СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ – ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Буллинг - таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. ... 

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ – ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым



Отделение: химико-биологическое

Секция: психология





ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ – ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ



Работу выполнила:

Самитдинова Севиля,

ученица 10 класса

МБОУ Войковская школа

Первомайского района

Республики Крым


Научный руководитель:

Алексеева Ольга Анатольевна,

психолог

МБОУ Войковская школа

Первомайского района

Республики Крым





с.Войково – 2015

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1

Теоретические аспекты насилия в подростковой среде …………………….6

    1. Основные теоретические подходы к определению насилия …………6

    2. Насилие в школе: понятие, виды………………………………………..8

    3. Факторы риска проявления насилия подростками……………………10

РАЗДЕЛ 2

Психолого-педагогические причины и следствия буллинга……………….. .12

2.1. Понятие и характерные особенности проявления буллинга в детском коллективе……………………………………………………………………….12

2.2. Психология школьного буллинга………………………………………….15

РАЗДЕЛ 3

Эмпирическое исследование проявления буллинга…………………………..18

3.1.Организация диагностического исследования…………………………….18

3.2. Анализ и интерпретация данных…………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


В последние годы российское общество преобразовалось во многих сферах жизни – экономической, политической, социальной. Эти преобразования привели ко многим негативным последствиям: население поделилось на слои в зависимости от материального благосостояния, снижен уровень жизни у большей части населения, потеряна уверенность в завтрашнем дне, утрачены значимые человеческие ценности.

К негативным последствиям изменений в обществе можно отнести и рост проявления агрессии и насилия. Эти явления прочно вошли в нашу жизнь. Насилие и постоянное информирование о нем так тесно присутствуют в жизни нашего общества, что мы иногда не замечаем этих явлений и относимся к ним, как норме в отношениях между людьми.

Такие социальные условия, как совершенство информационных технологий, доступность всей информации, зачастую ведут к росту нарушения правил в социуме, росту количества преступлений, связанных с насилием. Особенно это касается детей и подростков. Зачастую и психологическое, и физическое насилие во всех его проявлениях, скрыто от взрослых. Это может иметь отрицательные последствия для детей и в обучении, и для их психологического благополучия.

Проблема насилия всегда была областью, к которой проявляли интерес в социологии, философии, медицине, психологической, педагогической и других науках. Многие исследователи посвятили свои труды выявлению роли и места насилия в общей системе отношений в социуме - изучению природы, причин возникновения, механизма насилия огромный вклад внесли З.Фрейд, Э.Фромм.

Научные исследования по проблеме насилия показывают, что жестокое обращение травмирует как детей, так и взрослых и может привести к огромным нарушениям психологического и физического здоровья. Но чаще всего от насильственных действий страдают дети, так как они еще не сформированы как личность. В отечественной науке эти вопросы рассматривали в своих работах С.В.Ильина, Н.К.Асанова, Л.О.Пережогин.

Данные исследования несомненно имеют практическое и теоретическое значение. Но проблема жестокого отношения среди подростков является одной из недостаточно изученных проблем социальных отношений. В частности это касается такого негативного явления, захлестнувшего современные образовательные заведения, как буллинг, что указывает на актуальность данной работы.

Проблемы школьного буллинга, изучение причин возникновения, его последствий на подростков определили тему этой работы.

Цель исследования: исследовать и проанализировать психологические особенности проявления насилия детьми среднего школьного возраста.

Объект исследования: взаимоотношения подростков.

Предметом данного исследования является факторы, которые способствуют формированию различных форм насильственного поведения у подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблема буллинга имеет скрытый характер и ее решение возможно при проведении комплексной диагностики и при условии организации социальной профилактики.

Были определены следующие задачи, направленные на достижение поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы:

  • Изучить основные теоретические подходы к проблеме насилия;

  • Раскрыть понятие школьного насилия

  • Провести исследование на подтверждение наличия насильственного отношения подростков.

В процессе данной работы изучены специфика насилия и закономерности его проявления у детей среднего школьного возраста. Также установлены причины неготовности подростков выносить данную проблему на обсуждение с другими людьми, надеясь на решение собственными силами.

