СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по экологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любите родную природу -

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Просмотр содержимого документа
«Статья по экологии.»

Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 с русским этнокультурным компонентом











Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО











Автор: Васильева Л.В. учитель начальных классов МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом













г. Жуковский

2019

Статья по экологии



Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Всё человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительные материалы. В прошлом человек брал у природы ресурсы и не задумывался об их количестве и восстановлении. Природные ресурсы были очень велики, а их потребление мало. К тому же природа успевала пополнять большинство ресурсов. За последние десятилетия положение резко изменилось. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу. Серьёзной проблемой стали вопросы возможного и к тому же быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загрязнения природной среды. В ряде районов мира, особенно в крупных промышленных центрах, загрязнение окружающей человека среды приняло угрожающие для его здоровья размеры. Всё это и заставило ныне человечество обратить особое внимание на вопросы охраны природы.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Экологическое воспитание - это одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе. Основная задача экологического воспитания состоит в том, чтобы более углубленно познакомить учеников с основными проблемами охраны природы и путями их решения, а также подготовить и воспитать наиболее активных проводников идей охраны природы. Большое значение имеет также приобретение различных природоохранительных умений и навыков, получить которые учащиеся смогут на практических занятиях, а также во время экскурсий в природу и туристических походов. Только сочетание теоретических занятий с практическими делами даст возможность учащимся стать истинными друзьями природы. А начинать экологическое воспитание надо с самого раннего детства, наблюдая за миром природы вместе с детьми. Нам взрослым, очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, дети учились видеть прекрасное и бережно относиться к ней. Все мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который сказал: «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» На уроках окружающего мира, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между растениями и животными, между природой и человеком. Без этого трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников. Связи между неживой и живой природой проявляются на лугу, в лесу, в поле, в водоёме и называются природным сообществом. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе игровые, информационные, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии – очень важный вид деятельности. «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. На природе была проведена познавательная игра « Встреча на весенней поляне». Во время этой игры установили причину наступления весенних изменений в неживой и живой природе. Детям было очень интересно. Провели праздник, который назывался «Три встречи с лесовичком на экологической тропе». На этом празднике дети три раза встречались с лесовичком и по экологической тропе доходили до поляны чая, загадок и цветов, попадали в «Зеленую аптеку» и узнавали о чем говорят цветы в русской поэзии. На уроках, классных часах и во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: викторины, загадки, ребусы, кроссворды, иллюстрации на экологическую тему. Провожу презентации. Дети всегда с большим удовольствием участвуют в проектах на разные темы, а использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, внимание, наблюдательность, развивает творческое воображение ребенка, повышает его экологическую культуру. Большое впечатление на ребят произвел экологический рассказ Льва Новоженова «Поездка в лес». После прослушивания дети сделали вывод о том, что земля, по которой мы ходим, воздух, который мы дышим, вода, которую мы пьем нуждаются в нашей защите. И если каждый из нас будет помнить об этом, то этот рассказ останется для нас, к счастью, фантастикой. Экскурсии, походы играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе. Ребята участвуют в экологических акциях: «Чистая улица», «Чистый город», «Посади дерево». На школьных клумбах сеют цветы. Во внеурочное время мы стараемся совершать походы. И вместе с ребятами разработали «Памятку» о бережном отношении к природе:

-Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. Постарайтесь запомнить: куст, который «пригодился» для палатки, растет 5-8 лет! Деревце, спаленное на костре, - 15 –18лет… -Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, еще дома позаботься о кольях и колышках для палаток и очага. Для костра пользуйтесь только сухостоем и валежником. – Не разжигайте костра вблизи деревьев. Найдите площадку на расстоянии 7 – 8 метров от них, снимите дерн на месте кострища и сохраните его в тени до своего ухода. Не оставляйте костер без присмотра, покидая привал, залейте место, где был костер, водой и заложите кострище дерном. Берегите лес от пожара! - Уходя из леса, осмотритесь, хорошо ли убрано место вашего отдыха. Знаете ли вы, что брошенная бумага лежит два года, консервная банка или осколок бутылки поранят кому – то ногу и через 30 лет? Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать.

-Нельзя дотрагиваться до яйца в гнезде, так как чужой запах отпугнет птицу и она покинет гнездо. На месте выдернутого кустика земляники новый вырастет через 4 года, брусники – через 10 лет, черники – через 100 лет! Давайте всегда помнить : земля, по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и работаем, - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и учиться беречь её.

В рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО по духовно – нравственному направлению в классе ведется работа научного общества «Юный натуралист Подмосковья». Целью программы является: узнать, как живописна природа Подмосковья, какие растения и животные имеются в области, какие из них занесены в Красную книгу РФ, какова промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Как богата наша земля талантливыми и трудолюбивыми людьми. В программу работы включен материал, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы. Все виды деятельности, которые я использую, развивают коммуникативные универсальные учебные действия: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, а также регулятивные ууд – начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент. Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную работу с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Богаты мы! Но считанные птицы над считанными рощами летят! Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы плавают в реке, И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы? Защита окружающей среды, экологическая безопасность России – это забота не только государственной службы экологического контроля, но и каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия каждого, мы обязательно этого добьёмся.

Услышу ль сосен шум полдневный час, Журчанье струй средь камушков у брода. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна По имени Природа! У ней для всех хватает доброты И мы живем, запечатлев навек в душе Её прекрасные черты - Поля, луга, леса, моря и реки. Три капли у природы есть: вода, земля и воздух. Какая бы ни грянула беда, Всё возродится снова. Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит. О, человек! Природа – мать ни рек И ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер. Цени её доверие. Природы! Не обмани его! И в темный лес входи, Как в храм под мраморные своды.





Используемая литература:



Михеев А.В. , Пашканг К. В. «Охрана природы». – М.: Просвещение, 1983. – 144с.

Даунов Ч.Х. «Человек и природа». – Майкоп: ОАО «Полиграф – ЮГ», 2014.-164с.

Климцова Т.А. «Экология в начальной школе». //НШ. – 2000.№6

Бочкарева И.В., Щербашина Л.Д. «Моя Адыгея». – Майкоп: Адыгейское респ. книжн. издательство, 1992.- 80с.

Барковская О.М. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» №2, 1994.

Проничева Н.Н. «Живая природа», журнал «Начальная школа» №6, 1991.

Зайцева С.К. «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа» №4, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!