СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метод проектов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью учебного процесса. В статье раскрываю все этапы разработки проекта.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод проектов"»

Метод проектов


Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.


В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного). К ним относится метод проектов – педагогическая технология, которая в последнее время завоёвывает всё большую популярность. Я использую этот метод с 2000 года. Зашита тем по информационной технологии сопровождается проектами, выполненными кадетами. И с уверенностью могу сказать, - этот метод даёт большой обучающий и воспитательный эффект.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.


При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интегрировать знания из различных областей наук;

  • критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:


  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

  • учитель помогает ученикам в поиске источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поддерживает и поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе «Деятельность учащихся - Деятельность учителя»

Подготовительный этап:

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.);

б) определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование работы:

а) определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта (формы представления результата);


Продукт:

– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

д) распределение обязанностей среди членов команды;


Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагают идеи, высказывают предположения, определяют сроки работы (поэтапно).


Исследовательская деятельность.

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы.

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Анализируют информацию. Оформляют результаты. Учитель наблюдает, советует.

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.


Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, должен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?

• Как правильно организовать деятельность учеников?

• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!