Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.
Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.
Кобо Дайси.
Внешний мир открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир человеческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассматривать в качестве объекта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого процесса. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.
Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирование устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.
Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры, воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования. Являясь частью культуры всего человечества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создающего ее народа, что и является ее главной ценностью.
Традиционные игровые куклы бытовали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных материалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внешние особенности, плохо понимая их истинное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает предельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифологическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триединства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистический след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу человеку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.
Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, праздничнообрядовая культура, в которой переплетались неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между человеком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно поверьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здоровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.
Для детских игр использовались другие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Молодуха» и «Баба с младенцем». К этим куклам обязательно изготавливались или приобретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), кукольные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимопомощи, миролюбия и добрососедства.
Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совершалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не навреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгрываемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает.
Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записанная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».
Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоколенную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семилетки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доброта - трудолюбие».
Несомненна роль традиционных народных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической деятельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовлетворения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жизненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навыками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.
Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойственной функции: она является и предметом культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психологической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.
Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития девочки, современные исследователи выделяют просветительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развлекательную, компенсаторную, гедонистическую функции.
Как продукт народного художественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определенный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народной куклы связаны представления о человеческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения интереса к ее виду, назначению, процессу изготовления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольников, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приобщения их к истокам национальной культуры. Через игры с народной куклой ребенок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаимодействия с куклой как с живым существом, другим человеком, что служит основой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педагогу важно продумать организацию игровых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изготовлению куклы и игр с ней.
Особенно действенно для суггестивного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при рассказывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, разговаривая с куклой, Василиса представляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о материнской любви помогали девушке справиться с самой тяжелой работой.
Для суггестивного воздействия необходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для детского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с элементами суггестии, заложенной в народной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребенком своей принадлежности к определенной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых представлений об особенностях конкретной этнокультуры.
Оценочная функция раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искусства. Реализация этой функции представляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специфики современного и старинного игрового действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одежды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности личности.
Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осуществления разных видов общения: ребенок - кукла - ребенок, ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.
Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в разнообразные формы организации детской художественно-творческой и исследовательской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурнообразовательной среды (мини-музеи, выставки детского и семейного творчества, макеты по сказке с куклами, мини-галереи, альбомы, медиатеки и т.д.).
Катарсическая функция проявляется в художественном потрясении, разрядке, снятии напряженности, освобождении ребенка от страхов, грустных переживаний и отрицательных эмоций. В дошкольном детстве она выражается у детей в виде эмпатии - симпатий, сопереживании, со - радости.
Катарсическая функция может проявиться при условии свободного эмоционального выбора образа и наряда куклы и взаимодействия в разных игровых и творческих формах. Для проявления этой функции важно создание игровых ситуаций, которые вызвали бы в душе ребенка эмоциональный отклик и чувства. Этот эффект усиливается от системного восприятия разнообразных традиционных народных кукол.
Образы народных кукол мотивируют детей на творчество. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять ее в разных игровых ситуациях. Развитию креативности способствуют и многообразие материалов, которые используются для ее изготовления.
В процессе игр с народными куклами реализуются развлекательная, компенсаторная, гедонистическая функции.
Их характеризует наличие у ребенка устойчивого интереса, переходящего в потребность общения с куклой, который помогает восполнить духовный дефицит, переживаемый в реальной жизни, установить душевный комфорт, обеспечить наслаждение, радость, желание продолжать игру, повторяя сюжет снова и снова.
Координирующая функция проявляется в игровом сюжете с куклой, направленном на координацию развития личности, её эмоционально – волевых, интеллектуальных, сенсорных, физических и других социальных качеств.
Вернуть незаслуженно забытые традиционные народные игровые куклы в дошкольное детство можно, возрождая этнопедагогические традиции куклотвор- чества в семье и детском саду.
Общие требования к технологии изготовления традиционных народных кукол:
1.Соответствие региональным особенностям традиционной культуры, которые проявляются в назначении, способе изготовления, наряде и его украшениях.