Практическая значимость этой работы заключается в том, что изучение особенностей буллинга может быть использовано школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями для разработки программы профилактики межличностных отношений.

Методы исследования, используемые в работе следующие: изучение теоретических источников по проблеме школьного насилия, тестирование, анализ полученных результатов исследования, методы статистической обработки данных.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ


1.1. Основные теоретические подходы к определению насилия


Проблемы насилия требуют немедленного решения, так ка их последствия влекут за собой более серьезные проблемы для всего нашего общества. В основе многих правомерных, асоциальных поступков детей стоит насилие над ними.

Если человеку пришлось на себе испытать насилие, он, безусловно, стает угнетенным, не может найти свое место в жизни, или стает агрессивным по отношению к окружающим, озлобленным на всех. У детей с несформированными механизмами контроля и регуляции развития, это прослеживается особенно отчетливо.

Насилие стало предметом для теоретического изучения многих исследователей. Представители разных направлений по-разному объясняют понятие насилия, причины его возникновения, виды, процесс. [6, 8]

Природу возникновения насилия исследовал Ц.Ломброзо. По его мнению причины возникновения насилия скрываются в физиологических особенностях человека. По типу телосложения человека, его внешности можно выявить насколько он способен проявлять насилие. Причины насилия заключены в инстинкте. Это утверждение не нашло поддержки среди многих социологов, психологов и философов.

З.Фрейд считает, что насилие является человеческих инстинктов, возникающим как следствие противоречий между ними.

Э. Фромм дает определение понятия «агрессия», как действия, направленные на причинение ущерба другим людям, животным и неживым объектам. Э.Фромм подробно проанализировал такое явление, как садизм. По его мнению, садизм – это желание человека полностью подчинить себе волю другого, превратить его в беспомощное существом, подчиняющимся лишь воле садиста. При этом причинение боли другому человеку не является существенным. Главная цель – причинить страдания, лишить возможности защищаться, лишить свободы, властвовать над ним. А унижения используются как средство достижения цели.

По мнению исследователя, человек применяет разрушительную силу в случае, когда он лишен возможности созидать, создать новое. Огромный творческий потенциал, развитие способностей к творчеству, умение использовать свои силы избавят человека от проявления такого насилия.

Однако при условии угрозы жизни, насилие приобретает другую цель. Оно направлено на защиту достоинства, свободы, сохранения жизни. Отношение человека к насилию формируется обществом.

Проблема насилия стала предметом изучения и современными отечественными исследователями.

В своих работах П.Д.Павленок и Л.Я.Курочкина определяют социономическое направление в изучении проблемы насилия. По их мнению причины этого явления заключены в социокультурных факторах. Уровень проявления насилия напрямую зависит от моральных, нравственных устоев в социуме, от воздействия средств массовой информации.

В ходе исследований Л.Гумплович, К.Каутского выделилось культурологическое направление, как последствие воздействия на человека культурных норм, традиций, системы ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос возникновения насилия, его природы до сих пор не имеет единого решения. Разные исследователи изучали проблему насилия. В науке имеет место несколько теоретических взглядов, со своим представлением сущности истоков насилия.


1.2. Насилие в школе: понятие, виды



Длительное время о насилии в школах умалчивали, не уделялось должного внимания проблеме, так как не учитывали серьезность последствий, да и не принято «выносить сор из избы». Хотя в наших школах сегодня широко распространены случаи угроз применения насилия, вымогательства, шантажа, жестокое обращение с учениками.

Реакция учащихся, пострадавших от насилия различна: одни в ответ сами проявляют жестокость, другие, не видят другого выхода, как суицид. Чувство обиды, ощущение безысходности и ненужности заставляют идти детей на самые крайние меры.

Авторы, изучающие эту проблему, дают разные определения насилия. Ведь насилие можно рассматривать с многих сторон, и оно выглядит по-разному: «ярлыки», колкие высказывания, ехидные взгляды, драка. Поэтому насилием можно назвать поведение человека, нарушающее права другого.

