Контрольно-измерительный материал (КИМ)
История 5 класс
2023 – 2024 учебный год
Спецификация
Промежуточная (стартовая) контрольная работа для обучающихся 5 класса по истории
1.Назначение КИМ.
Контрольный измерительный материал предназначен для определения уровня теоретических знаний и практических умений учащихся 5 класса по предмету истории за курс Окружающий мир 4 класс. Результаты мониторинга используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса Окружающий мир.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Тест состоит из заданий базового уровня сложности:
Тест позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений по итогам изучения курса Окружающий мир.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» (для 1-4 классов образовательных организаций). – Москва, 2022. – 47
2.Учебник:Окружающий мир: 4-й класс ( в 2-х ч.) : учебник / Е А. Крючкова., А.А. Плешаков — Москва : Просвещение, 2023.
3. Структура КИМ – тест.
В тест по окружающему миру включено 15 заданий. Все вопросы и задания разделены на 3 блока по типу заданий.1 блок (А) содержит 10 заданий с выбором ответа (задания А1, А2, А3. А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10); 2 блок (Б) содержит 4 задания на соотнесение (задания Б1, Б2, Б3, Б4); 3блок (С) содержит 1 задание с развернутым ответом.
4.Распределение заданий КИМ
по содержанию, видам умений и способам деятельности.
Характеристика структуры и содержания работа.
Работа по окружающему миру состоит из трех частей:
-часть 1 содержит 10 заданий вопрос с выбором правильного ответа;
-часть 2 содержит 2 задания открытой формы впишите ответ в пропуск; 2 задания на соответствие заполните таблицу или соедините линией;
-часть 3 содержит 2 задания, при выполнении которых необходимо записать развернутый ответ.
За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 15
Предметный результат
№ задания | Что проверяется | Уровень | Баллы |
1. | Знание изучаемых дат. | Б | 1 |
2. | Знание изучаемых дат. | Б | 1 |
3. | Знание изучаемых дат. | Б | 1 |
4. | Знание изучаемых дат. | Б | 1 |
5. | Знание изучаемых дат. | Б | 1 |
6. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
7. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
8. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
9. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
10. | Знание изучаемых терминов и понятий. | Б | 1 |
11. | Знание изучаемых терминов и понятий. Применения полученных знаний в практической деятельности. | П | 1 |
12. | Знание изучаемых терминов и понятий. Применения полученных знаний в практической деятельности. | П | 1 |
13. | Знание изучаемых дат. Применения полученных знаний в практической деятельности. | П | 1 |
14. | Работа с картой | П | 1 |
15. | Работа с информацией | В | 1 |
5. Распределение заданий по уровням сложности
15
6. Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится до 40 минут
7. План варианта КИМ
Уровни сложности задания:
Б – базовый – первый уровень сложности;
П – повышенный уровень сложности;
В- высокий уровень сложности
8. Дополнительные материалы и оборудование:
Не требуется.
9. Условия проведения (требования к специалистам)
Стартовая контрольная работа в виде теста выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий.
В заданиях с выбором ответа ученик отмечает тот ответ, который считает верным.
В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между рассматриваемыми объектами для каждой цифры подбирает соответствующую букву.
В заданиях с развернутым ответом ученик выражает личное мнение в виде законченного высказывания и аргументирует его.
Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
За выполнение проверочной работы оценки выставляются, набранные баллы переводятся в соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице
Переводная шкала
Баллы | Оценки |
«15-14» | «5» |
«13-12» | «4» |
«11-10» | «3» |
«9 и ниже» | «2» |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения стартовой контрольной работы по истории
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения стартовой контрольной работы по истории в 5 классе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых стартовой контрольной работе по истории»;
– Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших предмет «Окружающий мир».
В кодификатор не включены не все элементы содержания базовых национальных ценностей, так как многие из них ещё достаточно сложны и слабо сформированы на понятийном уровне у пятиклассников: государственные праздники России, наиболее важные события истории России, наиболее известные российские исторические деятели разных периодов, достопримечательности столицы России и родного края
Раздел 1. Перечень элементов содержания,
проверяемых на промежуточной аттестации
Перечень элементов содержания, проверяемых по окружающему миру, составлен на основании базовых национальных ценностей.
