Книга, по словам Герцена, это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место. «Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут и утешат», - сказал известный педагог и петербургский литератор, заслуженный учитель Е. Н. Ильин. Литература в учебных заведениях как ни один из предметов, способствует духовно – нравственному становлению личности. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений Пушкина, Тютчева, Куприна, Достоевского, Толстого, Булгакова, Астафьева, Распутина и др. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания нравственных качеств. Слово, художественная речь и книги – очень сильное оружие. Слово изначально само по себе. Ведь даже в Библии написано: «Вначале было слово… Практически в каждом произведении русской литературы поднимается проблема духовно – нравственного воспитания, а задача учителя – помочь ребенку осознать ее, донести до его сознания и пропустить ее через его эмоции, сердце и опыт. Часто это происходит ненавязчиво, порой незаметно для самих обучающихся.