СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Выбор направления, проблемы и темы проектной работы школьников по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены этапы работы над проектом по русскому языку: выбор направления, темы и проблемы учебно-исследовательской работы

Просмотр содержимого документа
«Статья " Выбор направления, проблемы и темы проектной работы школьников по русскому языку"»



Выбор направления, проблемы и темы проектной и учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку.















































Часто дети затрудняются и не могут сами предложить тему исследования, поэтому руководитель должен помочь начинающему исследователю «встретиться» с темой. Для этого можно организовать педагогический «консилиум», когда ориентирование в выборе темы начинается с собеседования учащегося с научным руководителем, школьным психологом и классным руководителем. Другой способ помочь в выборе темы – предложить в начале учебного года список проблем для исследовательских работ. Логично, если руководитель предлагает проблемы будущих исследований в русле одного направления, глубоко им изученного.

Совместная исследовательская работа обогащает ученика и учителя, но она возможна только при уважительном и доброжелательном общении. Продуктивна работа в сотрудничестве независимо от того, кем предложена тема исследования.

От направления к теме. Направление – это объемное исследовательское пространство, которое может быть задано разными языковыми уровнями, или сферами функционирования языка, или разделами лингвистики. Чаще всего элективный или факультативный курс разворачивается вокруг одного направления. Наиболее традиционны такие : «Лингвистический анализ текста», «Язык и речь», «Языковые особенности родного края», «Культура русской речи». Эти направления развиваются через постановку проблем.

Курс «Речевой этикет». Проблемы для исследования:

- нарушение норм речевого этикета в речи старшеклассников;

- национальные особенности речевого этикета.

Обратим внимание на то, что проблемы нужно дополнять, уточнять, чтобы они стали полноценными темами.

После успешного выбора направления руководитель помогает учащемуся выявить проблему, вывести цели и задачи исследования и сформулировать тему. Тема должна быть сформулирована так, чтобы быть посильной для изучения. Можно порекомендовать держать в голове такие слова, как анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление, классификация и др. Не следует допускать неопределенности в названиях работ. Не нужно без необходимости включать в название работы научные термины. Совершенно оправдано использование в формулировке темы закрепившихся в лингвистике терминов. Например, в названиях работ по ономастике уместно использование терминов годоним, топоним, урбаноним.

В формулировке темы не должно быть окказионализмов, речевых ошибок, ошибок, свидетельствующих о непонимании или незнании лингвистической терминологии.

Тема должна соответствовать поставленным целям и задачам работы.

Цель исследования – то, что должно быть достигнуто в итоге работы.

Задачи даются в тексте перечислением и начинаются с глаголов изучить, описать, установить. Соотнесение целей и задач с содержанием работы является одним из основных критериев ее состоятельности как исследования.

Таким образом, выбор направления, проблемы и темы учебно-исследовательской и проектной работы по русскому языку должен осуществляться в тесном взаимодействии научного руководителя и учащихся. Но наставничество не должно иметь авторитарные черты. Работа успешна только в сотрудничестве руководителя и учащегося.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!