Николаева Н. И., учитель географии
МБОУ «Фрунзенская средняя школа», Сакский район,
Республика Крым
Ключ к успеху - в инновациях,
которые, в свою очередь, рождаются креативностью.
Джеймс Гуднайт.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК СЕГОДНЯ
Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям новой эпохи, современному человеку необходимы знания в широком спектре отраслей. Человек должен усваивать всё новые и новые способы и виды деятельности.
Представленная вашему вниманию статья – это попытка объединить труд многих педагогов Фрунзенской школы в сфере применения интегрированных уроков для формирования у учащихся качеств Нового Современного человека. Наверняка, опыт проведения интегрированных уроков есть и в других школах Сакского района.
Что же такое интегрированный урок и интеграция вообще? Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а так же слияние учебного материала двух или нескольких учебных дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух или более предметов является пиком урока, его самоцелью. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и географию с биологией, а русский язык с информатикой и информационно-коммуникативными технологиями. Взаимосвязь двух (трёх) учебных предметов в рамках 45 (или 90) минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.
В чём же преимущества интегрированного урока, как он выглядит сегодня?
Интегрированные уроки являются мощными двигателями мыслительной деятельности ребёнка: дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать и находить связи между предметами, объектами и явлениями. Интеграция – это более привлекательная форма урока для школьника. Дети больше подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие, а однообразие в работе утомляет не только ученика, но и учителя. Другой, непривычный ход урока побуждает интерес, стимулирует активность. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками, и это, в каком-то смысле, научная деятельность – роль исследователей исполняют ученики. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал учителя. Это не только новый этап в профессиональном росте педагога, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с классным коллективом. Цель интегрированных уроков – развитие образного мышления ученика.
Особенностями проведения интегрированного урока можно назвать:
- нестандартность – урок требует большой подготовки;
- учебная нагрузка должна соответствовать видам деятельности;
- доминирует, как правило, один из предметов (но проводят такой урок два или более учителей);
- планирование урока заранее: ведь необходимо и совпадение тем в рабочих программах, и готовность класса к определённому типу урока.
Современным детям нравится работа с компьютером и учёба становится для них более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания так и новые, непривычные для них упражнения. Таким образом, школа выполняет общественный заказ и готовит детей к требованиям современного производства.
Учителя на интегрированном уроке работают в связке. И если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, другие не «сидят в тени»: они либо готовятся к следующему этапу урока, либо наблюдают за работой детей и помогают им. В конце урока ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие, то есть цель урока должна быть достигнута. Нужно избегать нагромождения учебного материала, наглядностей. Большое количество активных видов деятельности утомляют детей.
В основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность: это значит, что знания приобретают характер личностно важный, близкий и понятный каждому ученику. На первый план выходит социальная значимость учебного материала.
Интегрированный урок можно проводить в разных формах:
- урок формирования новых знаний конструируется в формах:
урок-лекция,
урок-путешествие,
урок-экспедиция,
урок-экскурсия,
урок-исследование,
урок-инсценировка,
урок-конференция,
проблемный урок;
- урок формирования умений и навыков:
урок-практикум,
урок-сочинение,
урок-диалог,
урок-деловая игра или ролевая игра,
комбинированный урок,
урок-путешествие…;
- применение знаний:
ролевые и деловые игры,
практикумы,
уроки защиты проектов,
урок-экспедиция…;
- урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления уменй:
повторительно-обобщающий урок,
диспут,
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина…),
урок-суд,
урок-консультация;
урок-анализ контрольной работы;
- урок контроля и проверки знаний и умений:
урок-зачёт,
викторина,
смотр знаний,
защита творческих работ, проектов,
творческий отчёт,
контрольная работа, собеседование.
В своей практике я часто использую интегрированные уроки и считаю их очень успешными. Они развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления. Использование разных типов и форм позволяет решать различные практические задачи и достигать любые образовательные цели. Использование разных видов деятельности учащихся на уроке поддерживает внимание учеников на высоком уровне и позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.