СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Руководство по организации внеурочной деятельности по интеграции история и биология.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Организация внеурочной деятельности учащихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы лицея, показателем сформированности социального опыта детей. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Руководство по организации внеурочной деятельности по интеграции история и биология.»

Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС.

Методическая разработка.

Руководство по организации внеурочной деятельности по интеграции история и биология.

Рябцева Юлия Викторовна, учитель истории

МБОУ «Эколого-биологический лицей №35» г. Майкоп.

«Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая

добавка к основному общему образованию,

призванная компенсировать недостатки работы

с  отстающими или одарёнными детьми.
Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи

и преемственности общего и дополнительного образования

как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

/Федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования/



          Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной для меня. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и достижениям земляков. Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию , на мой взгляд, являются интегрированные занятия по внеурочной деятельности, которые проводятся в ходе реализации ФГОС.            

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Обновление коснулось и внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, воспитание подрастающего поколения.             

   Изучив методические рекомендации внеурочной деятельности, опыт работы учителей, у меня не было ясной картины, как будет реализована на практике внеурочная деятельность в 5 классе по истории. При переходе на новые стандарты столкнулась со многими проблемами. Одной из самых важных является планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС: если для начальных классов в большом объеме и программы и методические рекомендации по организации внеурочной деятельности, то для основной школы нет практически ничего, кроме отдельных программ.

Еще в 1998 году мне посчастливилось побывать на обучающем семинаре у замечательного педагога-новатора Александра Васильевича Литвинова. Там я впервые услышала об исторических задачах. Этот метод меня очень заинтересовал и я использовала его в своей работе на протяжении долгих лет.

С введением ФГОС я решила попробовать интеграцию во внеурочной деятельности: решение исторических задач. Взяла раздел «Историческая оранжерея»(5 кл.) и «Исторический зоосад» (6 кл.). Мной была составлена авторская рабочая программ, которая была рассмотрена на заседании МО и утверждена приказом директора лицея. При составлении программы были учтены следующие особенности. Внеурочная деятельность должна быть связана с активной деятельностью каждого воспитанника,  систематизация знаний – ведение папки «я узнал и научился».

     Организация внеурочной деятельности учащихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы лицея, показателем сформированности социального опыта детей. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

          Исследовательская работа приносит большую радость учащимся,  они приобретают прочные и осмысленные знания по истории и умение практически применять свои исторические знания.  

Учитывая специфику лицея, в котором я работаю, интеграция осуществлялась по направлению: история-биология. Сначала мы просто решали задачи, а потом я предложила ребятам найти дополнительный материал по биологии о растениях и животных, которые сыграли какую-нибудь роль в исторических событиях в интернете. Этот материал учащиеся переносили в презентации, проявляя свою фантазию и творческие способности. Я видела, как интерес у детей рос с каждым занятием: появлялись все новые и новые задачи. Все больше учащихся шли ко мне на занятия по внеурочке. Затем вместе с ребятами мы разработали алгоритм составления исторической задачи и составили банк исторических задач в электронной форме:

Как составить историческую задачу.

1.Определиться с темой задачи.

2.Используя интернетресуры, электронные образовательные ресурсы и дополнительную литература подобрать необходимый материал и внимательно изучить его.

3.Выделить главную мысль из прочитанного материала.

4.Сформулировать условие задачи.

5.Сформулировать вопрос задачи.

6.Приступить к решению задачи.

Как составить проект-презентацию..



Решение исторических задач на интегрированных занятиях по внеурочной деятельности: история-биология. (5-6кл.)

Методические рекомендации

В процессе обучения учащихся истории и обществознанию учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию.

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием – исторические задачи, открывающие учащимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению.

Исторические задачи, применяемые в обучении истории и обществознания, выполняют несколько целей:

  • выявление знаний и умений;

  • проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;

  • организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;

  • самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Исторические задачи можно разделить на две группы:

1. Проверочно–тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся);

2. Поисковые (ученики, приобретая новые знания самостоятельно составляют в форме проекта-презентации и решают исторические задачи).

