскою глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Лето

Сергей Есенин

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.


Владимир Татаринов

Розовый, берёзовый

В роще стал рассвет.

.







III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока. 1) Речевая разминка. Тренинг для развития навыка быстрого чтения. Чтение текста-вертушки «Весна» (с интерактивной доски). 2) Показ репродукции картины И.Левитана «Март».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Март».

3) Определение целей деятельности на уроке.

- Когда то я была такой же, как вы. И все мои детские воспоминания связаны с маленькой деревенькой. До сих пор в моей памяти остались стихи, которые слились с тем, чем я любовалась и восхищалась на своей малой родине (в этот момент на слайде появляется репродукция картины И.Левитана «Март») (на интерактивной доске).

- Вы уже догадались, о каком времени года будем читать?

- Весна – удивительное время года. Весенняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить.

- Вспомним, кто может изобразить весну? (Художники)

4) Выполнение задания 1 по маршрутному листу для группы. (Приложение 1)

Задание 1.

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать весну?

А) Композитор, потому что…

Б) Художник, потому что…

- Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов. Используя разнообразные художественные приёмы.

5) Знакомство с автором стихотворения.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта…

- Вам нужно разгадать это… (Записано на доске)

АВЛВЕВКВСВЕВЙВТВОВЛВСВТВОВЙ

(Алексей Толстой)

- Знакомы ли вы с творчеством поэта?

- О чём писал Алексей Толстой? (О природе)

- Алексей Толстой очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.

- Давайте вместе с автором окунёмся в мир весенней природы.

Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 века А. К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…».

6) Определение задач урока.

- Чем может быть полезен сегодняшний урок литературного чтения?

На доске учитель схематично обозначает задачи урока со слов детей и располагает в порядке их достижения:

- прочитать;

- нарисовать картины;

- поработать со словами;

- прочитать выразительно.

(П→К→СЛ→В)

IV. Работа по теме урока.

Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия.

1) Просмотр видеоролика.

2) Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» и ответьте на вопрос:

- Каким настроением оно проникнуто?

Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).

3) Выполнение задания 2 по маршрутному листу (приложение 1) и словарю настроений.

- Используя маршрутный лист и словарь настроений, определите настроение стихотворения.

Задание 2.

- Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.

А) Радость.

Б) Грусть.

В) Восторг.

4) Самостоятельное чтение стихотворения.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение,

рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.

Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются.

- Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

5) Выполнение коллажа: соотнесение картинок (опорных конструкций) (приложение 2) и предложений. Работа в группах.

Задание для группы.

- Ребята «нарисовали» картины. Какие они получились?

Соотнесение картинок (опорных конструкций) и предложений.

1. Снег тает в поле.

2. Кувшинчик расцветает.

3. Журавли зовут друг друга.

4. Юный лес в зелёном наряде.

5. Всё радуется весне и поёт.

Проверка выполнения выполнения коллажа.

Физкультминутка

6) Актуализация знаний о выразительных средствах языка.

Работа в парах. Восстановление порядка.

- Что помогло увидеть, услышать, почувствовать?

- Какие же выразительные средства использовал автор?

Проверка осуществляется по словарику к уроку, который есть у каждого ученика. (Приложение 2.)

Анализ изобразительных средств. Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли. Организация учебного диалога.

7) Словарная работа.

- Прочитайте первую строчку.

Вот уж снег последний в поле тает.

- Найдите эпитет. (Последний) Эпитет – последний.

Теплый пар восходит от земли.

- Какой эпитет использовал автор во второй строке? (Теплый) Эпитет – тёплый.

- Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)

- Что значит «восходит»? (Поднимается)

- Как поднимается? (Величаво, красиво)

- Какое отношение автора выражено в этих словах?

И кувшинчик синий расцветает.

- О каком кувшинчике говорит поэт? ( Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву).

- Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (Маленький, хрупкий)

- Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом).

- Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?

Вывод: слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора.

Метафора- кувшинчик.

