СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метапредметный подход в предметной области "Искусство" в условиях реализации ФГОС"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метапредметный подход в предметной области "Искусство" в условиях реализации ФГОС"»

Шиян Светлана Викторовна

(Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №168 с УИП ХЭЦ, Новосибирск)

Метапредметный подход в предметной области "Искусство" в условиях реализации ФГОС

В статье представлен авторский взгляд на нововведения в образовании, в частности на использование метапредметного подхода в предметной области "Искусство" в условиях реализации ФГОС. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала разных учебных дисциплин, обеспечивающий самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования и в течение всей жизни. Рассматриваются основания проектирования метапредметного содержания образования на примере межпредметных и метапредметных связей на уроках "Искусство" (МХК, история культуры).

Приведены практические примеры использования межпредметных связей: предметы гуманитарного цикла + история и «Искусство» (МХК, история культуры); метапредметных связей: предметы ЛЮБОГО цикла + «Искусство» (МХК).


Ключевые слова: метапредметный подход, универсальные способы действий, метапредметы, мультидисциплинарность исследований, межпредметные и метапредметные связи.


Новые стандарты - новые требования в предметной области "Искусство"

В 2011 году во всех 1-х классах страны введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). С 2012 года началось внедрение новых образовательных стандартов в основной школе.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные для повышения качества образования в России, подчеркивают важнейшую роль в формировании современной системы обучения, составляющей основой, которой должно является «умение учиться»[7].

В основе Стандарта общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Немаловажным аспектом в этой связи видится необходимость обеспечить и преемственность всех учебных предметов в рамках образовательного процесса.

Сегодня в потоке школьных инноваций представлены все учебные предметы образовательного процесса, в том числе и предметная область "Искусство" (МХК, история культуры, музыка, изобразительное искусство).

 В преподавании предметной линии "Искусство"  ФГОС предусматривает для оптимального решения задач предметной области «Искусство» сохранение непрерывности ее реализации: "Изобразительное искусство", "Музыка" в 1-7 классах; "Музыка", "Изобразительное искусство" или интегрированный курс "Искусство" (по выбору школы) в 8-9 классах; «Мировая художественная культура» в 10-11 классах.

Современный Стандарт образования для эффективности образовательного процесса предлагает качественно новый подход к педагогическому процессу. Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных учебных дисциплин друг от друга.

Проблему разобщенности научного знания решают нововведениями в образовании, в том числе и с помощью метапредметного подхода и, соответственно, метапредметных образовательных технологий.




Что такое метапредметный подход?

Метапредметный подход в обучении выступает в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала, обеспечивающий самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета "Искусство" и его предметной области.

"Искусство"есть предмет визуально — пространственного понимания мира, имеющий широкое метапредметное значение.
Важнейшей социальной функцией искусства являются его информационно - коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами передачи информации в среде общения людей.

Поэтому вопросы развития информационно - коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно.

К развитию информационно - коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение метапредметный подход в обучении, который предполагает, что учащиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий, с помощью которых сами добывают информацию о мире [5].

Изучение предметной области "Искусство" (МХК, история культуры, музыка, изобразительное искусство) дает возможность реальной интеграции со смежными предметным областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой и др.).

Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания.

В современной педагогической литературе представлен широкий круг трактовок этих понятий «метапредметный подход»; «метапредметные связи», «метапредметные результаты», «метапредметный урок».



Из истории метапредметного подхода.

Изучая возникновение понятия метапредметы, очередной раз можно убедиться, что это не нововведения нашего времени, в ретроспективе оно существовало еще в античные времена и проходило сложную трансформацию в дальнейшие исторические эпохи. "Мета" (от греч. meta– между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, как область большая, чем сам предмет или всеобще интегрирующее. Первым известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики». Это название ввел не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды ученого.

Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалась им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия. С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего. Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов – Фомы Аквинского, И. Канта, М. Хайдеггера, так и отечественных ученых – В. Н. Соловьёва, П. А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д. Л.Андреева и др. Например, В.Н. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.[9]

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги - теоретики и педагоги - практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов благодаря исследованиям нашей научной школы, которая представлена в известных педагогико - психологических теориях современных ученых А. Г. Асмолова, А. В. Хуторского, Ю. В. Громыко и др. "Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность проектируются и реализуются  достаточно давно – более 20 лет нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности"[9]

В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика Ю.В. Громыко, которая является продолжением теории развивающего обучения. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов.

Метапредметное содержание образования Ю. В. Громыко трактует как «деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета».

Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем [1].

Термины, лежащие в основе данного подхода, появились относительно недавно, однако стоит отметить, что еще академик М.А. Лаврентьев, основатель Новосибирского Академгородка, в середине ХХ века обосновал теорию мультидисциплинарности, где в основе лежит интеграция научного знания.

