Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Подготовила:учитель русского языка и литературы МКОУ « Брусовская СОШ» Гладких Надежда Николаевна
В. Лебедев –Кумач «Священная война »
Тема урока: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
- Кто сказал, что надо бросить
- Песню на войне?
- После боя сердце просит
- Музыки вдвойне.
- В.Лебедев-Кумач
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. . Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром .
Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
Стихотворение «Жди меня» (1943г.)
Стихотворение посвящено второй жене К.М. Симонова актрисе Валентине Серовой,
Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:
«Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль».
Песня «Жди меня» на слова К.Симонова исполняют Н. Лазарев, Л. Казакова.
Михаил Васильевич Исаковский
Родные края М. В. Исаковского – Смоленщина, бывший Ельнинский уезд, деревня Глотовка. Там 7 (19) января 1900 года родился поэт, там прошли его детство и юность, там ещё за школьной партой он начал писать стихи. Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях
Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.
Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Но сердцем поэт был на фронте, в строю бойцов.
“ А дни бегут. А сила не вернётся,
А старость бродит по моим следам.
Пусть будет так. Но всё же сердце бьётся
И это сердце – без остатка – там!
Катюша – неофициальное название бесствольных систем реактивной артиллерии
Песня «Соловьи»
Соловьи соловьи,
- не тревожьте солдат,
- Пусть солдаты немного поспят…
Пришла и к нам на фронт весна…
Анализ содержания стихотворения А.Фатьянова «Соловьи»?»
- - О каком периоде войны здесь идёт речь?
- Какие словесные картины вы могли бы нарисовать по прослушанному стихотворению А.Фатьянова «Соловьи»? Какие краски бы использовали?
- – Почему песню «Соловьи» называют народной?
Николай Старшинов в одном из своих стихотворений писал:
«Тут и выйдет Алёша Фатьянов, Запевала из всех запевал…
Не его ли в глухом чернолесье Надрывались всю ночь соловьи? Не его ли широкие песни
Были самые наши.
Свои.»
Родоначальник авторской песни .
- Булат Шалвович
- Окуджава «Песенка о пехоте»
Л. И. Ошанин, песня «Дороги»
- Осенью 1945 года Л.Ошанин напишет песню, которая станет символом Великой Отечественной войны .
Трудные дороги солдат
Особенности жанра песни «Дороги»
- Как вы думаете, к какому жанру относится песня:
- песня –призыв,
- песня-раздумье,
- песня –марш,
- песня –воспоминание, песня-плач,
- песня – трагедия?
- Почему песню называют исповедальной?
О чём песня? Дорога стала символом… чего? Запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом дорога.
Проверь себя
- Дорога – жизненный путь, «дорога жизни», уход из дома, возвращение в родные края, военные дороги
Кроссворд: Песни, победившие войну
По горизонтали:
1.Их грозная доблесть поселилась в наших сердцах.
3.Они «сожгли родную хату»
5. Они тревожили своим пением солдат, позабыв о боях.
7.О них не надо думать свысока
8. Она была «компасом земным».
9. Песня с женским именем, популярная в годы войны
По вертикали:
2.Он был самым последним и трудным.
4.Эх, … пыль да туман
6. Песня, ставшая гимном Великой Отечественной войны
2
1
6
5
4
3
7
8
9
Кроссворд: Песни, победившие войну
2
Б
1
О
6
5
Й
С
4
Д
В
3
О
7
Я
О
Л
В
О
Р
С
Р
Щ
В
А
О
Е
8
9
Ь
Н
Г
К
А
Н
К
У
И
И
А
Н
Д
Т
Я
Е
Д
А
Ж
Ю
Ш
Д
А
А
Домашнее задание
Творческое задание на дом: предлагается прослушать отрывок из стихотворения и продолжить стихотворение, написав сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе урока.
О чём бы думал я?
Сраженный вражеской гранатой,
О чем бы думал я в тот миг,
Когда, лежа, в ромашках смятых.
Последний раз смотрел на них?
Или: Написать письмо ветерану со словами благодарности , красочно оформить
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач
- Вывод: Оказалось, что стихи и песни о Великой Отечественной войне стали своеобразным символом времени и той самой нитью, которая связала поколения и дала возможность понимать друг друга отцам и детям, внукам.
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Спасибо за урок!