СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у  девочек   в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.

                                                   

                                                    Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.

 Кобо  Дайси.

Внешний мир открывается ре­бенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир чело­веческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассмат­ривать в качестве объекта разви­тия на ранних стадиях онтогене­за не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает ус­ловия телесного, физического раз­вития ребенка, но и, реализуя фун­кцию телесного контакта, обеспе­чивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, за­бота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого про­цесса. Мать должна дове­риться своей интуиции и действо­вать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.

Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяю­щих становление материнской позиции женщины и ее психо­логическую готовность к реали­зации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку де­вочки в содержании материнской роли в условиях наглядного мо­делирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности  экспериментирования в области материнского по­ведения, формирование устойчи­вого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» из­давна культивировалась в народ­ной педагогике как школа под­готовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вру­чаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от ма­тери к дочери, ее хранили, специ­ально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.

Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассмат­ривали их как предметы материальной куль­туры, воплотившие в себе самобытные тра­диции создания и бытования. Являясь частью культуры всего челове­чества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создаю­щего ее народа, что и является ее главной ценностью.

Традиционные игровые куклы быто­вали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных мате­риалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внеш­ние особенности, плохо понимая их истин­ное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает пре­дельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифоло­гическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триедин­ства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистиче­ский след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу чело­веку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.

Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, празднично­обрядовая культура, в которой переплета­лись неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между чело­веком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно по­верьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здо­ровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

Для детских игр использовались дру­гие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Моло­духа» и «Баба с младенцем». К этим кук­лам обязательно изготавливались или при­обретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), куколь­ные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимо­помощи, миролюбия и добрососедства.

Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десят­ками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок отно­сится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совер­шалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не на­вреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгры­ваемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предна­значалась каждая кукла для конкрет­ного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасы­вает.

Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записан­ная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лако­мый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».

Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоко­ленную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семи­летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадеб­ном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доб­рота - трудолюбие».

Несомненна роль традиционных народ­ных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической дея­тельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовле­творения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жиз­ненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навы­ками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.

Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойст­венной функции: она является и предме­том культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психоло­гической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.

Раскрывая роль традиционной народ­ной куклы для развития девочки, совре­менные исследователи выделяют просве­тительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развле­кательную, компенсаторную, гедонистиче­скую функции.

Как продукт народного худо­жественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определен­ный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народ­ной куклы связаны представления о чело­веческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения инте­реса к ее виду, назначению, процессу изго­товления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольни­ков, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приоб­щения их к истокам национальной куль­туры. Через игры с народной куклой ребе­нок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содер­жание, заложенное в образе традицион­ной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осу­ществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаи­модействия с куклой как с живым суще­ством, другим человеком, что служит осно­вой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой вну­шающего воздействия передается идеаль­ный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование соб­ственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотри­тельность, смекалка, находчивость, хозяй­ственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педа­гогу важно продумать организацию игро­вых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изго­товлению куклы и игр с ней.

Особенно действенно для суггестив­ного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при расска­зывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, раз­говаривая с куклой, Василиса представ­ляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о мате­ринской любви помогали девушке спра­виться с самой тяжелой работой.

Для суггестивного воздействия необ­ходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для дет­ского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с эле­ментами суггестии, заложенной в народ­ной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребен­ком своей принадлежности к опреде­ленной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых пред­ставлений об особенностях конкретной этнокультуры.

Оценочная функция  раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искус­ства. Реализация этой функции представ­ляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специ­фики современного и старинного игро­вого действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одеж­ды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности лич­ности.

Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осу­ществления разных видов общения: ребе­нок - кукла - ребенок,  ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.

Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в раз­нообразные формы организации детской художественно-творческой и исследова­тельской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурно­образовательной среды (мини-музеи, вы­ставки детского и семейного творчества, макеты по сказке с куклами, мини-галереи, альбомы, медиатеки и т.д.).

Катарсическая функция проявляется в художественном потрясении, разрядке, снятии напряженности, освобождении ребенка от страхов, грустных переживаний и отрицательных эмоций. В дошкольном детстве она выражается у детей в виде эмпатии - симпатий, сопереживании, со - радости.

