СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Приёмы педагогических техник - собственный педагогический опыт в химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья. Достичь этого помогают разные приёмы педагогических техник. Представляю применение собственного опыта на уроках и внеурочной деятельности в химии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приёмы педагогических техник - собственный педагогический опыт в химии"»

Статья. Собственный педагогический опыт

«Приёмы педагогических техник на уроках химии»



В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Достичь этого помогают разные приёмы, которые основываются на 5 принципах. Эти принципы нам хорошо знакомы и они все важны. Они направлены на то, чтобы максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

1. Принцип свободы выбора:

В любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Пример: ученикам задается дифференцированное домашнее задание. Учащийся сам выбирает, какой уровень сложности выбрать для себя.

2. Принцип открытости.

Необходимо не только давать знания, но и показывать их «границы», сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Пример: сделать уроки проблемными, с помощью «приемов удивления» вызвать неподдельный интерес учащихся к теме.

3. Принцип деятельности.

Чтобы знания становились инструментом, ученик должен с ним работать.

Пример: на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Пример: использовать на уроке все возможные приемы педагогической техники для максимальной реализации принципа обратной связи.

5. Принцип идеальности (высокого КПД).

Пример: чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – они почувствуют успешность и сами захотят ее закрепить. А если принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление коллективом, тогда они сами обучают друг друга.

Вопрос: Для чего нужны приёмы при изучении химии?

Они позволяют повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и, следовательно, качество знаний учащихся.

Приемы – это кирпичики успешного обучения!

Вопрос: Где можно использовать приёмы при изучении химии?

Я активно применяю разные приёмы, как в урочной, так и внеурочной деятельности, в проектной деятельности.

Многие из приёмов широко известны. Но все они помогают учителю сделать урок ярким, интересным и незабываемым для учеников.

Приемы можно классифицировать в зависимости от этапов урока или занятия внеурочной деятельности.


Организационный этап, начало урока или вхождение в урок. В своей практике часто использую приём «Образовательная стратегия» и «Кредит доверия».


Этап №1: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1. прием «Защитный лист» (можно записать фамилию, чтобы не спросили)

  2. прием «Кредит доверия» (оценка авансом)

  3. прием «Образовательная стратегия» (мотивирующие вопросы)

  4. прием «Доволен-недоволен» (дети выражают свои чувства и учитель радуется/огорчается с ними)


Следующий этап «Актуализация знаний и целеполагание». Здесь количество приёмов разнообразнее. Детям очень нравятся приёмы «Удивляй, Отсроченная отгадка, Ручеек, Интеллектуальная разминка».

Этап №2: АКТУАЛИЗАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

  1. прием «Интеллектуальная разминка» (головоломка, убери лишнее, чтобы активизировать мозг)

  2. прием «Игра в случайность» (жребий: кто будет отвечать…)

  3. прием «Настроение» (с помощью музыки создать положительный настрой на урок)

  4. прием «Удивляй!» (интересные факты)

  5. прием «Отсроченная отгадка» (удивительный факт, но отгадка позже при изучении темы)

  6. прием «Ручеек» (устный опрос пройденного материала и сбор данных о новой теме)


Затем этап «Изучение нового материала». У каждого учителя есть свои любимые приёмы. У меня это «Своя опора, Привлекательная цель, Свои примеры».

Этап №3: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. прием «Пресс-конференция»

  2. прием «Своя опора» (сжатие информации)

  3. прием «Свои примеры»

  4. прием «Привлекательная цель»

  5. прием «Рассказ-эстафета»

  6. прием «Вопросы к тексту»


На этапе «Первичного закрепления материала» люблю пользоваться приёмом «Опиши меня», «Паутина», «Лови ошибку», «Практичность теории».

Этап №4: ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. прием « Я утверждаю, что…» (ученики сигнализируют о своем согласии/несогласии с пом. сигн. карт)

  2. прием «Получи бонус» (набрать больше бонусов/жетонов и получить оценку)

  3. прием «Один ум – хорошо, а два – лучше» (групповая деятельность)

  4. прием «Опиши меня…» (письменное оформление объекта)

  5. прием «Паутина» (перемешанные слова)

  6. прием «Практичность теории» (лабораторные)

  7. прием «Лови ошибку!»

