Сущность метода проектов, его возможности.
Волохович А.Г.
учитель химии
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку конкретной проблемы, которая должна завершиться осязаемым реалистическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [1].
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения реалистических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Для достижения целей обучения в педагогической деятельности придерживаемся, обще дидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности. Они определены нашими отечественными учеными. В качестве таковых Т.В. Душеина называет принцип решения проблем [2], И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская – принципы пошаговости, обратной связи, продуктивности [5], Н.В. Матяш – принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип совместной деятельности [20]. При организации проектной деятельности учитель обязан опираться на них, если он желает достичь цели.
Метод проектов не новинка мировой педагогики: он разработан в
начале XX века Джоном Дьюи [3]. Особенно активно он начал использоваться в практике обучения после выхода в свет статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918) [4], в которой автор определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В нашу страну метод проектов пришёл в 1905 г. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся пропагандировать метод проектов среди российских педагогов. В послереволюционный период метод одно время довольно широко стал применяться в школах по личной инициативе Н.К. Крупской. В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования во все школьные дисциплины [6], но уже в новом качестве.
Вместе с тем и у нас до сих пор нет однозначного понимания сущности этого метода. Отсюда проектом в реальной педагогической практике называют самые разные виды деятельности. Неоднозначность трактовок того или иного понятия всегда снижает эффективность использования. Проблемные методы, к которым относится и метод проектов, в отечественной дидактике были достаточно хорошо разработаны (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, др.), правда, недостаточно последовательно внедрялись в школьную практику: для этого в те времена не было концептуальной платформы. Чтобы определить, что принципиально полезного может внести метод проектов, надо посмотреть, что понимается под компетентностью в области решения проблем. По определению Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA это «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения меж предметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них — математической, естественно научной или чтения». Метод проектов, как мы уже знаем, всегда предполагает наличие либо субъективно значимой, либо социально значимой проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути: он предполагает не просто рассмотрение, исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей её решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности. Ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и обосновать, аргументировать своё решение. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т.е. достаточно целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, в процессе самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работы он приобретает собственное знание, «конструирует» его. Это знание становится его знанием, а не абстрактной научной мыслью.
Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
Учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать ключевую компетентность – решение проблем, социальную компетентность, проявляющиеся в следующих компетенциях учащихся:
-анализ проблемного поля, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагание и планирование деятельности;
-самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
-презентации (само предъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
-поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
-применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях, в том числе и нестандартных;
-выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
-проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков;
- умений и навыков при работе с книгой и другими источникам информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
Независимо от различных видов проектной деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного проекта:
-выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
-выбор темы исследования;
-выбор цели исследования;
-определение задач по достижению цели;
-определение методов исследования;
-сбор собственного материала;
-анализ и обобщение собранного материала;
-собственные выводы.
Таким образом, метод проектов учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.
Список литературы.
http://ru.wikipedia.org/wiki Метод_проектов
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2003. - №5, с. 38
Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.
Kilpatrick W.H. The Project Method. // Teachers College Record, 1918, 19 (4), pp. 319-335. Русский перевод: Килпатрик У. Основы метода. М., 1928.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007 ,с. 39
Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Педагогика, 2011, No10, С. 3-11.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. – М., 2000., с. 26