Катарсическая функция может про­явиться при условии свободного эмоцио­нального выбора образа и наряда куклы и взаимодействия в разных игровых и твор­ческих формах. Для проявления этой функ­ции важно создание игровых ситуаций, которые вызвали бы в душе ребенка эмо­циональный отклик и чувства. Этот эффект усиливается от системного восприятия разнообразных традиционных народных кукол.

Образы народ­ных кукол мотивируют детей на творче­ство. Необычность традиционной народ­ной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Игра с тра­диционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка вообра­жать, придумывать ей разное настроение, представлять ее в разных игровых ситуа­циях. Развитию креативности способст­вуют и многообразие материалов, кото­рые используются для ее изготовления.

В процессе игр с народными куклами реализуются    развлекательная, компенсаторная, гедонистическая функции.

Их характеризует наличие у ребенка устойчивого интереса, переходящего в потребность общения с куклой, который помогает восполнить духовный дефи­цит, переживаемый в реальной жизни, установить душевный комфорт, обеспе­чить наслаждение, радость, желание про­должать игру, повторяя сюжет снова и снова.

Координирующая функция проявляется в игровом сюжете с куклой, направленном на координацию развития личности, её эмоционально – волевых, интеллектуальных, сенсорных, физических и других социальных качеств.

Вернуть незаслуженно забытые тра­диционные народные игровые куклы в дошкольное детство можно, возрождая этнопедагогические традиции куклотвор- чества в семье и детском саду.

Общие требования к технологии изготовления традиционных народных кукол: 

1.Соответствие региональным особен­ностям традиционной культуры, которые проявляются в назначении, способе изго­товления, наряде и его украшениях.

2.Сохранение традиции безликости куклы (возможно обозначение бисером или крестиком нитками). Во многих куль­турах традиционные куклы изначально были лишены взгляда: им намеренно не делали глаз или рисовали закрытые глаза, чтобы избежать «оживления», «очелове­чивания» куклы, появления у нее характера и души. Пока у куклы нет глаз, взгляда, чет­кого выражения лица, нет и конкретных человеческих чувств, качеств (насмешли­вости, лицемерия, смиренности, просто­душия, злости, радости), значит, она не навредит. С другой стороны, эти традиции связаны с народной мудростью воспита­ния, расчетом на игру детского вообра­жения.

3.В изготовлении кукол во всем усмат­ривается определенный смысл, поэтому технология не меняется. Изначально руко­творная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал глав­ные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для детей кукол «вертели» обычно из старого тряпья в соответствии с ритуалом кровного род­ства. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Лоскут для кукол рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее малень­кой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, празд­нику.

4.Индивидуальность ребенка и не­повторимость куклы. У каждой девочки должна быть своя кукла. Современные куклы не имеют этого качества. В отличие от народных кукол изготовление совре­менных кукол поставлено на поток.

5.Духовно-нравственная направлен­ность игровой куклы. Сегодня кукольное производство - это прибыльный бизнес, в котором не учитываются традиции, педагогическая целесообразность игр с куклой. Особенно это касается кукол-монстров, трансформеров, покемонов и др., которые вытеснили с прилавков современных магазинов кукол-малышей, которых девочки заворачи­вали в пеленки, укладывали спать, кормили, нянчили, шили одежду, купали. Их место заняли новорожденные мла­денцы с ярко выраженными гениталиями из пластика, натуральными как пособие для акушерок. Родители их покупают детям, не задумы­ваясь над тем, какой вред наносит детской психике эти куклы.

6.Запрет на опережение сексуального развития и вос­питание духовного целомуд­рия: «Всему свое время», а иначе у ребенка раньше вре­мени выработается интерес к собственному полу. С запрета начинается культура, а сня­тие запретов чревато послед­ствиями духовной деградации личности.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

      Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Литература:

1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.

2.Афанасьева Т.М. Завтрашние родители /ред.-сост. Э.М. Черепахова. - М.: Педагогика-пресс, 2002. - 99 с.

