СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Интегрированные уроки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Интегрированный урок сегодня" Николаева Н. И., учитель географии МБОУ «Фрунзенская средняя школа», Сакский район,  Республика Крым              

Просмотр содержимого документа
«Статья "Интегрированные уроки"»

Николаева Н. И., учитель географии

МБОУ «Фрунзенская средняя школа», Сакский район,

Республика Крым





Ключ к успеху - в инновациях,

которые, в свою очередь, рождаются креативностью.

Джеймс Гуднайт.



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК СЕГОДНЯ


Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям новой эпохи, современному человеку необходимы знания в широком спектре отраслей. Человек должен усваивать всё новые и новые способы и виды деятельности.

Представленная вашему вниманию статья – это попытка объединить труд многих педагогов Фрунзенской школы в сфере применения интегрированных уроков для формирования у учащихся качеств Нового Современного человека. Наверняка, опыт проведения интегрированных уроков есть и в других школах Сакского района.

Что же такое интегрированный урок и интеграция вообще? Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а так же слияние учебного материала двух или нескольких учебных дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух или более предметов является пиком урока, его самоцелью. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и географию с биологией, а русский язык с информатикой и информационно-коммуникативными технологиями. Взаимосвязь двух (трёх) учебных предметов в рамках 45 (или 90) минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.

В чём же преимущества интегрированного урока, как он выглядит сегодня?

Интегрированные уроки являются мощными двигателями мыслительной деятельности ребёнка: дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать и находить связи между предметами, объектами и явлениями. Интеграция – это более привлекательная форма урока для школьника. Дети больше подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие, а однообразие в работе утомляет не только ученика, но и учителя. Другой, непривычный ход урока побуждает интерес, стимулирует активность. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками, и это, в каком-то смысле, научная деятельность – роль исследователей исполняют ученики. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал учителя. Это не только новый этап в профессиональном росте педагога, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с классным коллективом. Цель интегрированных уроков – развитие образного мышления ученика.

Особенностями проведения интегрированного урока можно назвать:

- нестандартность – урок требует большой подготовки;

- учебная нагрузка должна соответствовать видам деятельности;

- доминирует, как правило, один из предметов (но проводят такой урок два или более учителей);

- планирование урока заранее: ведь необходимо и совпадение тем в рабочих программах, и готовность класса к определённому типу урока.

Современным детям нравится работа с компьютером и учёба становится для них более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания так и новые, непривычные для них упражнения. Таким образом, школа выполняет общественный заказ и готовит детей к требованиям современного производства.

Учителя на интегрированном уроке работают в связке. И если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, другие не «сидят в тени»: они либо готовятся к следующему этапу урока, либо наблюдают за работой детей и помогают им. В конце урока ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие, то есть цель урока должна быть достигнута. Нужно избегать нагромождения учебного материала, наглядностей. Большое количество активных видов деятельности утомляют детей.

В основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность: это значит, что знания приобретают характер личностно важный, близкий и понятный каждому ученику. На первый план выходит социальная значимость учебного материала.

Интегрированный урок можно проводить в разных формах:

- урок формирования новых знаний конструируется в формах:

урок-лекция,

урок-путешествие,

урок-экспедиция,

урок-экскурсия,

урок-исследование,

урок-инсценировка,

урок-конференция,

проблемный урок;

- урок формирования умений и навыков:

урок-практикум,

урок-сочинение,

урок-диалог,

урок-деловая игра или ролевая игра,

комбинированный урок,

урок-путешествие…;

- применение знаний:

ролевые и деловые игры,

практикумы,

уроки защиты проектов,

урок-экспедиция…;

- урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления уменй:

повторительно-обобщающий урок,

диспут,

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина…),

урок-суд,

урок-консультация;

урок-анализ контрольной работы;

- урок контроля и проверки знаний и умений:

урок-зачёт,

викторина,

смотр знаний,

защита творческих работ, проектов,

творческий отчёт,

контрольная работа, собеседование.


В своей практике я часто использую интегрированные уроки и считаю их очень успешными. Они развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления. Использование разных типов и форм позволяет решать различные практические задачи и достигать любые образовательные цели. Использование разных видов деятельности учащихся на уроке поддерживает внимание учеников на высоком уровне и позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!