  8. прием «Синквейн»


Этап «Обобщение, повторение и систематизация знаний». Данные приёмы известны, но особое внимание уделяю такому приёму, как «Кластер», потому что происходит систематизация информации.

Этап №5: ОБОБЩЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  1. Прием «Урок без правил» (соревнование, не традиционный урок)

  2. Прием «Брей-ринг» (23 ученика соревнуются у доски с ответами)

  3. Прием «Кто быстрее?» (эстафета по рядам: добежать и написать, кто быстрее)

  4. Прием «Кластер» (ассоциации)


На этапе «Контроля и коррекции знаний» важно установить обратную связь. Эти приёмы способствуют снятию напряжения и созданию ситуации успеха. Дети очень любят приём «Выбери ответ», «Самооценка».

Этап №6 КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ:

  1. Прием «Слепой текст» (вставить пропущенные слова)

  2. Прием «Терминологический диктант» (учитель диктует определения, ученики пишут о чем речь)

  3. Прием « Выбери ответ» (тест)

  4. Прием « Опрос-итог»

  5. Прием «Самооценка»


Задавая ДЗ, хочу обратить внимание на приёмы «Необычная обычность» и «Идеальное задание». Эти приёмы делают ДЗ нескучным.

Этап №7: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прием «Необычная обычность (вытягивают листы с сообщениями/заданиями из «черного ящика»)

  2. Прием «Сочинялка» (написать сочинение сказку: спор овощей о витаминах…)

  3. Прием «Идеальное задание» (дз по собственному выбору: задачи, рисунок к теме..-после КР)

  4. Прием «Трехуровневое задание»

  5. Прием «Творческое» (ребус, кроссворд)



Приёмы на практике: на уроках и внеурочной деятельности



Особое внимание уделяется пропедевтике - раннему целенаправленному изучению предмета и формированию опыта деятельности, который способствует освоению теоретических сведений и приобретению практико-ориентированных умений.



В 5-ых классах изучают курс «Введение в химию», в 7-х классах внеурочная деятельность по программе «Вещества в нашем доме».

Специфика предмета «химия» в том, что теория подкрепляется практикой. Всё это формирует естественно-научную функциональную грамотность.



Перехожу к более детальному рассмотрению некоторых приёмов из своей практики.

На «Организационном этапе» использую приём «Образовательная стратегия»

Например, в начале четверти мотивирую на успешное обучение. Задавая такие вопросы, слышу от детей конкретные задачи, которые они намерены выполнить. Это мотивирует их на успех. Или устраиваю соревнование за реальный приз.

- Что нужно, чтобы окончить четверть на «5»?

- Расскажи, как ты готовился к диктанту, чтобы написать его хорошо?

- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?


В некоторых случаях использую еще один Приём- «Кредит доверия».

Наверное, многие ставили оценки авансом. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.



На этапе «Актуализация и целеполагание» предлагаю учащимся поиграть в словесный «Ручеек».

После того, как сформулирована тема, надо по очереди назвать то, что известно по этой теме.

Например (обращаюсь в класс) тема «Экология». Назовите, по очереди, по одному слову, описывающее эту тему (ассоциации: природа, чистота, наука, эколог, воздух, мусор, загрязнение…). Спасибо за вашу активность.



На этапе первичного закрепления материала - Приём «Практичность теории» на уроках химии играет важную роль. Необходимо закреплять теорию практикой. Оснащение кабинета «Точки роста» позволяет это сделать.

- лабораторные работы, демонстрационные опыты.

Еще один приём, который дети с интересом принимают, используемый на этом этапе - «Паутина»

Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках. Задание:Составить определение из слов (карточки на доске с магнитом)

частиц

из одного

это

вида

состоят

Чистые вещества

которые

вещества

Ответ: Чистые вещества – это вещества, которые состоят из одного вида частиц



В Домашнем задании такой приём, как «Творческое задание», дети с удовольствием выполняют.

- «Кроссворд из химических элементов» и награждение Грамотой за самый лучший кроссворд

- ребус, тест



В курсе внеурочной деятельности в 7-х классах я использую приёмы: удивляй, привлекательная цель, опиши меня.

Рассмотрим приём «Удивляй». На этапе целеполагания важно захватить внимание учеников. Для этого можно сообщить удивительные факты, имеющие научное объяснение. Например:

-Желудочный сок способен растворить алюминиевую проволоку,

-Люди ходят по воде,

-сера изгоняет болезни….