3. Куклы мира/ред. М.Аксеновой, Е.Ананьевой, Т. Евсеевой. – М: Мир энциклопедий Аванта+,  Астрель,  2008. – 184 с.

Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у  девочек   в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.

                                                   

                                                    Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.

 Кобо  Дайси.

Внешний мир открывается ре­бенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир чело­веческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассмат­ривать в качестве объекта разви­тия на ранних стадиях онтогене­за не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает ус­ловия телесного, физического раз­вития ребенка, но и, реализуя фун­кцию телесного контакта, обеспе­чивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, за­бота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого про­цесса. Мать должна дове­риться своей интуиции и действо­вать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.

Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяю­щих становление материнской позиции женщины и ее психо­логическую готовность к реали­зации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку де­вочки в содержании материнской роли в условиях наглядного мо­делирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности  экспериментирования в области материнского по­ведения, формирование устойчи­вого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» из­давна культивировалась в народ­ной педагогике как школа под­готовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вру­чаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от ма­тери к дочери, ее хранили, специ­ально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.

Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассмат­ривали их как предметы материальной куль­туры, воплотившие в себе самобытные тра­диции создания и бытования. Являясь частью культуры всего челове­чества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создаю­щего ее народа, что и является ее главной ценностью.

Традиционные игровые куклы быто­вали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных мате­риалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внеш­ние особенности, плохо понимая их истин­ное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает пре­дельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифоло­гическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триедин­ства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистиче­ский след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу чело­веку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.

Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, празднично­обрядовая культура, в которой переплета­лись неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между чело­веком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно по­верьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здо­ровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

Для детских игр использовались дру­гие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Моло­духа» и «Баба с младенцем». К этим кук­лам обязательно изготавливались или при­обретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), куколь­ные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимо­помощи, миролюбия и добрососедства.

Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десят­ками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок отно­сится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совер­шалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не на­вреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгры­ваемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предна­значалась каждая кукла для конкрет­ного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасы­вает.

Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записан­ная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лако­мый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».

Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоко­ленную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семи­летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадеб­ном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доб­рота - трудолюбие».

Несомненна роль традиционных народ­ных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической дея­тельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовле­творения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жиз­ненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навы­ками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.

Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойст­венной функции: она является и предме­том культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психоло­гической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.

Раскрывая роль традиционной народ­ной куклы для развития девочки, совре­менные исследователи выделяют просве­тительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развле­кательную, компенсаторную, гедонистиче­скую функции.

Как продукт народного худо­жественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определен­ный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народ­ной куклы связаны представления о чело­веческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения инте­реса к ее виду, назначению, процессу изго­товления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольни­ков, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приоб­щения их к истокам национальной куль­туры. Через игры с народной куклой ребе­нок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содер­жание, заложенное в образе традицион­ной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осу­ществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаи­модействия с куклой как с живым суще­ством, другим человеком, что служит осно­вой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой вну­шающего воздействия передается идеаль­ный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование соб­ственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотри­тельность, смекалка, находчивость, хозяй­ственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педа­гогу важно продумать организацию игро­вых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изго­товлению куклы и игр с ней.

Особенно действенно для суггестив­ного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при расска­зывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, раз­говаривая с куклой, Василиса представ­ляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о мате­ринской любви помогали девушке спра­виться с самой тяжелой работой.

Для суггестивного воздействия необ­ходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для дет­ского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с эле­ментами суггестии, заложенной в народ­ной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребен­ком своей принадлежности к опреде­ленной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых пред­ставлений об особенностях конкретной этнокультуры.

Оценочная функция  раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искус­ства. Реализация этой функции представ­ляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специ­фики современного и старинного игро­вого действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одеж­ды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности лич­ности.

Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осу­ществления разных видов общения: ребе­нок - кукла - ребенок,  ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.

Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в раз­нообразные формы организации детской художественно-творческой и исследова­тельской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурно­образовательной с

Просмотр содержимого документа
«Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.»

Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.

Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.

Кобо Дайси.