Мультидисциплинарность как "формула успеха" в науке и в образовании

Лаврентьевская знаменитая «формула успеха» в научных направлениях - мультидисциплинарность исследований на стыках наук и большая роль математических методов. М.А.Лаврентьев подчеркивал: «...сейчас интеграционные тенденции в науке берут верх... Серьезных результатов современная наука может добиться только объединенными усилиями многих направлений... С другой стороны, само нормальное развитие каждой из этих наук возможно только при наличии всего комплекса наук»[4].

Мультидисциплинарность наук - исследование на стыках математики, физики, химии, биологии, археологии, генетики и других дисциплин способствовала крупнейшим достижениям отечественной фундаментальной науки. Опора на молодых, поиск и подготовка талантливой научной молодежи - вторая сторона «треугольника Лаврентьева». В физико-математических школах при НГУ были проведены первые (зимние - летние) олимпиады для талантливых новосибирских школьников.

Время внесло определенные коррективы, но принципы, изложенные М.А. Лаврентьевым доказали свою жизненность в фундаментальной науке и актуализировали интеграцию научного знания в современном образовании.

В запросе современного информационного общества нужен человек «обучаемый», а не только «обученный», способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.

Метапредметная роль в современном школьном образовании является одной из доминирующих и рассматривается с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.


Метапредметный подход в предметной области "Искусство". Метапредметные связи и межпредметные связи.

Вернёмся к вопросу, как метапредметный подход воплощается в образовательной деятельности учителя предмета "Искусство"?

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежит в основе организации и регуляции деятельности ученика в предметной области "Искусство".

Преподавание уроков предмета "Искусство"на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни. Мы способны формировать отношение к нашему предмету у учащихся как особой школе становления необходимых связей в  системе изучения разных дисциплин истории, географии, биологии, математики и обществознания др.

Рассмотрим основания проектирования метапредметного содержания образования на примере межпредметных и метапредметных связей на уроках "Искусство" (МХК).


Межпредметные связи: предметы гуманитарного

цикла + история и «Искусство» (МХК)

Применяя метапредметный подход, мы выстраиваем метапредметные связи и межпредметные связи.

"Искусство" (МХК, история культуры) как учебный предмет включает в своё содержание объекты многих гуманитарных дисциплин.

Содержательная часть учебной программы "Искусство" (МХК, история культуры) ставит цель - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры в соотнесении с мировым наследием.

Особенностью курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей [3].

Многообразие межпредметных связей в содержательной модели предмета дает возможность педагогам учить не путём механического соединения разных дисциплин или их частей, а интегрируя их. В рамках рабочей программы предмета "Искусство" (МХК, история культуры) используется общетипологическая модель изучения художественной культуры России. Это позволяет использовать межпредметные связи, основанные на особых интегративных взаимоотношениях разных гуманитарных дисциплин (литература, история, обществознание, русский язык и др.) В данном случае, выстраивая межпредметные связи интегративный курс "Искусство" призван решать художественно - исторические,

историко - культурологические задачи.

Освоение предмета "Искусство" (МХК, история культуры) состоит в исследовании общих закономерностей художественного развития культуры Древней Руси и до современной культуры России в русле её социальной и культурной истории. Хочется подчеркнуть, что лишённый историко - культурного контекста язык любого вида искусства превращается в набор изобразительных и выразительных средств и поверхностное изучение предмета. В связи с этим данный курс построен на основе метапредметных связей, сочетания исторического и территориального принципа построения учебного материала.

В качестве примера приведём рабочую программу по предмету "Искусство" (МХК, история культуры) для 7 - 9 классов, предложенную на основе авторских программ Ю. С. Рябцева и С. И. Козленко [6].

Так как федеральный перечень учебников не содержит рекомендуемых и допущенных изданий по предмету "Искусство"(5-9 классы) для образовательных учреждений с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла - это позволяет построить рабочую программу на основе выше указанной авторской программы Ю. С. Рябцева и С. И. Козленко. Приложение1.

Содержательная часть данной программы использует межпредметные связи, рассматривая русскую культуру согласно логике и исторической линейности от культуры Древней Руси до современной культуры России. Большое внимание уделено культурным доминантам эпох - произведениям русских мастеров: живописи, архитектуре, скульптуре, театру и кино, а также быту русского народа.

Межпредметные связи, которые учитываются в содержании предмета "Искусство" и, наоборот, идущие от данного предмета в другие учебные предметы помогают осознанию целостного представления о разрозненных явлениях художественной культуры исторических эпох, напрямую формируя мировоззрения учащихся.



Метапредметные связи: предметы ЛЮБОГО цикла + «Искусство» (МХК).

Применяя метапредметный подход в обучении, наряду с межпредметными связями , мы выстраиваем и метапредметные связи.

Как правило, учащийся, изучая предметный материал по математике, химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия в рамках своего предмета.

