СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В младшем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом статье я расскажу о простых играх для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе"»

Проскурина О.Г.

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №18»



Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе?

В младшем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом статье я расскажу о простых играх для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе. Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.  Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше: позитивно воспринимать себя и сверстников; эмоционально децентрироваться («не все вокруг происходит ради меня и для меня, есть другие люди со своими желаниями и эмоциями»); научиться строить гармоничные коммуникации и любить окружающих.


Игра 1. Сердце нашего класса


Главная цель: сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.

Ход игры

Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить). Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца. По окончании игры сердце переносится на классный стенд. При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри

каждого человека.


Игра 2. Про кого мы так говорим?


Главная цель: развивать умение видеть хорошие качества в окружающих и в себе, способствовать развитию самоуважения и желания говорить другим приятное.

Ход игры: 

Перед проведением занятия педагогу необходимо вырезать из бумаги сердце, на котором написаны различные положительные качества людей. Например: доброта, отзывчивость, смелость, открытость, дружелюбие, веселость, исполнительность, общительность, аккуратность, обязательность, терпеливость, честность и т.д.

Сердце располагается так, чтобы всем участникам игры были видны надписи. Один ученик выходит к сердцу и загадывает одного из одноклассников, при этом не называя имени. Затем он «нажимает» на сердце некоторые из качеств, показывая, что у загаданного им человека они есть.


Остальным ребятам необходимо понять, кого именно загадал ведущий. Педагог может сам участвовать в игре, подсказывая или выдвигая собственные теории.

Игра 3. Волшебное спасибо и волшебное пожалуйста


Главная цель: помочь детям научиться видеть хорошее в окружающих, относиться к ним внимательно и с пониманием.

Ход игры

Педагог: Знаете ли вы, что существуют слова, которые нужно произносить с особым чувством?

Дети (предлагают варианты): Я тебя люблю, спасибо, пожалуйста.

Педагог: Сегодня мы будем с вами учиться вкладывать в слова «спасибо» и «пожалуйста» особый смысл, прятать его там, как маленький, но очень важный секрет! Уверена, у вас получится, ведь вы чуточку волшебники. Когда мы с вами произносим эти слова, вместе со звуком или текстом мы посылаем другому человеку нашу признательность, теплоту и благодарность. Давайте попробуем!

Один из детей должен подойти к другому и сказать «Спасибо!», обязательно глядя в глаза, улыбаясь и стараясь вложить в слово всю свою благодарность и любовь. Второму ребенку надо так же искренне ответить «Пожалуйста!». После этого второй участник выбирает из класса любого, кому он хотел бы сказать «Спасибо». Учитель может модерировать процесс, если кто-то оказывается без волшебных слов, но ни в коем случае не заставлять говорить их кому-то — так дети поймут, что искренность — не обязательный элемент волшебных слов. Лучше начинать диалог с ребенком самостоятельно.

Игра 4. Театр


Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Ход игры

Классный руководитель: Давайте побудем немного актерами! Вы знаете, что делают актеры в театре или в кино?

Дети: Играют разные роли, изображают кого-то.

Педагог: Правильно. Так и человек в своей обычной жизни играет самые разные роли. И для каждой из них он использует определенные жесты, фразы, костюмы, интонацию голоса. Как вы думаете, какие роли есть у нас с вами, у наших близких?

Дети: Мама на работе — программист, а дома — мама. Сейчас я ученик 4 «А», а дома буду сын, а на физкультуре днем — футболист!

Педагог: Вот и я сейчас для вас — учитель, а дома буду мамой (дочерью, женой), вы сейчас — ученики, а в какой-нибудь игре будете эльфами, супергероями, принцессами, кем угодно. Если работа ведется с детьми младшего подросткового возраста, можно ввести дополнительную терминологию — «социальные роли», «профессии», «семейные роли». Если нет — ограничиться только наименованием роли.

Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.

Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.


Игра 5. В какой я роли?


Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить способность понимать чувства и намерения других. Эту педагогическую игру можно проводить после «Театра», а можно отдельно.

Ход игры

Дети по очереди выходят вперед, про себя задумывая какую-либо роль (не очень сложную, например: мамы, врача, учителя, ученика, директора, лидера музыкальной группы). Затем им необходимо произнести одну любую фразу, которая бы позволила остальным учащимся понять, кого загадал «актер».

Варианты фраз:

— Это я запишу тебе в дневник!

— Как ты себя чувствуешь, милый?

— Кто опять выбился из ритма и фальшивит?

— У вас хороший сон и аппетит?

Многие фразы могут принадлежать одновременно врачу и маме, учителю и папе, так что ученику-актеру необходимо следить еще и за интонацией и мимикой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!