Внешний мир открывается ре­бенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир чело­веческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассмат­ривать в качестве объекта разви­тия на ранних стадиях онтогене­за не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает ус­ловия телесного, физического раз­вития ребенка, но и, реализуя фун­кцию телесного контакта, обеспе­чивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, за­бота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого про­цесса. Мать должна дове­риться своей интуиции и действо­вать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.

Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяю­щих становление материнской позиции женщины и ее психо­логическую готовность к реали­зации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку де­вочки в содержании материнской роли в условиях наглядного мо­делирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского по­ведения, формирование устойчи­вого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» из­давна культивировалась в народ­ной педагогике как школа под­готовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вру­чаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от ма­тери к дочери, ее хранили, специ­ально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.

Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассмат­ривали их как предметы материальной куль­туры, воплотившие в себе самобытные тра­диции создания и бытования. Являясь частью культуры всего челове­чества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создаю­щего ее народа, что и является ее главной ценностью.

Традиционные игровые куклы быто­вали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных мате­риалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внеш­ние особенности, плохо понимая их истин­ное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает пре­дельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифоло­гическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триедин­ства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистиче­ский след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу чело­веку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.

Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, празднично­обрядовая культура, в которой переплета­лись неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между чело­веком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно по­верьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здо­ровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

Для детских игр использовались дру­гие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Моло­духа» и «Баба с младенцем». К этим кук­лам обязательно изготавливались или при­обретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), куколь­ные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимо­помощи, миролюбия и добрососедства.

Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десят­ками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок отно­сится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совер­шалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не на­вреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгры­ваемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предна­значалась каждая кукла для конкрет­ного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасы­вает.

Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записан­ная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лако­мый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».

Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоко­ленную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семи­летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадеб­ном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доб­рота - трудолюбие».

Несомненна роль традиционных народ­ных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической дея­тельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовле­творения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жиз­ненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навы­ками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.

Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойст­венной функции: она является и предме­том культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психоло­гической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.

Раскрывая роль традиционной народ­ной куклы для развития девочки, совре­менные исследователи выделяют просве­тительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развле­кательную, компенсаторную, гедонистиче­скую функции.

Как продукт народного худо­жественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определен­ный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народ­ной куклы связаны представления о чело­веческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения инте­реса к ее виду, назначению, процессу изго­товления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольни­ков, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приоб­щения их к истокам национальной куль­туры. Через игры с народной куклой ребе­нок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содер­жание, заложенное в образе традицион­ной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осу­ществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаи­модействия с куклой как с живым суще­ством, другим человеком, что служит осно­вой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой вну­шающего воздействия передается идеаль­ный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование соб­ственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотри­тельность, смекалка, находчивость, хозяй­ственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педа­гогу важно продумать организацию игро­вых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изго­товлению куклы и игр с ней.

Особенно действенно для суггестив­ного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при расска­зывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, раз­говаривая с куклой, Василиса представ­ляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о мате­ринской любви помогали девушке спра­виться с самой тяжелой работой.

Для суггестивного воздействия необ­ходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для дет­ского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с эле­ментами суггестии, заложенной в народ­ной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребен­ком своей принадлежности к опреде­ленной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых пред­ставлений об особенностях конкретной этнокультуры.

Оценочная функция раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искус­ства. Реализация этой функции представ­ляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специ­фики современного и старинного игро­вого действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одеж­ды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности лич­ности.

Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осу­ществления разных видов общения: ребе­нок - кукла - ребенок, ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.

Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в раз­нообразные формы организации детской художественно-творческой и исследова­тельской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурно­образовательной среды (мини-музеи, вы­ставки детского и семейного творчества, макеты по сказке с куклами, мини-галереи, альбомы, медиатеки и т.д.).

Катарсическая функция проявляется в художественном потрясении, разрядке, снятии напряженности, освобождении ребенка от страхов, грустных переживаний и отрицательных эмоций. В дошкольном детстве она выражается у детей в виде эмпатии - симпатий, сопереживании, со - радости.

