СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья 08.12.2022

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данной странице расположена статья по теме: "Особенности организации детско-родительской образовательной игры на уроках математики, способствующей формированию у обучающихся финансовой грамотности".

Просмотр содержимого документа
«Статья 08.12.2022»

Особенности организации детско-родительской образовательной игры на уроках математики, способствующей формированию у обучающихся финансовой грамотности.

Аветисян Марина Нориковна, студентка 3 курса

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Руководитель: Баранова Марина Юрьевна


Аннотация статьи: в данной статье рассматривается один из способов вовлечения родителей в понимание важности финансово - экономического образования, а также расширение представления родителей об их роли в развитии финансовой грамотности обучающихся. Раскрываются особенности и возможности применения детско-родительской образовательной игры, как одной из эффективных форм и способов взаимодействия с детьми в рамках школы. Приведен пример организации совместной деятельности детей и родителей посредством проведения такой образовательной игры.

Ключевые слова: начальная школа, детско-родительская игра, учебный процесс, всероссийская проверочная работа.


В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

В.А. Сухомлинский.


С сентября 2022 года в России началось внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО. Преподавание финансовой грамотности стало обязательным в 1-4 классах школ, это закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального общего образования. Теперь образовательным организациям рекомендуется отводить 1 час в неделю на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) и 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). [1]

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Учащиеся готовятся к переходу на новую ступеньку своего развития. Зачастую заметна внешняя сторона изменений, однако важно знать также и о тех изменениях, которые происходят во внутреннем состоянии ребенка. Зная о них, можно избежать много проблемных ситуаций в поведении ребенка, а также трудностей в общении с ним. Именно в конце обучения четвёртого класса, обучающиеся в первый раз знакомятся с Всероссийскими проверочными работами (ВПР), чем заканчивают обучение в начальной школе.

Всероссийская проверочная работа по математике состоит из 12 заданий, на данные задания отводится 45 минут. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором. Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в 4 классах в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. На данной диаграмме «Центра оценки качества образования» показаны выполненные задания группами участников ВПР по математике в Красноярском крае. [4]

Диаграмма 1.

Выполнение заданий группами участников, ВПР по математике в Красноярском крае

На основе данных диаграммы 1 можно говорить о том, что почти для всех групп учеников, кроме получивших отметку «5», трудно решать задачи в 3–4 действия, основанными на логическое и алгоритмическое мышление, решать текстовые задачи в несколько действий, связанные с повседневной жизнью.

Ниже приведены примеры данных заданий [4]:

Рисунок 1. Рисунок 2.

Проанализировав данные задания, можно сделать вывод, что в основном, задания, в которых обучающиеся допускают ошибки, основаны на знаниях финансовой грамотности.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших. На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и комплексных метапредметных работ.

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность — это осознанное понимание работы денег, знание того, как их заработать и как ими управлять в своих интересах. [3]

Бяхова Е.П. в своей статье пишет: «Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ». При этом должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями. [2]

Переход на новые стандарты позволяет образовательным учреждениям больше внимания уделять работе с родителями и их детьми. Форм и способов такого взаимодействия в рамках школы немного, но они есть, и очень эффективные. Одной из данных эффективных форм является - детско-родительская игра.

Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их психическому, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов. [3].

На базе МАОУ «СШ № 143» г. Красноярска в 4 классе нами разработана детско-родительская образовательная игра направленная формирование финансовой грамотности, посредством взаимодействия учащихся и их родителей. Игра подразумевает 3 этапа, где принимают участие несколько команд. Команды состоят из 1-2 родителей и учащихся. При этом обучающиеся могут не более двух раз обратиться за помощью к взрослому и задать уточняющий вопрос. За ходом игры наблюдают жюри, состоящие из 3 учащихся и 1 взрослого, оценивают работу команд по критериям.

Первый этап заключается в совместном выполнении данного задания детей и родителей. Выполнение задания ограничено временем.

За основу задания нами были взяты упражнения из Всероссийской проверочной работы для 4 класса по математике. [4] Пример формулировки задания:

Текст: Петя купил продукты. В чеке (рис.) указано наименование каждого товара‚ количество и цена. Например, Петя купил две пачки сливочного масла по 86 р. и заплатил за них 172 р. Макароны, подсолнечное масло и помидоры он купил для соседки. Сколько рублей соседка должна вернуть Пете?

Рисунок 3.

На втором этапе учащиеся сталкиваются с заданиями, требующими самостоятельного решения, без помощи взрослого, однако в это время родители выполняют отдельное задание, что при проверке может прибавить к полученным детьми баллам дополнительные баллы.

На третьем этапе в команде необходимо распределить роли между всеми участниками (как обучающимися, так и родителями). Среди таких ролей – создание истории, добавление в историю ловушек – излишней информации, корректировка текста и тестирование полученного задания.

При подведении итогов жюри проводят совещание, после чего каждой команде выставляется определенное количество баллов. В соответствии с полученными баллами объявляются места и награждаются команды.

Таким образом, образовательная игра не только способствует формированию у учащихся финансовой грамотности, но и позволяет образовательным учреждениям больше внимания уделять работе с родителями и их детьми.



















Список литературы.

  1. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ- 113/03 “О направлении методических рекомендаций” (Зарегистрирован 05.07.2022 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru / . - (Дата обращения: 08.12.2022)

  2. Бяхова Е.П. ВПР: содержание, особенности проведения и подготовка детей. /Академия –2018г. – март.

  3. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа, 2002. № 11. С. 3-6.

  4. ЦОКО, Красноярский край (Центр оценки качества образования), [Электронный ресурс], Режим доступа: https://coko24.ru.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!