Особые подходы к конструированию исторических задач выражаются в моделировании комплекса задач следующих видов:

-на определение содержания этого понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);

-на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);

-на раскрытие особенностей влияния, каких – либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);

-на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро– Суздальского княжества в области системы управления?»);

-на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);

-на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);

-на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?»).

При составлении интегрированных исторических задач выделяются проблемные вопросы, для которых характерна ориентация на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы могут быть и провокационными для вовлечения учащихся в эту противоречивую ситуацию.

Интегрированные исторические задачи на занятиях внеурочной деятельности способствуют самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию умения практического использования полученных знаний, оценочных суждений.

Материал для составления задачи учащиеся берут не только из интернета, но и во время проведения интегрированных уроков, а также во время посещения музея, выставок, встреч с интересными людьми, другой исследовательской работы. Как правило, такие учащиеся выходят на очень неплохие результаты в конкурсах, олимпиадах, а также при ОГЭ и ЕГЭ.

Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний дают возможность логические задачи. Содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между искомым и известным, которая решается с помощью умственных суждений и практических операций. В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче («Почему князь Святослав, оставив Киев, хочет жить в Переяславце на Дунае? Чем его не устраивает Киев?»).

Для обучения решению исторических задач учитель дает следующую памятку. 

Памятка

для учащихся, решающих исторические задачи

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Если в условии текста задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.

4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

 

В исторических задачах - сущность событий, действия личностей, скрытый смысл лежащего на поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, невероятных фактов.

В основе событийно–проблемных задач лежит противоречие. Чтобы ответить на вопрос проблемной задачи «почему?», информацию в условии задачи предполагается обогатить новыми историческими данными («Почему богатый Новгород, а об этом хорошо знали завоеватели, монголо-татары, не был подвергнут захвату и разорению?»).

Биографические задачи требуют от ученика выяснения «кто есть кто». («О ком писал философ Н.А.Бердяев: «…был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости – враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный»?»).

Хрестоматийно–литературные задачи предлагают по отрывку из хрестоматии или художественного произведения определить событие, о ком или о чем идет речь, узнать автора и время, когда он жил. («А. Н. Толстой писал, что караульный офицер отказал дьяку во встрече с царём; тогда дьяк сказал: «Слово и дело!» и офицер немедленно провёл его к царю. Почему столь магически действовала фраза «Слово и дело»? В какие годы она входила в юридическую практику россиян?»

Интегрированные задачи (история-биология)

Методические приёмы использования исторических задач.

Событийно - проблемные:

-задачи ставятся в ходе лекции и решаются в диалоге с учащимися во время занятий по внеурочной деятельности.

Биографические и хрестоматийно – литературные задачи:

-предлагаются на самостоятельную подготовку;

-используются на олимпиадах, викторинах, конкурсах;

-используются при закреплении изученной темы, раздела или курса.

Интегрированные задачи ( история-биология):

-учащиеся самостоятельно составляют задачи в форме проектов-презентаций.

-учащиеся защищают проекты на занятиях внеурочной деятельности.

Разработка интегрированного занятия по внеурочной деятельности «Историческая оранжерея». 5 класс.

Тема: "Охрана растений. Решение исторических задач".

Цель занятия:

помочь обучающимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы ,обрести интерес к истории.

ЗАДАЧИ:

  • показать значимость растений в жизни человека;

  • формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;

  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы через решение исторических задач о растениях.

  • приобретать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Основой для проведения занятия послужила методика заслуженного учителя РФ

А.В.Литвинова «История становится ближе» - решение исторических задач. Она помогает сделать историческое событие близким и понятным для учащихся в рамках реализации ФГОС. Задачи по истории помогают ребятам «окунуться» в прошлое, прожить увлекательный процесс развития человечества , обрести интерес к истории , историям мышления. Занятие проводится в рамках проектно-исследовательской деятельности.