2.Сохранение традиции безликости куклы (возможно обозначение бисером или крестиком нитками). Во многих культурах традиционные куклы изначально были лишены взгляда: им намеренно не делали глаз или рисовали закрытые глаза, чтобы избежать «оживления», «очеловечивания» куклы, появления у нее характера и души. Пока у куклы нет глаз, взгляда, четкого выражения лица, нет и конкретных человеческих чувств, качеств (насмешливости, лицемерия, смиренности, простодушия, злости, радости), значит, она не навредит. С другой стороны, эти традиции связаны с народной мудростью воспитания, расчетом на игру детского воображения.
3.В изготовлении кукол во всем усматривается определенный смысл, поэтому технология не меняется. Изначально рукотворная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал главные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для детей кукол «вертели» обычно из старого тряпья в соответствии с ритуалом кровного родства. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Лоскут для кукол рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, празднику.
4.Индивидуальность ребенка и неповторимость куклы. У каждой девочки должна быть своя кукла. Современные куклы не имеют этого качества. В отличие от народных кукол изготовление современных кукол поставлено на поток.
5.Духовно-нравственная направленность игровой куклы. Сегодня кукольное производство - это прибыльный бизнес, в котором не учитываются традиции, педагогическая целесообразность игр с куклой. Особенно это касается кукол-монстров, трансформеров, покемонов и др., которые вытеснили с прилавков современных магазинов кукол-малышей, которых девочки заворачивали в пеленки, укладывали спать, кормили, нянчили, шили одежду, купали. Их место заняли новорожденные младенцы с ярко выраженными гениталиями из пластика, натуральными как пособие для акушерок. Родители их покупают детям, не задумываясь над тем, какой вред наносит детской психике эти куклы.
6.Запрет на опережение сексуального развития и воспитание духовного целомудрия: «Всему свое время», а иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу. С запрета начинается культура, а снятие запретов чревато последствиями духовной деградации личности.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Литература:
1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.
2.Афанасьева Т.М. Завтрашние родители /ред.-сост. Э.М. Черепахова. - М.: Педагогика-пресс, 2002. - 99 с.
3. Куклы мира/ред. М.Аксеновой, Е.Ананьевой, Т. Евсеевой. – М: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с.
Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.
Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.
Кобо Дайси.
Внешний мир открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир человеческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассматривать в качестве объекта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого процесса. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.
Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирование устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.
Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры, воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования. Являясь частью культуры всего человечества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создающего ее народа, что и является ее главной ценностью.
Традиционные игровые куклы бытовали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных материалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внешние особенности, плохо понимая их истинное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает предельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифологическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триединства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистический след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу человеку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.
Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, праздничнообрядовая культура, в которой переплетались неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между человеком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно поверьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здоровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.
Для детских игр использовались другие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Молодуха» и «Баба с младенцем». К этим куклам обязательно изготавливались или приобретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), кукольные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимопомощи, миролюбия и добрососедства.
Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совершалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не навреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгрываемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает.
Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записанная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».
Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоколенную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семилетки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доброта - трудолюбие».
Несомненна роль традиционных народных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической деятельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовлетворения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жизненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навыками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.
Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойственной функции: она является и предметом культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психологической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.
Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития девочки, современные исследователи выделяют просветительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развлекательную, компенсаторную, гедонистическую функции.
Как продукт народного художественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определенный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народной куклы связаны представления о человеческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения интереса к ее виду, назначению, процессу изготовления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольников, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приобщения их к истокам национальной культуры. Через игры с народной куклой ребенок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаимодействия с куклой как с живым существом, другим человеком, что служит основой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педагогу важно продумать организацию игровых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изготовлению куклы и игр с ней.
Особенно действенно для суггестивного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при рассказывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, разговаривая с куклой, Василиса представляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о материнской любви помогали девушке справиться с самой тяжелой работой.