Насилие происходит даже тогда, если человек и не осознает происходящее. Подростки часто не способны дать объективную оценку поведению других людей, из-за отсутствия необходимых знаний своих прав. Если ребенок живет среди людей, где постоянно слышит оскорбления, он расценивает грубость как норму, и не будет ощущать себя обиженным в случае, если он слышит грубые реплики в свой адрес.

Известны многие определения понятия насилия. Они разработаны разными исследователями. В ходе систематизации этих понятий намечаются две основные группы. Насилие можно разделить на психологическое (эмоциональное) и физическое. В школах мы наблюдаем оба вида.

Психологическое насилие ведет к эмоциональным переживаниям, снижает самооценку ребенка. Такую реакцию может испытывать ребенок на клички, придирки, несоответствующие оценки, насмешки, унижение на глазах других детей, если его не заслуженно обвиняют в чем-либо. Травмирует ребенка и игнорирование, изоляция его, когда не желают с ним разделять одну парту, отказываются играть, общаться, демонстрация неприязни.

Применение к ребенку физической силы, причинение ему физических страданий, травмы, удары, избиение, отнятие вещей, их порча и называется физическим насилием.

Зачастую оба вида насилия происходят одновременно. Издевательства над ребенком могут повториться и длиться долгое время. Эта ситуация вызывает у жертвы страдания и переживания.

На месте жертвы может оказаться любой из детей, но чаще всего, тот, чье поведение или внешность отличается от других, или ток, кто слабее обидчика.

Чаще всего жертвами такого отношения стают дети, с физическими недостатками, застенчивые, тихие дети или, наоборот, дети с импульсивным поведением. Объектом для насмешек могут стать дети и с особенностями внешности. Жертвами насилия могут стать школьники с несформированными социальными навыками, домашние дети, у которых отсутствует опыт жизни в коллективе сверстников, а также те, кто испытывает определенные трудности в учебе.

Из вышеизложенного следует, что жертвой насилия может стать любой ребенок. По отношению к жертве обидчик применяет чаще оба вида в совокупности, чем вызывает у нее психологические и физические переживания. Последствия насилия очень тяжелые и со временем травма не исчезает, а может перерасти в другие проблемы


1.3 Факторы риска проявления насилия подростками


Процесс социализации учеников в школе сегодня проходит не просто, с определенными сложностями, которые связаны с тем, что это период самоутверждения подростков в семье, в школьном коллективе. Часто этот процесс сопровождается сложными жизненными ситуациями. Но у многих подростков не хватает необходимых знаний, жизненного опыта, чтобы противостоять этим ситуациям. Очень часто вхождение в коллектив для ребенка окрашен негативными, отрицательными моментами, с которыми он вынужден справляться сам.

В среде подростков складываются различные взаимоотношения. Не всегда они бывают доброжелательными. Учащиеся жестоки по отношению к сверстникам. Школьники избивают тех, кто слабее их, унижают тех, постоять за себя, оскорбляют того, кто не может достойно ответить обидчику.

Одним из объяснений возникновения этой проблемы - корни этого явления уходят в семью. Жестокое обращение в кругу семьи, пренебрежение интересов детей приводит к проявлению жестокости детей к окружающим в дальнейшем. Как ответная реакция на насильственные отношения в кругу семьи это жестокость в поведении ребенка.

Дети из неполных семей не редко могут проявлять насилие.

Ребенок, воспитанный одним из родителей, чаще прибегает к психологическому насилию. Особенно это часто проявляется у девочек.

В случае, если мать негативно относится к жизни, ребенок из такой семьи часто проявляет отрицательное отношение к другим детям. Такие матери ставят под сомнение хорошее, доброжелательное отношение к ребенку в школе. Они с подозрением относятся к замечаниям и отказываются сотрудничать с учителем. Поэтому насильственные действия ребенка мать никогда не осуждает и не стремится изменить, повлиять на него. Наоборот, такое поведение ребенка мать расценивает как нормальную реакцию на действия обидчика.

Воспитание в семье, где предполагается безусловное подчинение ребенка воле родителей подавляет детей. А школа для них стает местом, куда они вымещают внутренне подавляемое свое негодование и боязнь.