№ | Тема раздела (блока) | Основные понятия |
5 класс |
1. | Страницы всемирной истории | История, периоды истории, древность, Средние века, Новое время, Новейшее |
2. | Страницы истории России | Государство, Русь, страна, Отечество, Великая Победа |
3. | Современная России | Конституция РФ, гражданство, патриотизм, симовлы РФ |
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты:
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов про ведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений;
не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты:
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
Контрольная работа по истории, 5 класс
Раздел, тема | Проверяемые компетенции (из рабочей программы) | Вид оценочных средств (контрольная работа, тест, диктант, сочинение, изложение) | Вариативность |
Стартовый контроль | Контроль знаний | Тест | 1 |
Рубежный контроль | Контроль знаний за I полугодие | Тест | 1 |
Итоговый контроль | Контроль полученных знаний | Тест | 1 |
Стартовая контрольная работа по истории
Обучающегося (ейся) 5 класса
МКОУ АГО «Верх-Тисинская ООШ»
_______________________________(Ф.И.)
Учитель: Меденников С.Н.
Инструкция для учащихся
Вам предлагается за 40 минут выполнить интересную работу. Она состоит из 15 заданий.
Задания первой части А1-10 вы обязательно выполните. К ним даны варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Выполнив первую часть теста, переходите ко второй. Уровень заданий части Б несколько выше, чем уровень заданий первой части, и оценивается также 1 баллом. У вас достаточно знаний и умений выполнить все задания, либо большую часть из них. Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий первой части. К заданиям этой части так же даны варианты ответов, выберите один правильный и номер правильного ответа обведите кружком и впишите ответ в пропуск.
Задания третьей части С-1 самое интересное. Ответив на задание в черновике, запишите его в бланк в форме развернутого ответа. Задания оцениваются 1 баллом.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. По окончании работы, если останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и обведите нужный.
Отличных вам успехов!
Часть А
1.Когда появился Древний Египет?
А) 5 тыс. лет до н.э.; Б) 753 г. до н.э.; В) Нет правильного ответа
2.Когда появился Древний Рим?
А) 5 тыс. лет до н.э.; Б) 753 г. до н.э.; В) Нет правильного ответа
3. Год основания Москвы?
А) 1147; Б) 1380; В) 1812
4. В каком году произошла Куликовская битва?
А) 1147; Б) 1380; В) 1812
5. В каком году произошла Отечественная война?
А) 1147; Б) 1380; В) 1812
6.Период c V по XV вв. называют:
А) Древний мир; Б) Средние века; В) Новое и Новейшее время
7.Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм – это ………
А) Культура; Б) История; В) Религия
8.Обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви это …….
А) Религия; Б) Крещение; В) христианство
9.На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась …………
А) Отечественная война; Б) Великая Отечественная война; В) Вторая мировая война
10. Название «Россия» идёт из глубины веков. Другое название нашей страны - ……?
А) СССР; Б) Российская Федерация; В) Русь
Часть Б
11.Установи соответствие:
А) Великая Отечественная война 1.1812
Б) Отечественная война 2.1941-1945
12. Установи соответствие:
А) Образование Советского Союза 1. Конституция РФ
Б) Основной закон Российской Федерации 2. 1922 г.
13.Герб, флаг, гимн - это …………………………………………………Допиши слова
_____________________________________________________________________________
14. Рассмотри карту и запиши государство, которая выделена зелёным цветом………
Часть С.
Прочитай текст и ответь на вопросы:
В 1939 году началась Вторая мировая война. Главными её виновниками были руководители фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве и захватили страны Европы.
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.
Н шей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь на род. Тяжело было всем: и во и нам на фрон те, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории, — партии за нами подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу.
«Всё для фронта! Всё для по беды!» — этот призыву чал в те годы. Судьба страны реша лась не толь ко на по лях сражений. Люди трудились без устали, что бы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.
1.Когда началась Вторая мировая война, а когда Великая Отечественна война?
2.Против какой страны воевал Советский Союз?
Дополнительные вопросы:
3.Когда закончилась данная война?
4.Кто победил в данной войне?
5.Какой праздник отмечается в честь окончания войны?
Ключи ответов к тестам:
№ | Правильный ответ | Баллы |
5 класс |
1. | А | 1 |
2. | Б | 1 |
3. | А | 1 |
4. | Б | 1 |
5. | В | 1 |
6. | Б | 1 |
7. | В | 1 |
8. | Б | 1 |
9. | Б | 1 |
10. | Б | 1 |
11. | 1-Б; 2 А | 1 |
12. | А-2; Б-1 | 1 |
13. | Символы России | 1 |
14. | Русь | 1 |
15. | 1.22 июня 1941 2.Германия 3.9 мая 1945 4.СССР/СССР и её союзники 5.День Победы | 1 |
15