И зовут друг друга журавли.

- Куда зовут журавли друг друга? (Домой).

- Чем является слово «зовут»? (Олицетворение). Олицетворение – зовут.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

- Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками).

- Кто может быть молодым?

- Какое это выразительное средство?

«В зеленый дым» - что имеет ввиду автор?

- Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет). Эпитет – тёплый.

- Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза).

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

- Что слышите?

- Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)

- Найдите олицетворения. Олицетворения – дыханием согрето,любит, поёт.

Гимнастика для глаз.

V. Закрепление полученных знаний

1) Исследовательская работа.

Выполнение задания 3 по маршрутному листу (приложение 1).

Работа в группах.

- Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:

Задание для 1 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный).

Задание для 2 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт).

Задание для 3 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).

- Много ли в стихотворении красок?

- Да.

- Почему же мы почувствовали весну? Чего же в стихотворениях Толстого больше? (Звуков).

2) Анализ изобразительных средств (продолжение).

Работа с литературными загадками.

Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают.

- Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.

Загадка первая.

- О каком месяце весны говорит автор? Почему?

(Конец апреля - начало мая – время появления подснежников).

Загадка вторая.

- Какое время суток показал А. Толстой? Почему? (Утро – восходит пар.)

Загадка третья.

- Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим?

- Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет о весне.)

- Почему? (Мы ждем журчанья ручейков, плеска воды, птичьего перезвона, мечтаем о том, чтобы вдохнуть глоток свежего, чистого воздуха.)

3) Выполнение задания 4 по маршрутному листу (приложение 1).

- Найдите в маршрутном листе задание 4.

Прочитайте его.

Учащиеся читают задания на маршрутных листах.

Мы определили в тексте стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает..» средства художественной выразительности, которые передают звуки весны.

После чтения этого стихотворения можно ли определить:

А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)

Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)

В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.

4) Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся отмечают:

прочитано стихотворение,

нарисованы картины,

найдены выразительные средства.

Все это поможет прочитать стихотворение выразительно.

- Загадки разгаданы. Что еще нами сделано?

- Чему это поможет?

- Что можете выполнить самостоятельно?

- Приготовьте выразительное чтение самостоятельно.

- Кто готов подарить свое чтение всем?

- Что помогло прочитать выразительно?

Читают 2-3 учащихся.

После чтения заслушиваются оценки учащихся (по желанию).

Так легко ли быть поэтом?

VI. Подведение итогов урока.

- Заканчивается урок. Он был сегодня полезным для вас?

- Чему научились?

Заслушивается несколько учащихся.

Самооценка и содержательная рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание. Домашнее задание (с комментарием учителя).

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

Домашнее задание на выбор:

- стихотворение или рассказ о весне;

- выполнить рисунок к стихотворению;

- выучить стихотворение наизусть.

VIII. Эмоциональная рефлексия.

-Музыка, живопись и художественное слово открывают нам красоту мира и помогают:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

Прекрасен и хрупок этот мир. (Слайд 5)

Он ждет от каждого из нас любви и заботы.

- Возьмите подснежник (Приложение 3.), если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то поместите его в букет на доске. Спасибо за урок!


Приложение 1

Маршрутный лист

Задание 1 для группы.

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать весну? Обведите буквы с правильным ответом.

А) Композитор, потому что…

Б) Художник, потому что…

Задание 2 для группы. Настроение стихотворения.

Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.

А) Радость.

Б) Грусть.

В) Восторг.

Задание 3 для литературоведов.

Задание для 1 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный)

Задание для 2 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт) Задание для 3 группы.

Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).

Задание 4 для группы. Отношение автора к весне.

После чтения этого стихотворения можно ли определить:

А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)

Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)

В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.

Приложение 2

1. Снег тает в поле.

2. Кувшинчик расцветает.

3. Журавли зовут друг друга.

4. Юный лес в зелёном наряде.

5. Всё радуется весне и поёт.

Приложение 3









12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!