В семьях, чья жизнь наполнена конфликтами, бесконечными ссорами и придирками, дети перенимают и потом используют такой же стиль поведения в школе. Таким способом они справляются с сложившейся обстоятельствами. Дети, чьи семьи демонстрируют насилие, понимают насильственные действия иначе, для них это норма. Поэтому, в криках и побоях, они не усматривают ничего не обычного.

У всех детей разный уровень толерантности стресса. Дети с низким уровнем больше предрасположены к насилию.

Если рассматривать успеваемость по предметам, как фактор риска, то не успешность также является причиной насилия. Школьная успеваемость по предметам у большинства подростков напрямую связана с формированием высокой самооценки. Плохие отметки по школьным предметам очень огорчают девочек. Девочки, которые слабо учатся, больше подвержены риску, в отличии от мальчиков. Это объясняется тем, что хорошая учеба для мальчиков не представляет большого значения и мало влияет на их самооценку. Они больше переживают о достижениях в спорте, успехи в школьных мероприятиях.

Дети, лишенные достаточной любви и заботы со стороны матери в раннем возрасте, дети из детских домов, склонны к большему проявлению насилия, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

У таких детей не сформированы отношения заботы, взаимной поддержки, взаимовыручки. Чаще всего их поступкам руководствует стремление занять позицию сильного, главного.



РАЗДЕЛ 2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА


2.1. Понятие и характерные особенности проявления буллинга в детском коллективе


Жестокость в детском и подростковом коллективе - большая проблема современного общества. Во всех учебных заведениях мы можем наблюдать насилие в детском коллективе во всех его формах, как психологического, так и физического. Этот термин имеет профессиональное название «буллинг» (bullying, от анг. Bully, то есть хулиган, драчун, задира).

Буллинг характеризуется своими отличительными особенностями:

- действия повторяются на протяжении длительного времени;

- и «обидчик» и «жертва» принадлежат одной и той же социальной группе.

Эти характеристики дают возможность понять отличие данного процесса от случайной драки, конфликта, которые иногда происходят во взаимоотношениях людей.

Для подростковой среды буллинг представляет огромную проблему. Ведь растущие дети обладают такими чертами характера, которые одновременно и сложны и противоречивы. В это время формируется жизненная программа действий и если единожды ребенком будет усвоена позиция либо «жертвы», либо «агрессора», он будет следовать ей всю жизнь.

Школьный буллинг это социальное явление, получившее распространение во многих странах, в том числе и в России.

Мотивацией к этому явлению зачастую может быть зависть, неприязнь, мстительность. Нередко мотивом является желание обрести власть, некое превосходство, уничтожение конкурента, самоутверждение за чужой счет, даже удовлетворение садистских потребностей агрессора.

Как и любая форма насилия, школьный буллинг проявляется по-разному: насмешки, различного рода унижения, издевательства, вымогательство, бойкот, уничтожение и отнимание личных вещей.

В буллинге выделены две группы:

– действия, которые основаны на активном проявлении унижения;

– действия, направленные на сознательную изоляцию жертвы.

Буллинг распространяется на многие сферы деятельности. Школьное насилие проявляет себя в нескольких формах.

Под физической агрессией понимают пощечины, избиение, и более жестокое физическое воздействие. В таких случаях в ход идут не только кулаки, но и возможно использование оружия. Таким поведением отличаются мальчики. А вот девочки крайне редко прибегают к таким мерам.

При словесном буллинге обидчик использует речь: прозвища, дразнилки, оскорбления. Под прицел словесного буллинга, часто попадают подростки с отличающейся внешностью, дефектами речи и те, кто не способен противостоять нападкам одного или нескольким обидчикам. Жертвами могут стать как отличники, так и неуспевающие ученики.

Запугивание это еще одна форма школьного насилия. Оно основано на применении устрашающих, устрашающих жестов и грубой интонации голоса. Главная цель принудить жертву к действиям против ее воли.

Мимика обидчика также демонстрирует неприязнь. Угрожая, обидчик намерен подорвать уверенность жертвы, сбить ее с толку и подчинить себе.

