СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Из опыта работы по технологии проблемно- модульного обучения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт работы по применению элементов технологии проблемно - модульного обучения на практике.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Из опыта работы по технологии проблемно- модульного обучения"»

Из опыта работы по применению технологии проблемно – модульного обучения на уроках физики в 7 – 8 классах.


Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для эффективного обучения деятельность учащегося должна быть организована таким образом, чтобы ученик сам мог оперировать учебным содержанием. Иначе говоря, ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, координировать, консультировать, контролировать.

Перед школой уже давно стоит вопрос поиска технологии обучения, позволяющей решить эти проблемы. Такой технологией, по моему мнению, является проблемно – модульное обучение, ибо оно базируется на принципах деятельностного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

Автор не ставит перед собой задачу описать в рамках этой статьи сущность этой технологии, читатели могут подробно познакомиться с проблемно – модульным обучением, проанализировав методическую литературу, рекомендованную в конце статьи. Но в рассмотренной литературе дано лишь общее описание технологии ПМО и практически отсутствуют разработки тем в том числе и школьного курса физики. Ни в одной из рассмотренных работ технология ПМО не связана с дифференцированным подходом к обучению. Поэтому автор хочет познакомить вас с опытом работы по применению элементов технологии ПМО на практике.

Система уроков по физике по технологии ПМО представляется в виде 6 этапов:

1 этап: Изложение основного теоретического материала модуля (постановочный урок). В зависимости от педагогического мастерства, методического стиля это может быть урок с использованием элементов критического мышления, урок – «погружение», урок – лекция и т. д.

2 этап: Усвоение и закрепление основного содержания на серии групповых уроков.

3 этап: Формирование экспериментальных умений и навыков по данной теме. Это могут быть уроки – практикумы, уроки – «Его Величество эксперимент», «Очевидное – невероятное» и т. д.

4 этап: Применение и углубление знаний учащихся на уроках решения задач. Как наиболее интересные ребятами отмечаются уроки – «Водовороты идей», уроки самостоятельной работы по маршрутным листам.

5 этап: Проверка усвоения учебного материала по данной теме в форме разноуровневого теста.

6 этап: Практическое применение материала на уроках интересных сообщений, защитах проектов и т. д.

Автором разработаны модули по физике для учащихся 7 – 8 классов, один из которых по теме «Работа и мощность. Энергия» и представлена вашему вниманию.

Цель модуля:

обеспечить понимание учащимися следующих физических понятий: работа, мощность, энергия;

формировать навыки самостоятельной работы с литературой, учебным текстом, развивать мышление учащихся посредством анализа, обобщения и применения изучаемого материала;






















Модуль по теме «Работа и мощность. Энергия».

Учебники: А. В. Пёрышкин, Н. А. Родина Физика 7, Физика 8.

Тема занятий

Тип занятий

дата

Вид работы и контроля

Домашнее задание

Основные термины и понятия

1. Работа и мощность. Энергия.

постановочный


Рабочий лист №1.

Таблица №4, цели, синквейн.

Механическая работа, Джоуль, мощность, Ватт.

2. Работа и мощность.

целевой


Маршрутный лист №1.

Подготовка к самостоятельной работе

КПД, потенциальная энергия, кинетическая энергия.

3. Энергия.

групповой


Рабочая тетрадь по физике

П. 63, №19 (задачи для повторения)

П. 1 – 2 (Ф – 8)

Внутренняя энергия.

4. Способы изменения внутренней энергии.

групповой


Рабочая тетрадь по физике

П. 3 – 7, Упр. 1, стр. 11; Упр. 2, стр. 13; доклады.

Теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение

5. Урок – смотр знаний.

итоговый


Рабочая тетрадь по физике

П. 1 – 7 (повторение).


6. Разноуровневый тест.



Тетрадь для контрольных работ




Первый урок в модуле (постановочный) проводится по учебному тексту с применением элементов критического мышления.

Цель этого урока: формирование методологического алгоритма работы над темой.

В течение урока самостоятельно и вместе с учителем учащиеся работают над заполнением рабочего листа №1.

Выбор работы по учебному тексту обусловлен «разорванностью» материала по двум учебникам «Физика – 7» и «Физика – 8». Обычно при работе по данной технологии мы стараемся насколько возможно использовать тексты параграфов учебника.

Учебный текст.

Работа и мощность. Энергия.

В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд инженера, учёного, учащегося и др.

