СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с берестой как средство художественно – эстетического развития учащихся

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с берестой как средство художественно – эстетического развития учащихся»



Работа с берестой

как средство художественно – эстетического развития

учащихся

Побажимова Ирина Ивановна, учитель черчения и изобразителного искусства, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Железногорска Курской области.



Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом единении современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?

Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальной культуры не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом.

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своём творчестве.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

В основе своей работы я ставлю интеграцию прикладного и изобразительного творчества, которая предлагает изучение природ­ного материала, выполнение творческих изобразительных композиций.

На занятиях знакомлю учащихся с одним из наиболее древних ремесел и дос­тупным всем природным материалом – с берестой, которая была объектом поклонения, связанным с добрыми силами - «Берегинями». Считалось, что иметь в доме берестяные изделия к здоровью и достатку. Ребята узнают историю старинного ремесла и традиции в области народных художественных промыслов.

Берёзовая кора ещё в древности привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную, хорошо выделанную замшу. При обработке она сохраняла свои свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для транспортировки и хранения молока и мёда.

Прослеживая эволюцию изготовления изделий из коры берёзы, можно видеть, как постепенно из утилитарного, прикладного направления появляются произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового, самостоятельного вида изобразительного искусства. Картины выполненные на бересте акварелью, маслом, темперой  – неповторимы, уникальны, современны.

Аппликация - относительно новый способ

художественной обработки бересты. Бархатистая, Аппликация из бересты с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто - медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенности бересты можно использовать при выполнении картин и панно подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. Изображение возникает вследствие использования природной палитры-цвета, текстуры различных слоёв коры берёзы. Чтобы выполнить аппликацию надо подготовить для этого бересту. Снимают её с погибших берез - упавших или сухостойных. И выбирают такие, у которых древесина еще крепкая, а слой находящийся между стволом и берестой уже разрушился, и кора легко отделится от ствола. Заготовка и хранение

На упавшем или сухостойном дереве надо сделать надрез, поддеть бересту ножом, и она легко отделится от ствола. Далее её очищают от грязного слоя, расслаивают на тонкие листочки. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства, внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.

Собранная и обработанная береста может храниться несколько лет. Её можно уложить в стопки, прослаивая листами фанеры, а сверху поставив груз.

Для работы понадобятся ножницы, нож, клей ПВА и универсальный водостойкий клей «Титан», кисть. Нож – с острым концом, используется для снятия бересты со ствола дерева и расслаивания бересты. Крупные фрагменты бересты (толщиной 1 мм) рекомендуется закреплять густым клеем ПВА или «Титаном». А если речь идет о деталях, то предпочтение отдается клею ПВА.

Теперь обратим внимание на технику выполнения.

Аппликация из бересты создается с учетом направления ее штрихов, цвета, толщины ее пластин. Цвет бересты зависит от замысла работы, художественного вкуса, даже настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы (чаще всего пейзажа) применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. В непосредственной зависимости находятся, естественно, цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает

У чет направления штрихов, у тонки полупрозрачных пластин. Именно их цвета и толщины пластин. удобнее всего применять в тех фрагментах

картины, которые изображают глубину, перспективу пейзажа. Очень тонкие пластинки бересты используются для изображения самого дальнего плана пейзажа, неба, воздуха. По мере приближения фрагментов работы к переднему плану толщина пластин увеличивается. Безусловно, как и любое другое творчество, аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил - есть исключения.

Важную роль играют штрихи на бересте. Небо набирают пластинками с горизонтальными штрихами. Далее направление штрихов органично включено в создание пейзажа. Каждый фрагмент требует абсолютно определенного направления штрихов: крутой обрыв - береста расположена под углом. Штрихи на бересте, как и в рисунке помогают передать форму. Разная насыщенность тона, толщина пластины и интенсивность штрихов бересты используются при избирательном применении материала для передачи глубины, перспективы и настроения в работе. Что Накладывание или

же касается колорита (совокупности всех ее тонов, пересечение пластин

цветового строя), то цвета картины должны быть

объединены, связаны.

Р аботы в стиле аппликации из бересты выиграют, если вы будете избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа). Дело в том, что данная аппликация предполагает накладывание (или пересечение) пластин друг на друга, в итоге обыгрывается не только природный цвет материала, но и получается новый. В случае применения толстых пластин - надо использовать особенности фактуры и узора на ней, которые помогут раскрыть выразительность работы. Нанесение акварели Что же касается возможного подкрашивания на бересту материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение, оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. И если на пластину бересты нанести краску, то как дополнение лучше использовать акварель, а для чёткости использовать выжигатель.

Для активизации как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие личности ребенка, строю занятия на основе реализации технологии деятельностного метода, который обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует активному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

2) Принцип непрерывности – строю занятие через преемственность между всеми этапами обучения Использование на уровне технологии с учётом возрастных выжигателя психологических особенностей развития детей.

 3) Принцип целостности – через формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

 4) Принцип психологической комфортности – это необходимое условие для снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 5) Принцип вариативности – через формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В связи с этим использую нестандартные типы занятий. Это экскурсии на природу, которые заключают в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитывая бережного, заботливого отношения к ней.

На занятиях в форме деловых игр особое внимание обращаю на то, чтобы дети по-хозяйски относились к природе, оберегали цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

На занятиях “Следствие ведут знатоки” ребята замечают, что каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста.

Изучая народные промыслы ученики узнали, что люди давно заметили долговечность бересты, способность не поддаваться гниению, что её иногда называют древнерусским папирусом.

На занятиях фантазии учащиеся думают, как можно дать вторую жизнь погибшей или повалившейся берёзе. Держа в руках кору берёзы, видя её многоцветие и способность расслаиваться, они плавно подходят к новым видам работы к аппликации из бересты и живописи на ней. А отсюда уже пошли занятия творчества, взаимообучения, “круговая тренировка”, ролевые игры, групповые формы работы. В итоге ребёнок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

Работы из бересты в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Как и другие направления изобразительного искусства, данный вид занятия учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, формирует нравственные ориентиры.

Ребята делают необычные картины и дарят их родителям, своим друзьям, знакомым.

Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!