Еще одной из форм буллинга является изоляция. Инициатором изолировать жертву от группы является хулиган, булли. В этом процессе участвуют несколько человек или весь коллектив. Жертву намеренно игнорирует группа учащихся или весь класс. Изоляция сопровождается распространением записок с обидным содержанием, высказыванием оскорблений в адрес жертвы. Часто используют унизительные надписи в адрес жертвы на школьной доске, в общественных местах.

В школе часто сталкиваются с такой формой насилия, как вымогательство. При вымогательстве у жертвы с угрозами требуют денег, забирают еду, вещи.

Обидчик также может заставлять свою жертву воровать для него деньги или заинтересовавшие его предметы. Этот способ булли использует с той целью, чтобы возложить вину за происшедшее на жертву и подчинения ее своим интересам.

Повреждение имущества также можно рассматривать как одну из форм насилия. Булли может заинтересоваться имуществом жертвы. В итоге могут быть испорчены, спрятаны или вовсе украдены личные вещи жертвы: учебники, одежда и другое.

Из этого следует, что школьный буллинг – социальное явление. Буллинг характеризуется своими особенностями – повторяемостью на протяжении длительного времени, принадлежностью участников к одной социальной группе. Протекание насилия происходит в разных формах и распространяется на разные сферы жизни подростков.

2.2. Психология школьного буллинга


Буллинг не виден на первый взгляд, протекает не заметно, скрытно. Все знают о том, что это явление существует и каждый стремиться предпринять попытки при его проявлении. Избежать его. Но при этом никто не подозревает, какие страдания каждый день испытывают ученики, связанных с их травлей.

На проявление буллинга подростками влияет ряд факторов:

1. Личные: недостатки воспитания, заниженная неадекватная самооценка, чрезмерная активность, сниженный порог самосохранения, вредные привычки;

2. Поведенческие: неадекватное поведение, асоциальное поведение, вандализм;

3. Социальные: влияние телевидения, интернета, взаимоотношения в семье, кризисные ситуации в семье, друзья. [2]

Такие факторы, как конфликты в семье, события, связанные с разрывом отношений родителями, появление отчима или мачехи, рождение младшего ребенка завышенные требования к ребенку могут спровоцировать насилие его по отношению к другим. Дети, воспитывающиеся в асоциальных семьях, чаще прибегают к насильственным действиям. Иногда равнодушное отношение к ребенку в семье, чрезмерная опека о нем также может подтолкнуть его на такие поступки.

Проблемы личного характера в период полового созревания не всегда решаются совместно со взрослыми. Неумение найти решение, недовольство собой, непонимание со стороны взрослых еще одна причина «срыва» подростка.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, агрессивное поведения – реакция на замечания.

Поток информации, обрушившийся с интернета, экранов телевизоров, сталкивает подростка с проблемой выбора необходимого для него. А так как ребенок еще не сформирован окончательно как личность, он не несет ответственности за выбор, сцены насилия часто выступают для него как руководство к действию.

Подростковый период всегда сопровождается психологическими и физиологическими изменениями. Стремительные биологические изменения, желание быть самостоятельным создает трудности во взаимоотношениях с окружающими.

Резко меняется отношение к учебе, ребенок вдруг стает раздражительным, агрессивным, у него теряется интерес к ранее любимым занятиям, к школе.

И.А. Фурманов отмечает, что в период пубертата такое поведение подростка направляется чаще на окружающих его взрослых. Оно проявляется во враждебности, пререканиях, демонстрации наглого поведения, непокорности и озлобленности. Такие дети забрасывают учебу, прогуливают уроки и при этом не скрывают свое поведение. Это поведение представлено в форме хулиганских поступков, физического насилия и агрессии по отношению к сверстникам.[9]

Подростки, которые являются агрессорами, имеют низкую самооценку, их не интересуют чувства и переживания других, они стремятся, во что бы то ни стало манипулировать людьми и при этом редко испытывают чувство вины за сделанное.

Наказание за такое поведение усиливают ярость, и не решают проблемы.

Подростки с агрессивными признаками вступают в спор со взрослыми, очень раздражительные, не сдержаны в своих высказываниях, отказываются выполнять просьбы и не подчиняются, часто провоцируют конфликты.