В ходе занятия используется беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологическая игра, экологические знаки, презентация растений “Красной книги”, решение исторических задач о растениях, проблемные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • экологические знаки об охране растений;

  • для игры “Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

  • карточки с описанием ситуаций.

  • презентации учащихся с историческими задачами о растениях.

ЛИТЕРАТУРА:

  • И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. издательский дом “НООСФЕРА”.

  • В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” - 1991.

  • “Планета – наш дом”. Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство “Лайда” Москва – 1995.

  • А.В. Литвинов «История становится ближе» (задачник),Москва,2010г.

ход занятия:

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. На протяжении нескольких занятий мы с вами решали задачи о растениях, говорили об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня мы продолжаем изучать мир растений и решать исторические задачи. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы .

(Беседа с использованием проектов- презентаций ,сделанными обучающимися)

Вопросы для проверки знаний:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки)
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)
6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух)
7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)

3.Решение исторических задач о лечебных растениях

Задача. След.

В индейские вигвамы пришла однажды тревожная весть: «В долине Семи озер появилась неведомая трава! Листья гладкие да кругловатые, словно яйца. И посреди них-хвост торчит…»

-Не трава страшна , страшен тот , кто ее занес в наши края ,-- мрачно сказал вождь племени. «След белого человека»,--- с негодованием и страхом говорили североамериканские индейцы, показывая на невзрачное растеньице. Оно приводило в суеверный ужас краснокожих.

Нам это растение известно, оно никогда не прячется от человека, наоборот любит расти у него на виду—вдоль дорог, на лугах, возле домов. И целебные свойства этой травы людям известны.

Америка до прихода туда белых колонизаторов не знала этого растения. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили: необычное для них растение появляется там, где прошел белый человек. А так как завоеватели несли туземному населению смерть и горе, индейцы стали растение проклинать. Но разве виновато было оно--- просто крошечные его семена, прилепившись к одежде и обуви европейцев, оказались на другом континенте и , упав где-то за океаном, на лесной тропинке, проросли. Вопрос. Назовите это растение. Ответ. Подорожник.

Задача. Мудрость.

В ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые вороги и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда об этом цветке.

Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Авдотья, упала перед ним на колени:-Позволь откупить брата милого. Удивился Батый :-Брата? А муж? –Замуж выйду—муж будет. Будет муж—свекор будет. Муж будет—сын родится. А сын у свекра родится—деверь мне будет. А брата мне уж нигде не взять—родителей моих сжег ты в Рязани…

Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал первый попавшийся под руки цветок, протянул Авдотье: -Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь бери без выкупа.

Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать: соберут ее ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку.

Долго бродила Авдотья по Орде и много русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и еще красивее стал!

Вот такая красивая легенда. Вопрос. Предположите, о каком цветке идет речь? Ответ. Бессмертник.

Эстетическая минутка.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова “Дети полей”:

Василёк, барвинок нежный,

Незабудки, алый мак,
Мята, ландыш белоснежный,
Одуванчик, тонкий злак…
Все цветы и травы эти,
Что с весною зацвели,
Это все родные дети
Кроткой матери-земли.

Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.

Вопрос: Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

Сообщения обучающихся на фоне проектов-презентаций:

1. “Сто сил”

За зелеными долинами да лесистыми горами в глухой Уссурийской тайге растет чудо-ягода. Её величают заманихой. Заманит заманиха кого хочешь. Взглянешь на неё – глаз не оторвешь. Драгоценными кораллами висят пышные гроздья её алых ягод. Красивы они, ничего не скажешь. Но славится заманиха не ягодами, а корнями. Целебная сила скрыта в них. Вот и пошла молва в народе: “Попробует настойку из корней заманихи старик – и сила у него появится, как у доброго молодца. Попробует настойку добрый молодец – удаль да сила проснутся небывалые”. Оттого и прозвали заманиху “сто сил”. Из корневищ заманихи готовят лечебный препарат, который используют по назначению врача.

