СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания»»

Партизанский филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

« Владивостокский базовый медицинский колледж»











Статья


«Формирование  ключевых компетенций

на уроках истории и обществознания»






Преподаватель Колмакова В.А




















2024г


Формирование  ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса.

Модернизация Российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.

Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные измениями, происходящими в обществе. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Понятие «хороший сотрудник», включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, заключается в развитии процессов информатизации. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Компетентностный подход к определению целей образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести учащиеся в результате образовательной деятельности.

Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, Компетентностный подход делает акцент на применения знаний и умений во внеурочных, жизненных ситуациях.

Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что дает введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно- ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы , будут востребованы в жизни . В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, , нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,  информационной сферах.

С понятием «ключевые компетенции» я познакомилась прочитав статьи Иванова Д.А., Хуторского А. В. И др., для себя определилась так. Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов  как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.    Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:

  1.  Ценностно-смысловая компетенция.

  2. Общекультурная компетенция.

  3. Учебно-познавательная компетенция.

  4. Информационная компетенция.

  5. Коммуникативная компетенция.

  6. Социально-трудовая компетенция.

  7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы учащийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский  метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта студенту необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); студент, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).


Формирование ценностно-смысловой компетенции

При  проведении урока учитель стремится к тому, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

- Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оценивается самый интересный, при этом стремится  к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами  и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- Иногда  учитель предоставляет ученикам  самостоятельно изучить  параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- Вовлекает учащихся  в  предметные олимпиады, которые  включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- для формирования грамотной, логически верной речи используются  устные  задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, исторических названий и др.;

- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников ;

-  использовать задания с информационно – познавательной  направленностью;

- практиковать задавать для домашней работы  составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной  компетенции

- Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

-  При формировании данного вида компетенций учитель использует  тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, 

Формирование информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности учитель использует  следующие приемы:

- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это… и т.д.

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

Вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует  следующие методы и приемы:

- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

- сдача различных устных зачетов.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции  способствуют следующие приемы:

- контрольные работы различного рода,  например с использованием электронных тестовых конструкций;

- задания социально-трудового характера;

- проведение различных исследований;

- составление тестов самими учащимися.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

- С целью развития данного вида компетенций учителем  используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.


Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Приведу лишь несколько примеров из собственного опыта.

Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме:

“Я понял, что…”, “… может привести…” и др.,


Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.. Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы, особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.

Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается.». Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.

С учащимися мы проводим конкурсы презентаций. Конкурсы были проведены по темам: “Герои Великой Отечественной войны”, «ЗнамяПобеды» и др.

Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. (Формирование политических, социальных и коммуникативных компетенций). Эту задачу возможно осуществить, используя прием проблемного обучения

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

1. Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

  • Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

  • По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?

  • Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

  • В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?

Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Эффективно здесь проведение нетрадиционных уроков

  • Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.

Также одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является – внедрение интерактивных технологий. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры методик, которые я использую в практике своей работы.

Практикую лекции-дискуссии, и ставлю перед собой следующие цели и задачи:


  • активизация процесса принятия материала;

  • умение составления теста;

Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно для формирования социальной компетенции. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

Следует также отметить, что в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. И данную задачу дольно успешно можно решить, применяя ИКТ на уроках. Использование ИКТ на уроках истории является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.

Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа - и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщиться к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Использование компьютера воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока

.

При подготовке уроков с применением ИКТ большую помощь оказывают Интернет-ресурсы.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.


Формирование ключевых компетенций, как и внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, , является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.


И в завершении, мне хотелось бы сказать несколько слов о подготовке педагога, занятого формированием ключевых образовательных компетенций. Мне кажется, учителю мало быть осведомленным в данной области, необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося. А это значит,современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Думаю, что нам необходимо помнить, что выйдя за порог учебногозаведения, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя, опираясь на него.
















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!