СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. «Роль семейного чтения в формировании гармоничной личности.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья. «Роль семейного чтения в формировании гармоничной личности.»»

Статья. «Роль семейного чтения в формировании гармоничной личности.»

Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а разум – это способность познавать  окружающий мир , вокруг себя, это анализ происходящих событий и явлений, прогноз наиболее вероятных событий и явлений, оказывающих основное влияние на жизнь, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов жизни, здоровья в реальной окружающей среде. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой. С родными, друзьями, обществом. Чтобы дать детям полную картину образов мира и нравственно- эстетических ценностей необходимо погрузить ученика в книжный мир, в котором есть мир взрослых и детских фантазий. Читая с интересом ребенок быстрее постигает истины жизни, оценивает себя в окружающем мире, духовно развивается. Работая над формированием интереса к чтению, мы – педагоги сталкиваемся с такими проблемами:

1.Причины внутренние:

-генетические;

-возрастная не сформированность (задержка развития);

2.Причины внешние:

-экологические;

-социально- экономические;

-социокультурные.

Дефицит внимания к развитию ребенка могут привести а нарушению или не сформированности речи, отсутствие необходимых навыков координации движений, организации деятельности.

При благоприятных условиях обучения чтению можно наверстать упущенное:

-любовь к чтению( то есть высокий статус чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения);

-преобладание в круге чтения, а не журналов;

-разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

-наличие домашней библиотеки;

-общение сверстниками по поводу прочитанного материала;

-позитивное отношение к библиотеке.

Какова же новая картина при чтении вхождения в литературную культуру?

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое,  не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь иметь возможность  поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными стали различные  молодежные журналы, а также женские журналы, ориентированные на развлечение.

Познавательные журналы читают сегодня реже, чем раньше.

В последние годы воздействует электронная культура на чтение детей. Под влиянием телевидения и видео – просмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены : детективы, триллеры, фэнтези, ужасам. Происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не усваивают язык классического наследия. Телевидение оказывает значительное влияние на чтение детей.

Дело не в том, какое средство будет выбираться_ книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять эти средства для развития юной личности.

 Семейное чтение.

Цель педагогов – формирование грамотного читателя. Важную роль в воспитании грамотного читателя отводится семейному чтению.

При проведении семейного чтения с ребятами я использую следующие приемы.

В ситуации трудной задачи и чтения, вызывающие страху ребенка, провожу  упражнения, направленные на снятие напряжения, страха:

1. Личный пример.

Сама читаю интересный для них рассказ.

2. Артикуляционная гимнастика.

Работаю над произношением букв, слогов, разучиваем скороговорку.

3.Дыхательная гимнастика.

Здоровый голос – это настроенное дыхание, направленное на профилактику верхних дыхательных путей.

4. Формула самовнушения.

Они поднимают детям настроение, придают уверенности в собственных силах : Я – совсем справлюсь! Я – смогу!

 Приемы, которые я использую в работе при чтении:

1. Чтение вслух.

Чтение вслух развивает речь. При этом ребенок обогащает свой словарный запас, поскольку проговаривает текст.

Чтение  вслух развивает и образное мышление. Воспринимая текст на слух, ребенок старается представить этот сюжет зрительно, и это очень полезно для лучшего усвоения текста.

2.Выразительное чтение.

Выразительное чтение направленно на развитие эмоционального развития детей.

При выразительном чтении так же возникают зрительные образы. Важно, что при чтении ребенок устает намного меньше. Ведь читая, он находится в творческом состоянии.

3.После чтения.

После чтения я практикую:

-выделение основной мысли прочитанного,

-ответы на вопросы к тексту,

-пересказ.

4.Книготерапия.

Книготерапия – это лечение книгой, подбор перечень книг с методическими указаниями, при которых симптомах можно рекомендовать  эту книгу.

а) Книги, связанные со знакомством Крыма: Легенды Крыма.

б) Веселые рассказы для детей: В.Драгунский, Н.Носов и др.

в) Сказки: народные и писателе ( А. Пушкин,  Д.Ушинский и др.)

г) Рассказы о животных ( М.Пришвин,  В. Бианки, К. Паустовский и др.)

д) Рассказы о героях Великой Отечественной войны, о детях тех времен)

е)Серия книг «Все обо всем». (энциклопедического характера)

Приятно сознавать, что дети с удовольствием читают книги по предложенным  мною темам.

5. Сюжетно- ролевые игры и постановка сказок.

 Сюжетно- ролевые игры и постановка сказок развивают речь, фантазию, воспитывают уверенность в себе, формируют и поддерживают положительные эмоции и положительную самооценку.

6.Вокалотерапия.

Вокалотерапия – лечение через голос. Чтение вслух, выразительное чтение, чтение по ролям.

 

Чтение с настроением, то есть создание такой среды, в которой ребенок чувствовал себя комфортно, веря во все хорошее. Важно поощрять даже небольшой успех, совместно радоваться при достижениях, вместе открывать дверь в удивительные места книги.

 Красотою восхищаться, быть защитником правды,

Уважать благородство, стремиться к добру.

Этому  учит всему, что есть в нашей душе хорошему  –КНИГА!

 

Использованная литература:

1.Журнал «Воспитание школьника» № 4 -2004г., № 6 -2006г.

2.Газета для педагогов начальной школы № 4- 2001г., № 6- 2004г.

3.Личный опыт в работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!