На уроках, ранее обозначенной области "Искусство" (МХК, история культуры), выстраивая метапредметные связи он делает другое. Школьник не запоминает происхождение основных терминов и определений, а получает возможности интеграции, комплексного применения знаний из различных предметов, проецируя на свой личный опыт. Фактически он снова открывает сферу знаний для себя, оттачивая необходимые универсальные учебные действия.

Совершенствуя свои навыки, учащийся быстрее начинает ориентироваться в материале не только основных школьных дисциплин (математика, химия, биология, физика), но и в предметной области "Искусство". Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на других уроках.

Метапредметные связи — интегрируют как можно больше учебных предметов на основе мыследеятельностного подхода к обучению общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в деятельности учащихся.

В качестве примера рассмотрим учебную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью, приведенную в методике

разработчика теории метапредметного содержания образования - А .В. Хуторского.

Метапредметные связи предполагают изучение понятия "Числа" на примере интеграции математики и предметной области "Искусство" : "Мы выяснили, что многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит познающего человека к выводу о существовании единых основ – первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познает мир"[8].

Установления метапредметных связей проявляются на каждом уроке предмета "Искусство" (МХК, история культуры). Интеграция на уроке художественно - эстетического цикла выстраивается, если в учебной деятельности учитель использует сведения, которые обучающиеся уже получили на смежном уроке, а не предлагает их как новый материал.

В качестве примера рассмотрим метапредметные связи: География +Искусство (МХК).

Нет необходимости, говорить о том, что изучение историко - культурологического наследия человечества, а в частности культурных эпох: Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Греция, Древний Рим, Византия и Древняя Русь, Европейское Средневековье, Возрождение т.д. невозможно рассматривать без широкого применения метапредметного умения читать географическую карту, использовать информацию об особенностях местного рельефа, климатических условий, коренного населения и т.д.




Приложение 2.



В результате реализации метапредметных  связей, полученные сведения казалось бы далеких от "Искусства" дисциплин предполагают приобретение необходимых навыков для понимания мировоззрения, особенностей художественного творчества культурных эпох; осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Приведем пример метапредметных связей «Биология +Искусство (МХК)».

Давая представление об исторических этапах развития художественной культуры Древней Америки, рассматриваются культурные доминанты наиболее значимых племён индейцев (науа, майя, ацтеков) с выделением наиболее главных богов древнего пантеона, так как в основе мировоззрения этих народов огромную роль играл религиозный культ, составляющий жертвенный ритуал.

Следует отметить, что анализ изображения богов: Коатликуэ - (богиня земли и огня) из мифологии ацтеков , в ней одновременно заключено начало и конец жизни; Кукулькан ("крылатый змей"), в мифологии майя - бог четырех Святых Даров-огня, земли, воздуха и воды - предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия "автохтоны".

В естественнонаучном блоке, и в частности предмете биология, автохтоны (от греч. autóchthones коренной) определяются как вид организмов, обитающих в данной местности со времени своего становления, иногда к этому пониманию прибавляют ещё и коренное население - аборигенов. Именно на метапредметном содержании автохтонов учащиеся на уроке "Искусство" получают представление, что боги древних племен индейцев сочетают в своём облике черты змеи, орла, ягуара, улитки - автохтонов - оберегов народов Древней Америки [2].

Метапредметные связи в предметной области "Искусство" формируют адекватное восприятие и критическую оценку произведений искусства определенных культурных эпох; понимание национальных традиций и поведенческой мотивации различных народов, что становиться предметом изучения в разных гуманитарных, физико - математических, естественнонаучных дисциплинах.

Метапредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, доминант. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Проделав работу с различным предметным материалом, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности.

Использование метапредметного подхода в обучении   позволяет  отточить  стройную  методическую  концепцию интегративного  урока  и  связать  все его блоки между собой  общими  темами,  идеями,  проблемами  и  т.  д.

Возникновение  этой интеграции есть результат высокого уровня реализации метапредметного подхода, поскольку он «основывается на общих научных идеях, концепциях, дающих целостное  представление о человеке, мире,  культуре». Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к ценностям, называемыми вечными.  





Библиографический список:


1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск.: Технопринт, 2000. 375 с.

2. Емахонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) М.: Академия, 2008. 240 с.

3. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991. 384 с.

4. Лаврентьев М. А. Из воспоминаний «Опыты жизни. 50 лет в науке». ЭКО N 7, 1979 г.; N 6, 1980 г. и из книги «Прирастать будет Сибирью». М: Молодая гвардия, 1980 г. [Электронный ресурс] // Сайт http://www.prometeus.nsc.ru/

science/sbras50/lavren.ssi (дата обращения 03.04. 2017).

5. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г. С. Ковалева, Е.Л. Рутковская. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 160 с.

6. Рябцев Ю.С., Козленко С. И. история русской культуры XX в.: 9 класс: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 304 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования ( Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ). С. 3

8. Хуторской А. В. Метапредмет "Числа":

Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. 68 с.

9. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Сайт Вестник Института образования человека. 2012.  http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm (дата обращения 14.04. 2017).

















.


























.

 


 

 

 

 



 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!