Для суггестивного воздействия необходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для детского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с элементами суггестии, заложенной в народной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребенком своей принадлежности к определенной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых представлений об особенностях конкретной этнокультуры.
Оценочная функция раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искусства. Реализация этой функции представляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специфики современного и старинного игрового действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одежды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности личности.
Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осуществления разных видов общения: ребенок - кукла - ребенок, ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.
Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в разнообразные формы организации детской художественно-творческой и исследовательской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурнообразовательной с
Просмотр содержимого документа
«Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.»
Традиционная кукла как инструмент становления материнской позиции у девочек в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре.
Не иди по следам древних, а ищи то, что искали они.
Кобо Дайси.
Внешний мир открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир человеческих отношений, мир людей. Д. Винникотг предлагает рассматривать в качестве объекта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать - ребенок. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации — становление «я» ребенка. Терпение к проявлениям агрессивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Поведение и позиция матери — существенное условие эффективности этого процесса. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности.
Одним их главных этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции - является игровой этап. Он обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки- матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирование устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Она передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготавливали. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие на ней были наряды, как играла с ней девочка, судили о том, какой матерью она станет.
Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры, воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования. Являясь частью культуры всего человечества, традиционная кукла сохраняет в своем образе характерные черты создающего ее народа, что и является ее главной ценностью.
Традиционные игровые куклы бытовали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего XIX и начала XX века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы - самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных материалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внешние особенности, плохо понимая их истинное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой. Она отображает предельно обобщенный образ человека с характерной ясностью силуэта, внешним оформлением без излишней детализации. В основе куклы - архетип простейшего изображения человека: палочка, столбик, полено, скрутка, крестик, узелок, мешочек. В простейшей трехчастной кукольной фигурке, перетянутой ниткой по месту шеи и пояса, заложена древнейшая мифологическая модель вселенского круговорота «Космос - Природа - Человек» и триединства мира: небесного, верхнего - «Правь», земного, среднего - «Явь» и подземного, нижнего - «Навь». Крест в основе куклы - символ солнца и добра, указатель четырех сторон света. Безликость - анимистический след, отголосок «обережной» роли, когда люди боялись уподобить куклу человеку и думали, что через нарисованный лик в куклу может вселиться Зло.
Веками в семейной жизни русского народа складывались, напластовываясь, семейно-бытовые традиции, праздничнообрядовая культура, в которой переплетались неискоренимые языческие и право- славно-христианские воззрения. В обрядах кукла как самый доступный и понятный образ использовалась, как и в древние времена, в роли посредника между человеком и неведомыми силами природы для защиты дома, благополучия и здоровья всех членов семьи, помощи в приплоде скота и обильном урожае. Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах. Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно поверьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» - в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» - к достатку, здоровому потомству, исполнению желаний. Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек/и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.
Для детских игр использовались другие куклы, игровые - самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Молодуха» и «Баба с младенцем». К этим куклам обязательно изготавливались или приобретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), кукольные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д. Образы традиционных кукол несут в себе духовно-нравственные ценности народа: ценность матери и материнства, детства и семьи, трудолюбия, дружелюбия и взаимопомощи, миролюбия и добрососедства.
Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой», и, конечно, в единственном экземпляре. Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совершалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не навреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгрываемых в возможных игровых сюжетах. Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к б годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает.
Примером заботливого отношения к кукле может служить русская народная сказка «Василиса Прекрасная», записанная А.Н. Афанасьевым. В ней говорится о том, что Василисе во всем помогала куколка, подаренная матерью перед смертью. Девочка играла с ней как с живым существом: «...Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: "На, куколка, покушай, да моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справит за Василису...».
Особенную роль играл для девочки образ куклы-матери: «Баба с младенцем». Эта кукла образно передавала ментальные установки на многодетную и многопоколенную семью - проекцию «себя в будущем». На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от семилетки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. Через куклу «Баба с ребенком» воспитывалась триада социально-этических качеств «ум - доброта - трудолюбие».
