СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Профилактика буллинга у подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа «Профилактика буллинга у подростков»

Цели:

 формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг,

моббинг, психологическое насилие;

 формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;

 формирование толерантного отношения к сверстникам;

 закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных

явлений жизни.

Прогнозируемый результат: понимание учениками важности проблемы

психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.

 

Задачи урока:

  • снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
  • развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

 

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?

Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).

Рис.1

Классный руководитель: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?

Обучающиеся:   вариант ответа- это друзья, что-то обсуждают.

Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):

Рис.2

Классный руководитель: Что вы увидели на этом изображении?  Какие эмоции оно у вас вызывает?

Обучающиеся: вариант ответа- девочка чем-то опечалена

Классный руководитель: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).

Рис. 3

Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?

Работа с понятиями.

Преподаватель: С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте

подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы учеников

Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция преподавателя.

Преподаватель: Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные

действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого

человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов

отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за чтото…)

Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку

дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)

Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную

деятельность)

Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются,

его не замечают, не интересуются им);

Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);

Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет

порочащих сведений и пр.)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

- Назовите 5 слов – ассоциаций на термин «белая ворона»

Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.

Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:

- Что такое правонарушение?

Ответы учеников. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления учеников).

Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг?

Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело, принимают участие все.

Но буллинг также отличается от конфликта и я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала

Конфликт

Буллинг

 

(фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)

После заполнения проверяется и обсуждается заполнение таблицы.

Мини-лекция преподавателя с демонстрацией презентации (кадры 4-

12).

Преподаватель: В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и

последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться,

выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Особенности детей-последователей:

- несамостоятельность;

- подверженность влиянию;

- конформизм;

- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;

- частая озлобленность и трусливость;

- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.

Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и

особенностей личности. "Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия,

что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает.

А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина

(худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые

особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой:

обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

И стать зачинщиком тоже может кто угодно.

Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для

жертв.

Самые тяжелые последствия моббинга, конечно, для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в

школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором

профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков и последователей последствия тоже есть:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик

понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения;

- конформность.

Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)

Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.

Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.

На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.

Учитель: Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?

(ответы учеников)

Учитель: Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но не причиняя боли

Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....

Учитель: вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.

Преподаватель: а теперь давайте посмотрим ролик (ролик «Детская жестокость»). Преподаватель. Чтобы избежать подобных ситуаций буллинга, каждому стоит отвечать за свои поступки и не забывать об своих обязанностях. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Профилактика буллинга у подростков"»

Конспект классного часа «Профилактика буллинга у подростков»

Цели:

формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг,

моббинг, психологическое насилие;

формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;

формирование толерантного отношения к сверстникам;

закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных

явлений жизни.

Прогнозируемый результат: понимание учениками важности проблемы

психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.



Задачи урока:

  • снижение агрессии и враждебных реакций подростков;

  • развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;

  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.



ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?

Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).

Рис.1

Классный руководитель: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?

Обучающиеся:   вариант ответа- это друзья, что-то обсуждают.

Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):

Рис.2

Классный руководитель: Что вы увидели на этом изображении?  Какие эмоции оно у вас вызывает?

Обучающиеся: вариант ответа- девочка чем-то опечалена

Классный руководитель: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).

Рис. 3

Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?

Работа с понятиями.

Преподаватель: С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте

подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы учеников

Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция преподавателя.

Преподаватель: Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные

действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого

человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов

отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за чтото…)

Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку

дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)

Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную

деятельность)

Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются,

его не замечают, не интересуются им);

Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);

Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет

порочащих сведений и пр.)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

- Назовите 5 слов – ассоциаций на термин «белая ворона»

Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.

Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:

- Что такое правонарушение?

Ответы учеников. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления учеников).

Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг?

Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело, принимают участие все.

Но буллинг также отличается от конфликта и я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала

Конфликт

Буллинг


(фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)

После заполнения проверяется и обсуждается заполнение таблицы.

Мини-лекция преподавателя с демонстрацией презентации (кадры 4-

12).

Преподаватель: В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и

последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться,

выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Особенности детей-последователей:

- несамостоятельность;

- подверженность влиянию;

- конформизм;

- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;

- частая озлобленность и трусливость;

- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.

Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и

особенностей личности. "Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия,

что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает.

А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина

(худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые

особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой:

обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

И стать зачинщиком тоже может кто угодно.

Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для

жертв.

Самые тяжелые последствия моббинга, конечно, для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в

школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором

профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков и последователей последствия тоже есть:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик

понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения;

- конформность.

Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)

Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.

Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.

На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.

Учитель: Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?

(ответы учеников)

Учитель: Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но не причиняя боли

Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....

Учитель: вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.

Преподаватель: а теперь давайте посмотрим ролик (ролик «Детская жестокость»). Преподаватель. Чтобы избежать подобных ситуаций буллинга, каждому стоит отвечать за свои поступки и не забывать об своих обязанностях. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!