Гребенщикова А.Н.
МБОУ СОШ с. Старобурново
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
Основная масса учителей рассматривает инновационную деятельность как составную часть педагогической и видит в ней средство для обновления и улучшения результатов образовательного процесса. Так, для многих педагогов ценным является повышение прочности, глубины и разнообразия знаний детей (осваиваются курсы углубленной подготовки учащихся, вводятся пропедевтические курсы по предметам, альтернативные учебники). Не менее значимым для учителя является активность детей во время учебного процесса, поэтому повышается интерес к активным формам и методам обучения (используются обучающие игры, дискуссии, учебные проекты, модули). В последние годы возросло внимание педагогов к технологиям развивающего обучения.
Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
В инновационной деятельности можно выделить несколько направлений:
Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.
Работая в начальной школе мы создаём атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками наблюдаем за классом, ободряем не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины.
Одним из направлений инновационной деятельности в нашей школе стало внедрение игровых технологий.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Цель нашей работы заключается в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как: 1. развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 2. коммуникативную: освоение диалектики общения; 3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»; 4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Использование игровых технологий на уроках:
1. Русского языка
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
1) «Дополни слово»: ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
2) «Перевернутые слова» Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
3)
Составить слова по конструкции: предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. а) Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Например:
ФОТОГРАФИЯ –
риф,
тир,
гора,
торг,
грот,
тяга,
граф и т.д. (Добавлять другие буквы воспрещается!) б) Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например:
ДОМ –
домик,
домище,
домок,
домовой,
домовничать,
домашний,
домовня,
домовитый и др.
2.Чтения
1) Скороговорки. Скороговорки – эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.
У пеньков опять пять опят. Водовоз вез воду из-под водопровода. 2)Преобразовать слова:сом, ком, том. Чудесные превращения слов. Будь внимателен!
БоР – БаК – БоК – БыК – БоТ ;боль – бал – бил – быль – болт 3)Соедини слоги и получи названия домашних и диких животных. ут си цы ку зы вол ли ки ко ры гу ов сы по ни (проверь себя: утки, волки, гуси, овцы, лисы, куры, козы, лоси, кони, пони)
4)Головоломка «Что в записке?»
Однажды я шёл по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: перед вами записка, выполните задание и узнаете что в ней написано. Для этого вычеркните буквы, которые сумеете найти дважды в этой записке.
ТЮИГЮФРЖЯДЫК БЭМЗЧВЯЗЛЕДОПКА ЖЭБОЙФМАЙСЧУШЫШП |
3. Математики
1)Занимательные рамки.
Рамки занимательные
Очень увлекательные.
Тот кто любит устный счёт,
Быстро числа подберёт. Ответ: Сумма чисел по горизонтали, вертикали и по диагоналям равна 18.
2)Ребусы: Р1а (Родина), па3от (патриот), чи100тел(чистотел), ос3ть(острить), ме100(место).
3)Математическая грамматика.
Игра позволяет запомнить математическую терминологию.
ПЕРО – О +И + МЕТР = …….(Периметр)
ЭХО – ХО + ТО = ……(Это)
С + УМ + (ЯМА – Я) = …..(Сумма)
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания.
Опыт организации учебного процесса с активным использованием инновационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования всех современных технологий, в частности игровых технологий, предполагающих познание через деятельность. Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).