СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья мнемотехника в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья мнемотехника в образовательном процессе»

Использование приемов мнемотехники при работе со словарными словами во 2 классе

А.В. Тюменцев

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького

Научный руководитель: И.В. Сюзева, методист



Аннотация: В статье рассматриваются виды памяти младших школьников. Затем приводятся аргументы по поводу того, что необходимо использовать различные методы и приемы при работе со словарными словами. Далее представлены приемы мнемотехники, которые можно использовать в учебном процессе.

Ключевые слова: память младшего школьника, словарная работа, мнемотехника, ФГОС НОО.

Русский язык считается нашим государственным языком, и все граждане нашего государства должны владеть им. Коренные жители овладевают им с детства. Но в то же время он, будучи их родным языком, является очень сложным и требует большого труда в освоении. Основой грамотности учащихся является усвоение орфографических норм – то есть правильное написание слов. ФГОС НОО предусматривает в одном из предметных результатов по предметной области «русский язык»: осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека. Учащиеся должны придерживаться в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета [1].

Для прочного запоминания работа со словарными словами должны быть осмысленной, вызывать интерес. А сам процесс должен быть познавательным и творческим. В связи с этим нужно наряду с традиционными методами использовать также и нетрадиционные, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Основная проблема, из-за которой учащиеся испытывают трудности в запоминании слов, по мнению О.Н.Левушкиной, заключается в том, что при работе используются в большинстве случаев традиционные приемы запоминания слов, ориентированные на стимулирование так называемой механической памяти, которая не соответствует мышлению младшего школьника. Информация, полученная без привлечения словесно-логического и наглядно-образного мышления, не запоминается надолго. При работе со словарными словами немаловажным является опора на ведущий тип памяти у младшего школьника. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно - мотивационных особенностей. Память машины - механическая память. Память человека - ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. Ею в основном и пользуются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки, простого механического запоминания материала, они используют чрезвычайно редко. Память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить. В.Ю.Портянко советует при работе со словарными словами стимулировать эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления. Необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой – но не обязательно только они) или по одному каналу, но разными способами, имеет место быть, если они стимулируют эмоционально-образную память [4].

Автор пособия по самостоятельной работе младших школьников по орфографии Ераткина В.В. дает следующее определение мнемотехники. Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общий объём памяти путём образования ассоциативных связей; замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания [3].

За долгое время своего существования в мнемотехнике появились различные методы и приемы. В.В Портянко выделила следующие:

1. Рифма и ритм. Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание матеpиала – это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные poлики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться.

2. Аббревиатура (акроним). Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – можно пользоваться фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл.

3. Еще один из приемов мнемотехники – пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал человек самостоятельно, тогда и эффект будет больше. Потом достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. Также используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

4. Мнемофразы помогают помнить правила: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

5. Аналогия Для данного вида мнемотехники характерно находить общее слово, в котором точно не возникнет вопросов в написании. А после выстроить цепочку созвучных слов: ДЕд в ДЕревне, ПАльто для ПАпы.

6. Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Про который уже упоминалось ранее. Он является – основным методом развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Ассоциации – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводит к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

7. Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. Причем, чем более нелепая история получится, тем скорее она запомнится.

8. Очень близкая к этой методике – цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Метод используют для запоминания слов в определенном порядке, друг за другом.

9. Самым продвинутым способом запоминания считается метод локаций, или метод интерьера. Привычные для человека квартира или класс, где известно все, вплоть до мельчайших подробностей, – это своеобразная матрица, где каждая частица наполняется содержанием. Чтобы воспользоваться эти методом, следует вспомнить в уме привычную обстановку квартиры или класса, понять в какую сторону по интерьеру надо двигаться. Также можно вспомнить каждодневный маршрут на работу Являясь совокупностью приемов и правил, облегчающих запоминание при помощи ассоциаций, мнемотехника развивает образное мышление учащихся. Однако ассоциативный образ в данном случае должен быть связан со словарным словом не только каким-то общим признаком (цветом, формой, количеством), но и вызывать у школьника яркие образные эмоции. Например, при запоминании словарных слов можно опираться на графический образ лексемы, мнемонические рифмовки, включение сложных слов в сказки или рисунки. Запоминание в мнемотехнике осуществляется на основе естественных механизмов памяти мозга, а именно преобразовании получаемой информации в зрительные образы. Задача преподавателя, таким образом, состоит в подборе техники, позволяющей преобразовать запоминаемую информацию на язык мозга – в зрительные образы. Такой образ, в котором закодированы элементы запоминаемой информации, называется искусственной ассоциацией [2].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что мнемотехнические приемы, отвечают требованиям структуры памяти младшего школьника и их следует применять при усвоении нового материала. Существуют различные приемы направленные не только на работу со словарными словами, но весь материал начальной школы.






Библиографический список


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 26 с.

  2. В.Ю. Портянко , 59-61 Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 1 (1)

  3. Ераткина, В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе / В.В. Ераткина. – Рязань: Издательство РГПУ, – 2005. – 435 с

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!