СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Особенности обучения математике младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для коррекционных педагогов и учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Особенности обучения математике младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"»

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начала математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии. При этом обучение математике направлено на овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов и решения практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков. [[1]]

Таким образом, изучение математики как учебного предмета уже даже на начальных этапах требует от ребенка овладения различными действиями. Наряду с этим, в последнее десятилетие значительно увеличилось число учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, в частности по математике, на что указывают специальные исследования психологов и педагогов, а также исследования медико-социологического характера, в которых отмечается, что число детей с аномальным развитием возрастает с каждым годом в связи с нарушением экологического равновесия, физическими и эмоциональными перегрузками женщин на работе и в семье, ростом алкоголизма и наркомании, низкой культурой семейного воспитания и общения и т.д.[[2]]

   В современных условиях с учетом вышесказанного особую социальную и педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и эффективности дифференцированных форм организации обучения математике, а именно создание классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общеобразовательных учреждениях.

Одна из основных задач преподавания математики в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Однако наряду с необходимостью помочь учащимся в овладении знаниями, предусмотренными школьной программой, педагог и учащиеся неизбежно встречаются с трудностями, обусловленными сложностью математики как учебного предмета: высокой степенью абстрагирования и обобщенности нормативной структуры научных знаний, лежащих в основе математики и чрезвычайной их разнородностью.

Следует отметить, что при обучении математике в специальных коррекционных классах необходимо также учитывать неоднородность состава учащихся и их разные возможности в усвоении математических знаний, что, в свою очередь, указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

  • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.

  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. [[3]]

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу.

Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный

  • (информационно-рецептивный);

  • репродуктивный;

  • частично поисковый (эвристический);

  • проблемное изложение;

  • исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

  • практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);

  • репродуктивные

  • проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

  • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • методы устного контроля и самоконтроля

  • методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Для пояснения ситуации используются наглядные действия или чертеж. При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. [[4]]

При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы:

  • индивидуальная проверка

  • работа по карточкам

  • беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

  • объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность

  • работой над алгоритмом выполнения задания

  • работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму)

  • выполнение упражнений по учебнику

  • работа по карточкам

  • тесты

  • индивидуальные дидактические материала.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

[1] Математика как учебный предмет [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://www.edusession.ru/sieds-476-1.html (дата обращения: 27.08.2018).

[2] Залялетдинова, Ф.Р. Математика в коррекционной школе–М.: ВАКО, 2011.

[3] Лернер И.Я. Проблемное обучение – М.: Знание, 1974.

[4] С. Г. Шевченко Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей – М.: АРКТИ, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!