СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старик - годовик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно имя В.Даль . Сегодня урок о его "Старике-годовике".

Просмотр содержимого документа
«Старик - годовик.»

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

по теме: В.Даль « Старик – годовик».



.Данный урок разработан и проведён с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностных технологий в начальной школе по образовательной системе «Развивающегося обучения» во 2 классе, авторы учебника « Литературное чтение» Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.


Цель урока:

- Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»;

- Знакомство с творчеством В.Даля;

- Развитие умения анализировать текст.

Задачи:

-- Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;

- Формировать познавательный интерес;

- Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;

- Отрабатывать навык анализа текста;

Тип урока: ознакомление с новой темой.

План урока:

1.Орг.момент.

2. Подготовка к восприятию. 3.Постановка цели урока.

4.Работа по новой теме.

5. Домашнее задание.

Оборудование для урока:

Демонстрационный материал: портрет В.Даля, толковый словарь В.Даля, книги с произведениями В.Даля, иллюстрации с изображением времён года.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с алфавитом, карточки с правилами работы в группе.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

2.Подготовка к восприятию.

- Сегодня работа на уроке будет проходить в группах.

Класс делится на 5 групп. - Повторение правил работы в группе.

  • Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

  • Выслушать мнение каждого.

  • Найти общее решение.

  • Выбрать выступающего.

( слайд № 3)

- Распределение обязанностей в группе.

- Каждая группа получает карточку с заданием. Определить к какому жанру литературы относится данное произведение .

1 карточка.

Матушкой – зимой.

В белом саване,

А матушкой – весной

В цветном платьице.(Земля.)

2 карточка.

- Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет.

- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

- Ко-ко-ко ! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит :

- Котище – то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

3 карточка.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты , точно у нераспустившегося бутона.

( Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка».)

4 карточка.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла – молочка принесла.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю !

( Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5 карточка.

Без крыльев летят,

Без ног идут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждая группа показывает свою готовность. Заслушиваются произведения и ответы ребят.

3. Постановка цели урока:

- На какие группы можно разбить данные произведения?( Сказки и загадки .)

- А может быть такое, что одно произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.

(Заслушиваются ответы ребят.)

- Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет, а поможет нам в этом литературное произведение, название которого зашифровано на доске. Группа , которая расшифрует, поднимает руки.

19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12.( Старик –годовик.) ( слайд № 4)

Если дети затрудняются , то учитель даёт подсказку: вспомните порядок букв в алфавите.

- Предположите, о чём будет произведение. Подсказка на доске.

Что вы видите?(На доске иллюстрации с изображением времён года.) Заслушиваются ответы ребят.

- Это произведение написал В.И.Даль. На доске написаны автор произведения и название. На экране портрет В.Даля. ( слайд № 5)

Учитель рассказывает детям об авторе и демонстрирует книги с его произведениями. (слайды № 6-9)

3.Работа по новой теме.

Первичное знакомство с произведением.

(Чтение произведения учителем.)

- О чём это произведение? Кто главный герой?

Прочитайте в группах произведение ещё раз и ответьте:

- Сколько частей в тексте?(5)

- Определите границы каждой части.

- Каждая группа читает свою часть, определяет о чём в ней говорится ( о каком времени года), доказывает правильность ответа ( словами из текста).

Один человек из группы( выполнивший работу дома) рассказывает о времени года.

В конце выступления каждая группа задаёт вопросы по своей теме.

Дополнительные вопросы каждой группы:

1гр. Назовите зимние месяцы по порядку. Какие ещё признаки зимы вам известны?

2 гр.Перечислите весенние месяцы по порядку. Какие ещё признаки весны вы знаете?

3гр. Перечислите летние месяцы по порядку.

4гр.Перечислите по порядку осенние месяцы. Назовите признаки осени.

5гр. Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

- 1-й день –понедельник- его назвали так потому, что он шёл сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли выходной день.

- 2-й день- вторник – это второй день недели.

- 3-й день- среда- середина недели.

- 4-й день- четверг- это четвёртый день недели.

- 5-й день- пятница- пятый день недели, «пятница- опрятница»; в этот день хорошо навести в своём доме порядок и помыться, приготовиться к выходным дням.

- 6-й день-суббота- это слово пришло к нам из далёкой страны, день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по- еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось и превратилось в субботу.

- 7-й день- воскресенье- раньше его называли неделей, т.к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мёртвых Иисус Христос.

- Мы разгадали загадки? А что же в этом произведении сказочного?

( Сам герой – старик-годовик.)

- Каким вы его представляете?( характер, внешние качества) -Каждая группа составьте образ главного героя.

Презентация группами образа главного героя.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что вы видите? Какие тройки птиц изобразил художник? ( Лето и зима.)

Почему? ( У древних славян год распадался на две половины – летнюю и зимнюю- и начинался с первого весеннего месяца марта.

Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.

4. Рефлексия.

- В чём же секрет этого произведения? (Произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.)

- Что вам больше всего понравилось на уроке? Что нового для себя вы узнали?

5.Домашнее задание.

- 1.Прочитать произведение ещё раз. По желанию нарисовать старика – годовика, как вы его себе представляете.

2.Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!