Несомненна роль традиционных народных кукол в обогащении средств духовно-нравственного развития девочек, раскрытия и саморазвития их культурного потенциала посредством игровой и практической деятельности. Эти куклы незаменимы для создания благоприятной среды и удовлетворения потребностей ребенка в игре и общении, реализации внутренних «жизненных импульсов» в сенсорном, речевом и социальном развитии, овладении навыками действий с предметами и становлении самостоятельности, раскрытии задатков и развитии способностей.
Психолого-педагогический и арт-терапевтический потенциал игровой куклы базируется на ее этно - художественно - творческом начале, ее изначально двойственной функции: она является и предметом культа, и предметом детских игр. Такая кукла - помощница в душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе, и этим самым снять груз и тяжесть. Психологической составляющей беседы с куклой является освобождение от негативных переживаний.
Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития девочки, современные исследователи выделяют просветительскую и познавательную, оценочную, коммуникативную, социально-организаторскую, развлекательную, компенсаторную, гедонистическую функции.
Как продукт народного художественного творчества традиционная народная кукла несет в себе определенный объем национально-художественной информации, обеспечивающей ребенку полноценное образное познание традиций, духовно-нравственного ядра народной культуры. С образом традиционной народной куклы связаны представления о человеческом веке, женской доле, красоте души. Первая встреча с такой куклой дает ребенку толчок для возникновения интереса к ее виду, назначению, процессу изготовления, истории. Учитывая специфику наглядно-образного мышления дошкольников, традиционная народная кукла может стать великолепным средством для приобщения их к истокам национальной культуры. Через игры с народной куклой ребенок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне обеспечивает внушение детям сведений об образе взаимодействия с куклой как с живым существом, другим человеком, что служит основой для формирования модели гуманных отношений с членами семьи и с другими людьми. Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Для наиболее полного проявления суггестивной функции педагогу важно продумать организацию игровых ситуаций, тематики и содержания бесед с мамами девочек по обучению изготовлению куклы и игр с ней.
Особенно действенно для суггестивного воздействия и мотивации поведения по отношению к кукле является чтение сказок и рассматривание иллюстраций с пояснением педагога. Так, при рассказывании сказки «Василиса Прекрасная» нужно объяснить ребенку, что, конечно, никакого совета кукла дать не может, и работу сделать за кого-либо тоже. Но, разговаривая с куклой, Василиса представляла то, какой совет дала бы ей ее родная матушка, а теплые воспоминания о материнской любви помогали девушке справиться с самой тяжелой работой.
Для суггестивного воздействия необходимо тщательно отбирать информацию, излагать ее в форме, доступной для детского понимания, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. При этом важно, чтобы это содержание информации сочеталось с элементами суггестии, заложенной в народной кукле, и способствовало этнической самоидентификации, т.е. осознанию ребенком своей принадлежности к определенной нации, что служило бы толчком к развитию ценностно-смысловых представлений об особенностях конкретной этнокультуры.
Оценочная функция раскрывается при рассмотрении образа традиционной народной куклы как произведения искусства. Реализация этой функции представляется крайне важной при сравнении кукол между собой, оценке их достоинств, осмыслении истории, традиций, специфики современного и старинного игрового действа. Так, например, по качеству мастерства изготовления кукольной одежды можно судить о готовности девочки к обучению в школе, направленности личности.
Коммуникативная функция понимается как культура общения посредством куклы со сверстниками и воображаемыми взрослыми. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению. Необходимо продумать условия для осуществления разных видов общения: ребенок - кукла - ребенок, ребенок - кукла - взрослый, ребенок - ребенок - кукла и др.
Социально – организаторская функция проявляется в системе организации педагогического процесса с использованием народных кукол, сюжетных игр с ними, бесед, экскурсий, конкурсов поддержания интереса к национальной культуре. Народные куклы можно включать в разнообразные формы организации детской художественно-творческой и исследовательской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурнообразовательной среды (мини-музеи, выставки детского и семейного творчества, макеты по сказке с куклами, мини-галереи, альбомы, медиатеки и т.д.).