Непослушание всегда мешает нормальным взаимоотношениям с окружающими и влияет на успешность в обучении. Часто такие дети одиноки, так как не все разделяют их идеи. И, не смотря ни на то, они обладают хорошим интеллектом, они плохо учатся в школе.

Агрессивные дети никогда не признают свою вину, а пытаются переложить ее на других, в своих действиях они не видят ошибок.

Мальчики чаще выступают в роли агрессоров. Их действия открытые, демонстративные. А вот девочки-агрессоры незаметны, их агрессия скрыта, незаметна. Их насилие выражено в насмешках, манипуляции, распространении слухов против жертвы.

Ошибочное мнение, что буллинг обычный процесс взросление, на следующем этапе развития проблема будет исчерпана. По утверждению специалистов, булли продолжают демонстрировать свою агрессивность и в взрослом возрасте, часе переступают грань человеческих норм, нарушаю закон. У многих, не справившись со своей обидой, появляется желание мстить.[9]

Таким образом, можно сказать, что чаще всего насилие по отношению к сверстникам происходит в период полового созревания. Существует ряд факторов, влияющих на изменение поведения подростка. Подросток не в состоянии самостоятельно справиться с ними и нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых.



РАЗДЕЛ 3

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА


3.1.Организация диагностического исследования

Последствия буллинга очень серьезные: снижается самооценка подростка, он теряет собственную уверенность, нарушается его психика, происходит потеря социальных контактов. [2]

Изучение и анализ доступных теоретических источников показал, большое внимание уделяется изучению факторов, которые провоцируют насилие среди подростков, его последствия, причины и формы проявления. [1, 2]

Учитывая все вышесказанное, в нашей работе важно было установить на сколько насилие распространено в среде подростков, его причины и формы.

Для решения поставленных задач мы использовали опросники для подростков.

- Осведомленность о проблеме насилия в учебном заведении;

- От каких форм насилия приходилось страдать?;

- Готовность обсуждать проблему насилия;

- Причины отказа обсуждать ситуации насилия;

- Готовность применить насилие.

Вопросы представлены в форме утвердительных или отрицательных, а также развернутых ответов.

Нам необходимо было выявить на сколько учащиеся осведомлены о явлении буллинга, их вовлеченность в процесс, причинах и формах.

Респондентами данного исследования выступили 36 учащихся 9, 10 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Войковская школа Первомайского района Республики Крым», из них 19 мальчиков и 17 девочек.


3.2. Анализ и интерпретация данных


После проведения статистической обработки и анализа результатов, мы получили данные, дающие возможность говорить о наличии буллинга в школе, выявили отношение к этому явлению среди мальчиков и девочек.

Не все подростки готовы говорить о том, что негативного происходит в их школьной жизни.

Всего лишь 33% девочек и 13% мальчик готовые в семье обсуждать проблемы насилия. В школе подростки о насилии говорят чаще – 72% девочки и 40% мальчики. А сверстникам свои проблемы доверяют реже – около 28% девочки и 20% мальчики. Обратиться к специалистам различных служб готовы лишь 7% мальчиков. Информацию об этой проблемы подростки получают из телепередач «Пусть говорят», «Говорим и показываем», «Касается каждого». (Приложение 1)

Все учащиеся знают о существующей проблеме насилия в школе. Девочки не чувствуют опасности по дороге в школу, у них нет врагов. Большая часть опрошенных мальчиков не испытывают беспокойства, их в школе никто не трогает, у них нет врагов, чтобы им угрожать. Но 20% респондентов боятся учителей и одноклассников.

Некоторые подростки иногда слышат в свой адрес оскорбительные высказывания, в то время, как другие готовы ответить на это физической расправой. В кругу сверстников одноклассники испытывают насмешки, неуважение, и около 7% сами издеваются. Случаи вымогательства девочки объясняют желанием обидчиков казаться «крутыми». У мальчиков нет обидчиков. Об асоциальных группировках в школе известно около 7% девочкам.

