СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Игровые технологии в практике работы учителя с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно рассказано об опыте работы по использованию игровых технологий с учащимися начальных классов школы для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игровые технологии в практике работы учителя с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья".»

«Игровые технологии в практике работы учителя

с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов,
ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Основная цель образования детей с ограниченными возможностями здоровья – обеспечение доступа к качественному образованию, формирование коммуникативной компетенции для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
При подборе игр для учащихся с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

  • Учет структуры дефекта;

  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

  • Соответствие коррекционной цели занятия;

  • Учет принципа смены видов деятельности;

  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность игр.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной и внеурочной форме занятий происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе использую игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Игровые технологии могут использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого возраста. Использование игровых технологий призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы. Применение игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний по предмету.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая не развита. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мыслительных процессов. Все компоненты языковой системы речи (звукопроизношение, грамматический строй, связное высказывание) ниже возрастной нормы.

Поэтому, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, чётко излагать свои мысли. Познавая реальный мир, ребёнок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

Задача учителя – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приёмы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В результате игровой деятельности у обучающихся происходит тренировка в работе анализаторов, развивается инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывается чувство товарищества, сотрудничество, взаимопомощь. Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, активизировать познавательную деятельность.

  Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.

Применение в своей педагогической деятельности игровых технологий и ситуаций позволило повысить мотивацию и интерес у обучающихся класса, не только к процессу обучения, но и к изучаемому предмету. Часто использую игру в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам. Ученики, играя, даже забывают, что идёт урок, и с удовольствием вливаются в процесс обучения.

На уроках письма и развития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использую игру в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Угадай слово» при изучении темы «Дифференциация парных согласных» на уроке русского языка.

Применяю дидактические игры при проверке пройденного материала. Например, такие игры, как: «Орфографическое лото», «Подбери синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Игры могут быть с предметами (чаще всего используем на уроках ознакомления с окружающим миром) – использование муляжей, природного материала. Например, такие игры «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», «Гриб съедобный или нет?». В игре в процессе беседы уточняется цвет, форма, вкус, запах, назначение, размер предмета.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний» (на уроках математики-найти в данных примерах лишний и объяснить, почему он лишний; так же на уроках русского языка найти лишнее слово), «Парные картинки», «Собери картинку», «Где ошибся художник» (уроки Мир природы и человека), «Домино», «Лото» (уроки математики) и т.д.

Словесные (вербальные) игры используем для самостоятельного составления загадок, небылиц (уроки чтения). Игры: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», загадки, шарады, анаграммы, ребусы, кроссворды, головоломки и т.д. часто применяем для активизации познавательной деятельность учащихся. Здесь же на уроках чтения учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, считалок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, существуют проблемы поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, упрямство, своеволие и др.). С целью преодоления таких проявлений, используем игры, снимающие напряжение, корректирующие поведенческие проявления.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем пальчиковые игры.

«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передаётся по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например, на уроке математики используем прямой и обратный счёт до 20.

Использование учителем игровых технологий в начальной школе с детьми с ОВЗ необходимо. Конечно, характер игры и игровые ситуации определяются темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!