Понятие работа в физике несколько иное – это определённая физическая величина, измеряемая специальными величинами. В физике изучают прежде всего механическую работу.

Механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием приложенной к нему силы.

Механическая работа прямо пропорциональна силе и прямо пропорциональна пройденному пути.


A = F S

За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1 Н, на пути равном 1 м.

Единицу работы называют джоулем (Дж) в честь английского учёного Джоуля (1818 – 1889 г.)

1 Дж = 1 Н м

На совершение одной и той же работы различным двигателям требуется разное время. Быстроту выполнения работы в технике характеризуют особой величиной, называемой мощностью.

Мощность равна отношению работы ко времени, за которое она была совершена.

N = A / t

За единицу мощности принимают такую мощность, при которой в 1 с совершается работа в 1 Дж. Эту единицу называют ваттом (Вт) в честь английского учёного Уатта (1736 – 1819 г).

Различные двигатели имеют мощности от сотых и десятых долей киловатта до сотен тысяч киловатт.

Каждый двигатель имеет технический паспорт в котором указаны некоторые данные о двигателе, в том числе и его мощность. Мощность человека при нормальных условиях работы в среднем равна 79 – 80 Вт.

Физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело называется энергией.

Энергию выражают в тех же единицах, что и работу, т. е. в джоулях. Чем большей энергией тело обладает, тем большую работу оно может совершить. При совершении работы энергия тела изменяется. Совершённая работа равна изменению энергии.

Рассмотрим два вида энергии:

  1. Потенциальная энергия (Ер).

Потенциальной энергией обладает упруго деформированное тело или тело поднятое относительно поверхности Земли. Если считать потенциальную энергию тела, лежащего на Земле, равной нулю (поверхность Земли – начало отсчёта, нулевой уровень), то потенциальная энергия тела, поднятого на некоторую высоту определяется по формуле:

EP = m g h



  1. Кинетическая энергия.

Энергия, которой обладает движущееся тело называется кинетической энергией. Чем больше масса тела и скорость с которой оно движется, тем больше его кинетическая энергия.

Кинетическая энергия определяется по формуле:

EK = m v / 2

Все тела в природе обладают либо кинетической, либо потенциальной энергией, а чаще всего и той и другой вместе. Например, летящий самолёт обладает относительно Земли и кинетической и потенциальной энергией.

В природе, технике и быту часто можно наблюдать превращение одного вида механической энергии в другой. Например, пластилиновый шарик падает с высоты на свинцовую плиту и останавливается. В верхней точке он обладает только потенциальной энергией. В процессе падения потенциальная энергия превращается в кинетическую, а в момент остановки кинетическая энергия превращается в новый вид энергии – внутреннюю. То есть существует третий вид энергии – внутренняя – это энергия движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело.

Внутренняя энергия не зависит ни от того движется тело или покоится, ни от положения тела относительно других тел.

Существуют способы изменения внутренней энергии тела:

  1. Внутреннюю энергию тела можно увеличить, совершая над телом работу;

  2. Внутреннюю энергию тела можно увеличить нагревая его – теплопередачей.

Внутренняя энергия может передаваться от одного тела к другому.

  1. Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называется теплопроводностью.

  2. Перенос энергии самими струями жидкости или газа – конвекцией.

  3. И внутренняя энергия может передаваться путём излучения.








































Рабочий лист №1.

Работа и мощность. Энергия.

1.

Я знаю!

Я хочу знать!







2. Используя слова, составьте рассказ:

механическая, мощность, излучение, потенциальная, ватт, работа, конвекция, внутренняя, джоуль, Уатт, кинетическая, теплопроводность, энергия.


3. Составьте кластер:















4. Работа с текстом:

V – знал (а) + - узнал (а) - - думал (а) по другому ? – хочу узнать


Знал (а)

Узнал (а)

Думал (а) по другому

Хочу узнать









5. Пятистрочие (синквейн)

1 – я фраза – существительное (название темы)

2 – я - одно прилагательное

3 – я - два прилагательных

4 – я - три глагола

5 – я - фраза из 4 – х слов (выражение чувств)




На втором уроке темы учащиеся самостоятельно работают по маршрутному листу модуля 1.

Цель урока: отработать фоновые знания до уровня навыка и реализовать принцип индивидуального подхода к учащимся.