От психологического насилия чаще страдают девочки. (Приложение 2)

Большинство респондентов готовы поделиться своей проблемой, когда их обижают. Но некоторые считают, что не стоит обращаться к учителям, так как проблема не серьёзная и они вполне взрослые решать проблемы сами, боятся огласки, быть непонятыми, оказаться виновным, испытывают чувство стыда, не доверяют. Подростки не желают обсуждать происходящее с администрацией, так, как нет доверия, они чужие люди, в случае огласки боятся вызова родителей в школу. Дети редко посвящают родителей в свои проблемы. Они считают, что их не поймут, они сами вполне могут разобраться, не хотят волновать родителей. Не всегда подростки делятся со своими сверстниками. Прежде всего, боятся огласки и быть не понятым, всем все равно что с тобой происходит. Большинство детей готовы обсудить проблемы насилия с психологом. Но некоторые испытывают неловкость говорить о личном.

Исследуя готовность применить респондентами насилие в любой форме были получены следующие результаты:

  • В драку чаще вступают мальчики, что составило около 87% и девочки 28%;

  • Ударить человека просто так готовы 13% из числа мальчиков и 7% девочек;

  • Получают удовольствие от драки 20% мальчиков и 7% девочек;

  • Зачинщиками драки выступают 33% мальчиков и 11% девочек могут начать драку;

  • Лишь 17% девочек утверждают, что в тот момент можно было обойтись без драки, и также считают 67% мальчиков;

  • По отношению к опрошенным физическую силу применяли к 17% девочек и 20% мальчиков;

  • За помощью к взрослым в случае насилия обратятся 78% девочек и около 27% мальчикам;

  • О том, почему ударили или обозвали человека, больше переживают девочки – 83%, но и около 67% мальчиков задумываются о поступке. (Приложение 3)

Таким образом, полученные результаты исследования показали, что проблема школьного буллинга в данном образовательном учреждении реально существует. Практическая осведомленность подростков о ней это подтвердила.

Среди респондентов если те, кто проявлял насилие по отношению к сверстникам. Большинство, кто допускал насильственные действия, сожалеет о своих поступках.

Мы нашли подтверждение, что проблема буллинга имеет скрытый характер и ее решение возможно при проведении комплексной диагностики и при условии организации социальной профилактики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема буллинга занимает важное место в области детской и подростковой психологии. Несмотря на то, что это явление получило широкое распространение в современных учебных заведениях, этой проблеме уделяется не достаточно внимания.

В данной работе мы предприняли попытки доказать, что школьный буллинг – это социальное явление. Это объясняется тем, что в детском коллективе возможен выплеск негатива в отношениях на уровне «сильный» и «слабый». Скрытность фактов насилия, нежелание и боязнь жертвы обсудить проблему способствуют живучести буллинга. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу.

Очень важно, чтобы школьное насилие не рассматривалось как нормальное явление. Чтобы исправить эту ситуацию, в школах необходимо правильно организовать профилактическую работу. Для предотвращения этого явления необходимо больше внимания уделять нравственному воспитанию, повышать общую культуру подростков.

Дети зачастую лишены внимания со стороны взрослых: родителей, учителей. Необходимо чаще обсуждать актуальные темы: проблемы детей, взаимоотношения со сверстниками, пути выхода из трудной жизненной ситуации. Учителя должны знать о жизни детей в семье, ведь часто поведение детей в школе – реакция на отношение к нему в родном доме.

Жизнь в школе надо сделать интересной, насыщенной, чтобы каждый ребенок мог найти для себя занятие, научился жить в коллективе, нашел друзей.







ЛИТЕРАТУРА


  1. Берковиц. Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковец.– СПб.: Нева, 2002. – 248 с.

  2. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

  3. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2001. С. 47.

  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. «Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с подростками», М. – 1999.

  5. «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В., – М., 1997.

  6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

  7. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость.– СПб., 2011. – 190 с.

  8. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М., 2012. – 264 с.

  9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция – Минск,1996.

  10. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.- метод. пособие / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с.

  11. Электронные ресурсы:

  • http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

  • http://shkolnie.ru/pshologiya/

  • http://www.psy.su/psyche/

  • http://www.psyhology.narod.ru/info18.html.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!