Развитие креативных способностей учителя как условие творчества учащихся
Ученик – отражение своего учителя. Это значит, что разговор о развитии творческих способностей учеников нужно начинать с разговора об учителях. Если педагог увлечен своей работой, постоянно самосовершенствуется, применяет нестандартные подходы к решению задач, находит в своей работе место творчеству, то и его ученики, подражая ему, достигнут больших успехов. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это залог успешности его профессиональной деятельности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг. Сегодня удивительно актуальным звучит высказывание немецкого педагога XIX века А. ДИстер вега: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным»
Открытые уроки, конкурсы профессионального мастерства, методическая работа педагога, создание рабочих программ, курсы повышения квалификации – все это вселяет уверенность в собственные силы и помогает идти вперед.
Наиболее эффективный для учительства способ и средство ученичества- это живое профессиональное общение. Таким пространством для педагогов нашей школы во многом стали Учительские чемпионаты как особая форма повышения квалификации педагога.
Стало традицией в школе проведение единого методического дня в формате Учительского чемпионат, первый из которых чемпионат прошел под девизом «Новой школе новую культуру педагогического труда», тема второго чемпионата- «Повышение профессиональной компетентности педагога- необходимое условие развития современной школы».
В этом году состоялся третий учительский чемпионат в формате квеста с общим названием «В поисках решений» и включал в себя пять тематических блока: «Стартквест», «Я - профессионал», «Педагогическая трибуна», «Мастерство и поиск», «Эмоциональный драйв». Ведущая идея Чемпионата – объединение усилий школьных профессиональных педагогических сообществ по выявлению и продвижению эффективных моделей инновационной педагогической практики.
В развитии творческого потенциала учителей большое значение имеет деятельность Методических Объединений школы. Основными формами работы методического объединения являются теоретические семинары и методические недели, открытые уроки, индивидуальные и групповые консультации.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения. Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. Специфика предметной недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью её является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Учителями иностранного языка итоговым мероприятием предметной недели стало проведение вокального конкурса «Евровидение 2020» («Eurovision - 2020»), в котором приняли участие не только учащиеся школы, но и педагоги, исполнившие песни на английском языке.
С целью выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, внедрения эффективных форм внеклассной работы славной традицией для нашей школы стало проведение Дня науки. В этом году он был посвящён великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. К данному мероприятию учителя готовят что-то необычное, может быть такое, для чего не хватает времени на уроке, используют интересный дополнительный материал, апробируют новые формы проведения мероприятия, а учащимся предоставляется возможность выступить со своими исследовательскими и проектными работами, проявить творчество. В процессе подготовки этого мероприятия происходит сплочение учительского и детского коллективов. Без внимания не остается никто: каждый учитель и каждый ребенок вовлечен в совместную творческую деятельность.
Хотя основная цель и задача любого Дня науки остается традиционно неизменной - главенство знаний и творчества, но по форме и тематически День науки и творчества ежегодно меняется.
Сегодня любая школа старается найти новые эффективные формы и методы организационно-педагогической деятельности, среди которых немаловажную роль играет педагогический совет как наиболее распространенная форма управления, позволяющая использовать коллективный разум, знания и опыт педагогов для решения сложных проблем. С целью активизации творческой мысли учителей, формирования потребности в деловой дискуссии в нашей школе практикуется проведение педагогических советов в нетрадиционной форме: педсовет-презентация работы МО, педсовет-игра, педсовет-семинар. В прошлом учебном году состоялся педсовет- Мастер- класс «Успешный учитель- успешная школа».
Результатом проведения практико-ориентированного семинара по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя» стало проведение общешкольного фестиваля проектов, одной из задачи которого является выявление и развитие одаренности, познавательных, организаторских, творческих способностей и талантов учащихся.
Немаловажную роль в развитии творческого потенциала педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции учителя играет обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги нашей школы являются активными участниками конкурсов педмастерства различного уровня:
- Республиканский конкурс «Учитель года» (Плотникова О.В.-2019г., Кетрова Н.М. «Учитель-лидер»- 2020г.)
- «Второй чемпионат России по педагогическому мастерству среди работников образовательных учреждений–2020» (Катышева Н.В. вошла в двадцатку лучших, награждена сертификатом за активное участие)
- Дистанционный Международный конкурс творческих работ и учебно-методических разработок педагогов «Лучший педагог» (Серебренникова В.П. 1 место)
- Дипломант 1 степени Всероссийского профессионального педагогического конкурса в номинации «Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС (Карагаева А.А., учитель информатики)
- Х Региональные Рождественские чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» (Карпова Н.В., учитель начальных классов и Тюрюкова Л.В., учитель русского языка и литературы).
- Благодарственными письмами Министерства образования и науки за подготовку победителей и призеров Регионального заочного конкурса юных краеведов и исследователей «Давыдовские чтения» (Блинова Н.К., Луцкая А.К., Тюрюкова Л.В.)
В решении задачи повышения квалификации большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку педагогической деятельности, реализовать свое профессиональное «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень. Конкурсы являются эффективным средством творческой самореализации педагогов и позволяют каждому из участников наметить свое профессиональное саморазвитие. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Невозможно быть победителем высокого уровня, имея знания лишь в определенной предметной области. Для этого необходим и широкий кругозор, и логическое мышление, и способность воспринимать и анализировать большой поток информации, и стремление к преодолению трудностей. Успех творческой деятельности педагога также во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать соответствующее состояние у учащихся.
15 и 16 апреля 2021 года в Улан-Удэ состоялся Республиканский конкурс педагогического мастерства «Самый классный классный», в котором лауреатом 3 степени стала классный руководитель нашей школы Ганусова Анна Валерьевна. Конкурс состоял из трех дистанционных испытаний и очного участия:
-творческое эссе «Классный руководитель- это работа, увлечение или…»
-видеоролик «Soft skills»: нельзя научить тому, чего не умеешь сам»
-онлайн-олимпиада
-Самопрезентация «К вершинам педагогического мастерства»
-Защита воспитательного проекта
-Представление личного опыта «Новые формы воспитательных практик»
-Дискуссионная площадка «Дебаты классных руководителей»
Хотелось бы остановиться на одном из конкурсных заданий- создании видеоролика на тему: «Soft skills»: нельзя научить тому, чего не умеешь сам».
Что же такое софт скилс- это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью, так называемые гибкие навыки. В конце своего выступления мы предложим вашего вниманию ролик Ганусовой А.В.
Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю всегда находить множество нестандартных ответов и научить этому своих воспитанников. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу. Творческих Вам успехов!