Катарсическая функция проявляется в художественном потрясении, разрядке, снятии напряженности, освобождении ребенка от страхов, грустных переживаний и отрицательных эмоций. В дошкольном детстве она выражается у детей в виде эмпатии - симпатий, сопереживании, со - радости.
Катарсическая функция может проявиться при условии свободного эмоционального выбора образа и наряда куклы и взаимодействия в разных игровых и творческих формах. Для проявления этой функции важно создание игровых ситуаций, которые вызвали бы в душе ребенка эмоциональный отклик и чувства. Этот эффект усиливается от системного восприятия разнообразных традиционных народных кукол.
Образы народных кукол мотивируют детей на творчество. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять ее в разных игровых ситуациях. Развитию креативности способствуют и многообразие материалов, которые используются для ее изготовления.
В процессе игр с народными куклами реализуются развлекательная, компенсаторная, гедонистическая функции.
Их характеризует наличие у ребенка устойчивого интереса, переходящего в потребность общения с куклой, который помогает восполнить духовный дефицит, переживаемый в реальной жизни, установить душевный комфорт, обеспечить наслаждение, радость, желание продолжать игру, повторяя сюжет снова и снова.
Координирующая функция проявляется в игровом сюжете с куклой, направленном на координацию развития личности, её эмоционально – волевых, интеллектуальных, сенсорных, физических и других социальных качеств.
Вернуть незаслуженно забытые традиционные народные игровые куклы в дошкольное детство можно, возрождая этнопедагогические традиции куклотвор- чества в семье и детском саду.
Общие требования к технологии изготовления традиционных народных кукол:
1.Соответствие региональным особенностям традиционной культуры, которые проявляются в назначении, способе изготовления, наряде и его украшениях.
2.Сохранение традиции безликости куклы (возможно обозначение бисером или крестиком нитками). Во многих культурах традиционные куклы изначально были лишены взгляда: им намеренно не делали глаз или рисовали закрытые глаза, чтобы избежать «оживления», «очеловечивания» куклы, появления у нее характера и души. Пока у куклы нет глаз, взгляда, четкого выражения лица, нет и конкретных человеческих чувств, качеств (насмешливости, лицемерия, смиренности, простодушия, злости, радости), значит, она не навредит. С другой стороны, эти традиции связаны с народной мудростью воспитания, расчетом на игру детского воображения.
3.В изготовлении кукол во всем усматривается определенный смысл, поэтому технология не меняется. Изначально рукотворная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал главные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для детей кукол «вертели» обычно из старого тряпья в соответствии с ритуалом кровного родства. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Лоскут для кукол рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, празднику.
4.Индивидуальность ребенка и неповторимость куклы. У каждой девочки должна быть своя кукла. Современные куклы не имеют этого качества. В отличие от народных кукол изготовление современных кукол поставлено на поток.
5.Духовно-нравственная направленность игровой куклы. Сегодня кукольное производство - это прибыльный бизнес, в котором не учитываются традиции, педагогическая целесообразность игр с куклой. Особенно это касается кукол-монстров, трансформеров, покемонов и др., которые вытеснили с прилавков современных магазинов кукол-малышей, которых девочки заворачивали в пеленки, укладывали спать, кормили, нянчили, шили одежду, купали. Их место заняли новорожденные младенцы с ярко выраженными гениталиями из пластика, натуральными как пособие для акушерок. Родители их покупают детям, не задумываясь над тем, какой вред наносит детской психике эти куклы.
6.Запрет на опережение сексуального развития и воспитание духовного целомудрия: «Всему свое время», а иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу. С запрета начинается культура, а снятие запретов чревато последствиями духовной деградации личности.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Литература:
1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.
2.Афанасьева Т.М. Завтрашние родители /ред.-сост. Э.М. Черепахова. - М.: Педагогика-пресс, 2002. - 99 с.
3. Куклы мира/ред. М.Аксеновой, Е.Ананьевой, Т. Евсеевой. – М: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с.