Наиболее слабых учащихся можно объединить в одну группу и организовать их самостоятельную работу либо в парах, либо с консультациями учителя. Для организации самопроверки к маршрутному листу на последние парты в классе кладутся листы – ключи с решениями всех задач и ручки с красными пастами для самоисправления ошибок и недочётов. Эти исправления помогают учителю даже в течение урока увидеть пробелы и проблемные места в изучении материала и откорректировать дальнейшую работу.

В конце маршрутного листа предлагается пробная самостоятельная работа:

1 вариант: № 576, № 601.

2 вариант: № 587, № 603. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик 7 – 8, 1994


Третий и четвёртый уроки модуля – это традиционные уроки, которые начинаются с проведения самостоятельной работы. Затем учащиеся возвращаются к кластеру, выделяют под руководством учителя направление работы, формулируют и записывают поставленные перед собой цели работы. На этих уроках активно используются различные формы самостоятельной работы учащихся, работу в парах и группах. В течение работы по модулю учитель готовит учащихся к итоговому уроку – смотру знаний. В данном модуле на итоговом уроке учащимися были представлены: Проекты будущего, действующие модели печи на сухом топливе, отопительной системы квартиры и т. д.

Последний урок модуля – итоговый разноуровневый тест.


Разноуровневый тест ТМТ


Уровень А

40

Уровень В

30

Уровень С

30

  1. Что такое коэффициент полезного действия механизма?

  2. Какими видами механической энергии обладают следующие тела:

А) санки, стоящие на горе;

Б) мяч, катящийся по земле;

В) движущийся лифт.

  1. Рассчитайте какая работа была совершена при подъёме тела массой 15 кг на высоту 2 м.

  2. Спортсмен, вес которого 700 Н совершает прыжок на высоту 2 м за 2 с. Какую среднюю мощность он при этом развивает?

8




9







11




12

  1. На одинаковой высоте находятся деревянный и железный шары. Сравните потенциальную и кинетическую энергию шаров.

  2. Какая работа совершается при подъёме гранитной плиты объёмом 2 м3 на высоту 12 м?

  3. Какую среднюю мощность развивает человек, поднимающий ведро массой 12 кг из колодца глубиной 20 м за 15 с?


9







10





11








  1. Могут ли два тела разной массы обладать одинаковой кинетической энергией? Потенциальной? Если да, то при каком условии?

  2. Мраморную плиту массой 50 кг равномерно поднимают из воды с глубины 2 м на поверхность с помощью подвижного блока. Определите совершённую при этом работу.

  3. Учёные подсчитали, что кит, плавая под водой со скоростью 27 км/час развивает мощность 150 кВт. Определите силу сопротивления воды движению кита.


9








10









11

зачёт

36

зачёт

24

зачёт

20


Автор не ставит целью дать подробные конспекты учебных занятий модуля. Но хотелось бы отметить эффективность применения данной технологии при изучении физики на начальном этапе. Об этом говорят данные анкетирования учащихся. Приведём содержание анкеты и её результаты. В анкетировании участвовали 24 учащихся, отвечая на следующие вопросы:

  1. Чему новому ты научился?

    • Работать с опорным конспектом 48%

    • Работать по модулю 46%

    • Контролировать работу 26%

    • Решать задачи различного уровня сложности 14%

    • Выполнять исследовательские задания 3%

    • Нет ответа 4%


  1. Изменилось ли твое отношение к самостоятельной работе?

    • Да (в положительную сторону) 68%

    • Нет 30%

    • Не знаю 2%


Работа по данной технологии также позволила выделяемые в большей части методической литературы некоторые преимущества и недостатки технологии ПМО. К преимуществам относятся:

  • Направленность на формирование мобильности знаний, критичности мышления учащихся;

  • Дифференциация содержания учебного материала;

  • Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

  • Разнообразие форм и методов обучения;

  • Сокращение учебного материала без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

  • Гарантирование каждому ученику освоение стандарта образования;

  • Направленность на развитие самостоятельности и коллективизма учащихся;

  • Изменение функции учителя от информационно – контролирующей к консультативно – координирующей.


К недостаткам можно отнести:

  • Большой удельный вес самостоятельной работы;

  • Трудоёмкость изготовления модулей.



Список литературы:

  1. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно – модульного обучения: методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160с.

  2. Галковская И. В. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в системе модульного обучения. – Псков, 1998. – 144 с.

  3. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения. // Советская педагогика, 1990. - №1. – с. 55 – 60.

  4. Пёрышкин А. В. Родина Н. А. Физика 7, Физика 8. – М, Просвещение, 1993

  5. Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7 – 8. – М. Просвещение, 1994




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!