или применить такой приём, как «Привлекательная цель» (этап целеполагание)

Перед учениками ставится простая, понятная и заманчивая цель, стремясь к достижению которой, выполняется и та цель, которую планирует учитель.

Например: Тема «Карбонаты»-где содержатся?, «Крахмал»-в каких продуктах?



При первичном закреплении материала использую простой приём «Опиши меня»

После изучения темы о каком-либо веществе, предлагаю подвести итог. Рассказать о веществе всё, что запомнили. Можно устно, написать на доске, так и на листочках.



Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников является решение практико-ориентированных задач на уроках химии.

Приведу пример такой задачи.

Приём «Практико-ориентированная задача»

В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.

Вопрос:Почему при входе в пещеру людей с собаками, животные гибнут, а люди остаются невредимыми?

Ответ: Причина в том, что углекислый газ тяжелее воздуха и скапливается на дне пещеры. Собаки невысокого роста, в сравнении счеловеком, поэтому от недостатка кислорода они погибают.



Рассмотрим ещё некоторые приёмы.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «вход в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки – несколько не слишком сложных вопроса на размышление (на слайдах)

Что лишнее? Какое слово скрывается?

1. H2O (ИНРЕЦГЛИ)=глицерин

2. H2S

3. CO2

4. NO2



На этапе актуализация и целеполагании детям нравится приём «Отсроченная отгадка», потому что это их удивляет, интригует, они понимают, что скоро они получат ответ.

В начале урока дается загадка, какой то удивительный факт, но! отгадка будет позже при работе над новым материалом. Или это удивительный факт сообщается в конце урока, чтобы начать с него следующее занятие.

Химия 8 класс, тема «Химические свойства воды»

В книге Ж. Верна «Таинственный остров» написан этот удивительный диалог, послушайте:

«-Какое топливо заменит уголь?

- Вода, - отвечает инженер.

- Вода? – переспросил Пенкроф…

- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков». О каком процессе идет речь в рассказе? Какой газ будут использовать как топливо, и какими преимуществами он обладает перед другими видами топлива?



Один из распространенных приёмов в домашнем задании называется «А знаете ли вы, что…» позволяет не только одному ученику углубить свои знания, но и расширить кругозор другим ученикам, так как это сообщение будет зачитываться в классе.

То есть Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию учащегося можно оформить в виде презентации, буклета, иллюстрируя картинками, фотографиями.



Приём «Своя опора» (шпаргалки, шифрограммы)-прекрасный вариант осмысления текста, формирования ключевых понятий.

У каждого человека есть свой язык кодирования.

Можно это представить игровым конкурсом: например, составить «шифрограммы», поиграть в разведчиков, шпионов. В дальнейшем возможно предъявление таких шифрограмм и их «расшифровка» другими учениками.

Например, при подготовке к экзаменам, я объявила конкурс на лучшую опору — шпаргалку.(фото)



Обратите внимание на известный приём «Лови ошибку!»

Это приём нравится ученикам, он бросает вызов их знаниям.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер сообщает результаты перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, надо заранее определить время.

Например: Найди ошибку в утверждениях. Химическая реакция протекает в следующих случаях:

  1. Прокисание молока.

  2. Горение бензина.

  3. Растворение соли. (это ошибка, так как физический процесс)

  4. Образование накипи в чайнике.



Всеми любимый приём «Выбери ответ». Предлагаю сейчас всем пройти это несложный тест! Тест «Белки»:

1. Белки это: 2. Меньше всего белков содержится в: 3. В состав белков не входит:

А) синтетические волокна А) коже А) азот

Б) природные ВМС Б) зубах Б) сера

В) млекопитающие В) мышцах В) золото


На этапе «Контроля и коррекции знаний» пользуюсь приёмом «Опрос-итог». Он направлен на развитие рефлексивных умений, анализ своей деятельности.

В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске (слайде) предложения:

- А я и не знал…

- На будущее мне надо иметь в виду…

- Самым сложным для меня сегодня было…

- Сегодняшний урок показал мне…



Хочу закончить приёмом «Кластер» - это универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Это графическая форма изложения текста, с помощью схем и слов (приём Ассоциативное солнышко).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!