СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие компетентностей учащихся во внеурочной деятельности»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье рассматриваются актуальные вопросы организации внеурочной деятельности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие компетентностей учащихся во внеурочной деятельности»»

«Развитие компетентностей учащихся во внеурочной деятельности»


Устное собеседование по русскому языку для учащихся 9 класса. Фотография «День Победы»: нужно привести 10 фраз, иллюстрирующих изображение. Ответ ученика: «На фотографии середина лета. В центре 2 ветеринара с орденами». Нынешние девятиклассники не попали ещё под введение ФГОС, наверно, поэтому показали невысокий уровень развития общекультурной компетентности.

Будем надеяться, что нынешние восьмиклассники покажут на будущий год результаты владения компетентностями выше.

Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование – лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают". В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В этой – тоже: результаты международного исследования PISA, которые проводятся каждые три года и оценивают не знания школьной программы, а способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, показали, что самые умные школьники сегодня – финны. За ними следуют школьники из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао (автономной территории Китая). Наши – где-то в самом низу списка… Исследование PISA проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников. О таких результатах в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России». Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно был развеян. Наши школьники оказались не способны использовать свои знания для получения новых знаний, не готовы к самообучению и саморазвитию с помощью письменных текстов. Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход. Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе.

Современная система образования характеризуется регулярными нововведениями, школьная лексика пополняется новыми терминами: модернизация, стандарты, компетенции, компетентности, инклюзивное образование, ВПР и прочее. До 1990 года в педагогике существовало понятие «внеклассная работа», теперь его заменили понятием внеурочная деятельность, но суть от этого изменилась мало.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

По замыслу разработчиков Стандарта, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, совершенно логично, что были предложены новые ресурсы. И вот одним из таких ресурсов является внеурочная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы.

Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника.

Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах. Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков должна становиться единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Но это пока только в теории, потому что на практике возникает ряд проблем.

Хочется остановиться на том, что внеурочка стала проблемой для многих – начиная от директоров и учителей, заканчивая родителями и детьми. В настоящий момент возникает больше вопросов, чем ответов. Например,

«Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241). Этим приказом установлено, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не входит в него. Таким образом, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12, статья 43, п. 1, п.п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным. Согласно, п. 16 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г., учащиеся имеют право на добровольное посещение занятий по внеурочной деятельности. Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», внеурочная деятельность не регламентируется, т.к. не носит обязательного характера, и родители вправе от неё отказаться. На основании вышеизложенных НПА,  Вы можете написать отказ от посещения занятий по внеурочной деятельности».   

 Если посмотрите форумы, где обсуждается введение внеурочки, то там, отрицательных отзывов значительно больше, чем положительных. Больше всего возмущённых родителей в числе родителей учащихся начальной школы:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Разработчиками ФГОСов в методических рекомендациях дают, конечно, пояснения, но от этого ясности в рассматриваемом вопросе не прибавляется.

Что же понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

В каком объеме реализуется внеурочная деятельность ?
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПинов максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Обязательна ли внеурочная деятельность? Да, образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность. П. 16 ФГОС НОО: основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. П. 13 ФГОС ООО: основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС? Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

Можно ли считать внеурочную деятельность и дополнительное образование один и тем же? НЕТ.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Итак, хотелось бы подытожить: внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетентностей выпускника: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!