СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Система оценивания достижений обучающихся на уроках физической культуры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая молодым учителем физической культуры, я столкнулась с проблемами оценивания достижения детей. Многие родители ставят под сомнение необходимость оценок и учебных нормативов. Сторонники таких доводов аргументируют свою позицию тем, что в погоне за высокими баллами дети перенапрягаются и получают проблемы со здоровьем. Почему ребенок не может прийти на физкультуру и выбрать занятие по душе, не получая за это оценку? И для здоровья польза, и стрессов никаких.

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Система оценивания достижений обучающихся на уроках физической культуры»»

Тема по самообразованию: «Система оценивания достижений обучающихся на уроках физической культуры»

Работая молодым учителем физической культуры, я столкнулась с проблемами оценивания достижения детей. Многие родители ставят под сомнение необходимость оценок и учебных нормативов. Сторонники таких доводов аргументируют свою позицию тем, что в погоне за высокими баллами дети перенапрягаются и получают проблемы со здоровьем. Почему ребенок не может прийти на физкультуру и выбрать занятие по душе, не получая за это оценку? И для здоровья польза, и стрессов никаких. Не у каждого ученика все физические качества достаточно высоки. Как честно оценить каждого ребёнка и при этом не обидеть его? Ведь плохие отметки способны вызвать к физкультуре неприязнь на всю жизнь.

Зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?

Во-первых, отметка является мощной мотивацией детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул, то сразу снизится посещаемость, а также желание детей качественно усвоить материал.

Во-вторых, отметка является связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями.

В-третьих, использование отметок способствует лучшей организации детей. Не хочешь получить плохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на уроках, и тогда добьешься желаемого.

Сегодня урок физической культуры четко регламентирован: прописано, какими видами спорта должны заниматься школьники, в какое время года, с какой интенсивностью и за что на уроках получают отметки. «Учебная программа - это серьезный государственный документ». Сегодня школьники занимаются физкультурой три раза в неделю. Все занятия специалисты разделили на базовые, то есть обязательные для выполнения во всех школах без исключения, и вариативные - тут учитель волен выбирать. К стандартному набору относятся гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки и 3 командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. К вариативным видам спорта относятся плавание, настольный теннис, аэробика, атлетическая гимнастика и некоторые игровые виды спорта. Перечень нормативов, которые сдают сегодня школьники, учителя взяли не из воздуха. Существует система контрольных упражнений «Еврофит» -ей пользуются европейские страны и Всемирная организация здравоохранения. К сожалению, в нашем обществе сложился стереотип, что учителя физической культуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Сравнение результатов в динамике- одна из причин, для чего нужны школьные нормативы. Плохая отметка за челночный бег или прыжок в длину - это всего лишь показатель подготовленности. Помимо оценивания физической подготовленности учащихся посредством тестовых упражнения и путем сравнения результатов с нормативами, учитель постоянно оценивает результативность деятельности учащихся на уроке. Так что же оценивают учителя физкультуры, за что выставляют отметки? Виды оценки Словесная оценка. Учитель похвалил ученика за хорошее выполнение упражнения, за помощь, или сделал замечание ученику за невнимательность. Знак внимания. Учитель жестом похвалил игрока за хорошо выполненное действие, или улыбнулся, или погрозил пальцем. Таким образом деятельность ученика не оставлена без внимания. Анализ. В беседе с учеником, учитель подчеркивает его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком. В то же время он указывает, над чем еще нужно поработать в будущем. Сравнение. Как ни странно, но школьники очень любят, когда их успехи сравнивают с успехами одноклассников, брата или сестры, учеников других классов, выпускников. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.

Варианты оценивание на уроках физической культуры

1.Экспертная оценка Результатом правильного освоения программного материала является оценивание техники выполнения разученных упражнений. Экспертное оценивание применяется при изучении гимнастических, легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Как правило, учителя физкультуры сами составляют требования к технике выполнения упражнений и сами же оценивают технику выполнения в качестве экспертов.

2.Шкала нормативов Все школьники страны выполняют так называемые Президентские тесты, после чего показанные учениками результаты сравнивают с нормативами. В отдельных школах разрабатываются собственные тестовые упражнения и шкалы нормативов. Тестирование учащихся осуществляется в начале и в конце учебного года и служит основанием для ведения мониторинга.

3.Активность на уроке и вне него Такой подход используется в оценивании для поощрения активно работающих на уроке учащихся: за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, в соревнованиях разного уровня и т.д.

4.Разработка собственных тестов Этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Для оценки учащегося составляются определенные требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину (на количество попаданий); передачам мяча на время с партнером и от стены (на количество передач); подаче мяча в волейболе через сетку по зонам (на точность попадания) и т.п. 5.Прогресс в обучении На уроках физкультуры также оцениваются дети, которые достигли большого прогресса в изучении предмета. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовленности, но существенно прибавил в своем развитии, он достоин высокой отметки. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика.

6.Суммативное и формативное оценивание Суммативное оценивание является результирующим по итогам большой пройденной темы (легкая атлетика, гимнастика, и т.д.). Это может быть зачет, контрольное тестирование и т. д. То есть, оценивание ни одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание – подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке.

7.Итоговое оценивание Итоговая оценка по предмету «физическая культура» складывается из суммы баллов по всем составляющим. При этом преимущественное значение имеют отметки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, отметка выставляется на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, по разделу «Основы знаний» и по подразделу «Практические умения» отметка выставляется на общих основаниях. При оценивании достижений по физической культуре необходимо учитывать индивидуальные особенности. Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, которые можно разделить на две большие группы: телесные и психические. Телесные - это особенности физического развития (длина и масса тела), тип телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный). Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дигестивного (с избыточной массой) и астеноидного (слабого) типа телосложения. При оценке успеваемости, учащихся не меньшее значение имеет также учёт психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легковозбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся, необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь и т. д. При учёте индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство учащегося, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре. Способы оценки сильных учащихся. Для того чтобы у сильных учащихся не пропал интерес к физической культуре, нужно по - другому подходить к их оцениванию: 1) Бонусные пятёрки. Например, за лучший результат ученик получает ещё одну пятёрку. Если норматив по подтягиванию 5 раз, а он подтянулся 15, то получает 3 пятёрки. 2)Заочное соревнование. После проведения тестов дети всегда делятся впечатлениями с учащимися из другого класса в параллели и стремятся или покорить полученный результат, или улучшить его. Порой этот вид оценки детям наиболее важен. 3)Усложнённый норматив. Этот подход для тех, кто дополнительно занимается. Способы оценки слабых учащихся 1)Очень важна позитивная педагогическая оценка любого результата – адресная похвала при хорошем результате и перспективная, направленная на будущий успех оценка. При этом необходимо искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений. 2) Оценка не только фактических знаний, но и поощрять личностные достижения учащихся, оценивать ребенка по результатам его собственного продвижения, способствовать развитию рефлексивных умений и самооценки учащихся. 3) Постоянный, непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам. Например, дневник самоконтроля, которыйнужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие. 4)Творческие задания по написанию сочинений на спортивную тематику «Чем мне нравится или не нравится урок физической культуры», «Что бы я хотел изменить на уроке физической культуры» и т.д., доклады, сообщения. За эти письменные работы ставятся дополнительные баллы. Текущее оценивание: Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание учащихся 1 класса – словесное. Градация положительной отметки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения упражнений и уровня подготовленности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!