СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Функциональная грамотность на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье затронута тема функциональной грамотности на уроках географии, приводятся примеры работы функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Функциональная грамотность на уроках географии"»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

                  Камневой Вероники Ивановны,

учителя географии Павлодарского филиала МБОУ

Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

(высшая квалификационная категория)

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

 В чем сущность понятия «функциональная грамотность»? «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: – научно объяснять явления, – оценивать и планировать научные исследования, – научно интерпретировать данные и доказательства. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов  через:

- работу с текстом;

- работу с географической картой;

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ и ВПР.

 Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке. Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

 2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

 3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов.  Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 класс)

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- составление развернутых планов и конспектов параграфов        

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.

Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:

Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)

 в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту,

- владеть приемом наложения карт,

-развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА(9 класс): (см. таблицу)

В каком из городов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

 Алгоритм

1. О чем вопрос? (Где раньше начнется новый день.)

2. Когда это происходит? (В чем особенность этого дня?) (Это день равноденствия.  На всей Земле день равен ночи.)

3. Где раньше начинается новый день? (На востоке.)

 4. Какой из пунктов самый восточный? (Все точки находятся на одной широте и имеют разную долготу. Восточнее расположен пункт, долгота которого имеет самое большое значение – 56° в. д., т. е. пункт Г.)

В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический.

Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА(9 класс):

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1.«Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

-_расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские

-расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

2.«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

3. «Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

4.«Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)

  2. Самый большой материк. (Евразия)

  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)

  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)

  5. Самый холодный материк. (Антарктида)

5.«Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране?

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы,

- работа с климатограммами,

- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы,

- работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.

Использование топографических карт.

«Найди меня»

Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

Пример.  Я нахожусь на С-З от (условный знак сельский населенный пункт) Лужки. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак, я нахожусь (условный знак церковь). Назовите населенный пункт, в котором она расположена

Использование политических карт.

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Использование контурных карт:

Пример 1. Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Пример 2. Географические диктанты. Во время диктанта учитель называет через определенные промежутки времени географические объекты, а учащиеся подписывают их на контурной карте.

Пример 3. По фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их Для проведения работы с фрагментами контурной карты учитель подготавливает список географических объектов, нумерует каждый их них, а номера переносит на контурную карту, делит карту на части с примерно равным количеством объектов и разрезает её. Учащимся раздает по одному отрезку карты, а они на листочках пишут номер и название объекта.

Пример 4. Работа с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части - пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту

Использование групповой форм работы с географическими картами:

«Географическая почта».

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

Использование парной формы работы с географическими картами:

«Гонка за лидером»

Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

«Согласен, не согласен»

В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.

Пример.

1

Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии


2

Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка


3

Западная часть Южной Америки — равнинная, а на восто­ке материка протянулась огромная горная цепь — Анды


4

Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км


5

Название «Анды» в переводе с языка инков означает «се­ребро»


6

В Южной Америке представлены все типы климата, начи­ная с экваториального и заканчивая субантарктическим


7

Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными


8

Амазонка — самая полноводная река в мире


9

На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побе­режья Атлантического океана, расположен морской порт


10

В южноамериканских саваннах практически нет деревьев


Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:

Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного.

Иран - столица Тегеран,

Ирак - столица Багдад,

Индия - столица Дели,

Италия - столица Рим,

Израиль - столица Тель-Авив,

Испания - столица Мадрид,

Иордания - столица Амман,

Ирландия - столица Дублин,

Исландия - столица Рейкьявик,

Индонезия - столица Джакарта.

Ученики с интересом работают с политической картой.

Географический диктант с « ошибками»

Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска»

Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

1.«Что такое? Кто такой?»

Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака                                  2.Маракайбо

3.Анхель                                     4.Игуасу

5.Мулаты                                    6.Бразилиа

7.Аконкагуа                                8.Амазонка

2.«Самое-самое».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.

1.         Анды –самая длинная горная система мира.

2.         Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3.         Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4.         Анхель самый высокий водопад мира.

Использование фронтальной формы работы с географическими картами:

«Установите соответствие».

Пример:

  1. Миссисипи

  2. Миссури

  3. Св. Лаврентия

  4. Ниагара

  5. Колорадо


а) образует Большой Каньон

б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан

в) на языке индейцев “грохочущая вода”

г) на языке индейцев “илистая река”

д) наиболее длинная в Северной Америке

е) образует обширную дельту

ж) соединяет озера Эри и Онтарио

з) впадает в Калифорнийский залив

и) впадает в Мексиканский залив

к) по длине превосходит ту, в которую впадает

Использование творческих заданий при работе с географическими картами.

«Я – капитан».

Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Токио (Япония) до г. Рим (Италия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.

Использование проектных заданий при работе с географическими картами.

Пример1. У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата. Предложи экономически выгодный путь перевозки грузов обоснуй маршрут, учитывая характеристики климата, океанических течений по сезонам года.

Пример 2 Работа с использованием фрагмента топографической карты. Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предлагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого поселка, или создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача- выбрать вариант освоения земельного участка, план которого вы видите. Предложите и обоснуйте свой вариант освоения.

Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.

«Поиск аналогов».

Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

- Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).

- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).

- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).

Использование логических  заданий при работе с географическими картами.

«Раздели слова на группы»

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы.

Использование номенклатурных  заданий при работе с географическими картами.

Пример. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.

Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д

Пример. Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте (по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и существенные дополнения также оцениваются.

Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

Объекты:

  • оз. Маракайбо.

  • Гвианское плоскогорье.

  • о. Огненная Земля.

  • Карибское море.

  • мыс Париньяс.

  • залив Ла-Плата.

  • Бразильское плоскогорье.

  • мыс Кабу-Бранку.

  • оз. Титикака.

  • Малые Антильские острова.

  • устье реки Амазонки.

  • г. Аконкагуа.

  • пролив Дрейка.

  • Фолклендские (Мальвинские о-ва).

  • Магелланов пролив.

Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы.

Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров .

Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач (6 –9 классы)

- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, можно использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

  1. географический диктант по терминам (5 – 9классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина.

  2. тест.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!