Катарсическая функция может про­явиться при условии свободного эмоцио­нального выбора образа и наряда куклы и взаимодействия в разных игровых и твор­ческих формах. Для проявления этой функ­ции важно создание игровых ситуаций, которые вызвали бы в душе ребенка эмо­циональный отклик и чувства. Этот эффект усиливается от системного восприятия разнообразных традиционных народных кукол.

Образы народ­ных кукол мотивируют детей на творче­ство. Необычность традиционной народ­ной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Игра с тра­диционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка вообра­жать, придумывать ей разное настроение, представлять ее в разных игровых ситуа­циях. Развитию креативности способст­вуют и многообразие материалов, кото­рые используются для ее изготовления.

В процессе игр с народными куклами реализуются развлекательная, компенсаторная, гедонистическая функции.

Их характеризует наличие у ребенка устойчивого интереса, переходящего в потребность общения с куклой, который помогает восполнить духовный дефи­цит, переживаемый в реальной жизни, установить душевный комфорт, обеспе­чить наслаждение, радость, желание про­должать игру, повторяя сюжет снова и снова.

Координирующая функция проявляется в игровом сюжете с куклой, направленном на координацию развития личности, её эмоционально – волевых, интеллектуальных, сенсорных, физических и других социальных качеств.

Вернуть незаслуженно забытые тра­диционные народные игровые куклы в дошкольное детство можно, возрождая этнопедагогические традиции куклотвор- чества в семье и детском саду.

Общие требования к технологии изготовления традиционных народных кукол:

1.Соответствие региональным особен­ностям традиционной культуры, которые проявляются в назначении, способе изго­товления, наряде и его украшениях.

2.Сохранение традиции безликости куклы (возможно обозначение бисером или крестиком нитками). Во многих куль­турах традиционные куклы изначально были лишены взгляда: им намеренно не делали глаз или рисовали закрытые глаза, чтобы избежать «оживления», «очелове­чивания» куклы, появления у нее характера и души. Пока у куклы нет глаз, взгляда, чет­кого выражения лица, нет и конкретных человеческих чувств, качеств (насмешли­вости, лицемерия, смиренности, просто­душия, злости, радости), значит, она не навредит. С другой стороны, эти традиции связаны с народной мудростью воспита­ния, расчетом на игру детского вообра­жения.

3.В изготовлении кукол во всем усмат­ривается определенный смысл, поэтому технология не меняется. Изначально руко­творная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал глав­ные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для детей кукол «вертели» обычно из старого тряпья в соответствии с ритуалом кровного род­ства. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Лоскут для кукол рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее малень­кой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, празд­нику.

4.Индивидуальность ребенка и не­повторимость куклы. У каждой девочки должна быть своя кукла. Современные куклы не имеют этого качества. В отличие от народных кукол изготовление совре­менных кукол поставлено на поток.

5.Духовно-нравственная направлен­ность игровой куклы. Сегодня кукольное производство - это прибыльный бизнес, в котором не учитываются традиции, педагогическая целесообразность игр с куклой. Особенно это касается кукол-монстров, трансформеров, покемонов и др., которые вытеснили с прилавков современных магазинов кукол-малышей, которых девочки заворачи­вали в пеленки, укладывали спать, кормили, нянчили, шили одежду, купали. Их место заняли новорожденные мла­денцы с ярко выраженными гениталиями из пластика, натуральными как пособие для акушерок. Родители их покупают детям, не задумы­ваясь над тем, какой вред наносит детской психике эти куклы.

6.Запрет на опережение сексуального развития и вос­питание духовного целомуд­рия: «Всему свое время», а иначе у ребенка раньше вре­мени выработается интерес к собственному полу. С запрета начинается культура, а сня­тие запретов чревато послед­ствиями духовной деградации личности.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Литература:

1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.

2.Афанасьева Т.М. Завтрашние родители /ред.-сост. Э.М. Черепахова. - М.: Педагогика-пресс, 2002. - 99 с.

3. Куклы мира/ред. М.Аксеновой, Е.Ананьевой, Т. Евсеевой. – М: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!