2. “Осенний букет”

Хризантемы – цветы осени. Пользуются у нас большим успехом. Человек ещё в глубокой древности обратил внимание на красоту этих цветов. Они появились в садах более двух тысяч лет назад! В 4 веке хризантемы попадают в Японию. И там они находят себе вторую родину. Японцы очень полюбили этот цветок. Они называют его кику, что означает “солнце”. Цветок стал земным символом небесного светила, дающего жизнь всему на нашей планете. В стране восходящего солнца хризантема удостоилась высокой чести. Изображение этого цветка красуется на государственном гербе, на монетах. Самый высший орден в этой стране – Орден хризантемы. Поздней осенью устраивают японцы праздник хризантемы. Ими украшаются жилища. Японки надевают национальную одежду – шелковое кимоно с изображением хризантем. Поэты и певцы восхваляют цветок. Цветоводы устраивают многочисленные выставки. Хризантемы – отличное украшение садов, парков, скверов.

3. “Чудо-орех”

С большим почтением относились древние народы к грецкому ореху. Его часто величают деревом-комбинатом. Всё в нём идёт на пользу человеку: плоды – зрелые и незрелые, древесина, кора, листья и даже корни. Разросшиеся ореховые деревья преображают местность. Их охотно высаживают в парках, вдоль дорог, в садах южной стороны. Грецкие орехи вкусны, питательны, полезны. Они обладают высокой калорийностью, которая в три раза превышает калорийность хлеба. Из недозрелых, зеленых орехов хорошо приготовить варенье, а также различные витаминные препараты. Зрелые орехи богаты витаминами. Хороши орехи в свежем виде. Ценят их и в кулинарии. А сколько можно приготовить сладких блюд с орехами! И печенье, и пирожки с ореховой начинкой, и вкусный торт. Ореховое масло ароматно и вкусно. Это масло весьма ценится для приготовления высококачественных красок и лаков для живописи. Из листьев, кожицы недозрелых плодов, коры ствола и корней грецкого ореха приготовляют коричневую и черную краску для тканей, кожи, древесины. Ореховая древесина идёт на производство красивой и прочной мебели.

Учитель. Итак, о какой пользе растений для человека говорилось в сообщениях?

Обучающиеся. Из корневищ заманихи готовят лекарство, хризантемы украшают жилища и парки, грецкие орехи употребляют в пищу, из его древесины изготавливают мебель.

Учитель. Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают настроение своей красотой и приятным запахом. Другие – готовы накормить нас сочными ягодами и вкусными плодами, а третьи – помогают нам избавиться от болезней.

Сообщение темы занятия:

Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений.

Работа с книгой:

Учитель. Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Обучающиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Обучающиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Обучающиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Обучающиеся. 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. 
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель. Перечитайте экологические правила, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Обучающиеся читают экологические правила.

4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель. Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Обучающиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Обучающиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Обучающиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Обучающиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Обучающиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

Обучающиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Обучающиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

Учитель. В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

6. Итог занятия.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Обучающиеся повторяют экологические правила друзей природы.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

Давайте пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Текст написан на доске.

7. Рефлексия.





Рефлексия :

-Проблемные, творческие, познавательные исторические задачи призваны помочь учащимся усвоению знаний, развитию необходимых интеллектуальных структур (переносу знаний, видению проблем, альтернативному мышлению и др.).

-Также исторические задачи призваны содействовать знакомству учащихся с доступными и имеющими общеобразовательное значение методами исторического познания.

- Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, составлять электронные презентации, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях.

- Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее.

 Список использованной литературы.

1. А.Литвинов «История становится ближе»./Задачник/

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс,

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис,

4. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск,

5. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление,.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: Просвещение,

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако,

9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

– М.: Просвещение,

10. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С.33-34

11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.

12.ООП ООО «Эколого-биологический лицей №35».

     

         




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!