СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Станционный смотритель. ДОКЛАД (анализ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Станционный смотритель. ДОКЛАД (анализ)»

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.
Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней, у которой-таки удалось украсть поцелуй, оставивший самые приятные воспоминания. В основном в тексте использованы слова широкой сферы употребления (барыня, служанка), но также присутствуют слова узкоспециализированные, для того, чтобы создать художественную достоверность для описания жизни и быта станционного смотрителя (фельдъегерь, нагайка, алтарь).
И вот во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. «Печальное предчувствие мелькает в его уме» уже тогда, когда герой только едет к станции. Используя различные художественные средства, в этом случае картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь. И не случайно Пушкин сравнивает данную ситуацию с притчей о блудном сыне. Она введена, чтобы ярче выделить разницу судеб героев, ведь основной прием повести – противопоставление счастья дочери и несчастия отца. Нужно обратить внимание на антонимичную точность параллелей не только самих героев, но и ситуаций. (Блудного сына никто не ищет, а за Дуней отец отправляется в Пб. Блудный сын жил в нищите, а Авдатья Семеновна напротив. Радостная встреча сына и отца, а Дуня приезжает в родные места только после смерти отцовской. Сын домой вернулся, а дочь проезжала мимо.) не ищет его

Итак, рассказчик приезжает домой. Уже при описании убранства дома он отмечает, что отсутствием хозяйки исчезли цветы, и «все вокруг показывало ветхость и небрежение». Хозяин же спал под тулупом. Из дома, как говорится, исчезла женщина.

Перед нами предстает Самсон Вырин. И если в начале повести это был «человека лет пятидесяти, свежий и бодрый», с медалями на зеленом сюртуке, то сейчас: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел.

Покамест собирался он переписать мою подорожную,

я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица,

на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года

могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»

Начинается их диалог. Вырин очень немногословен, угрюм и даже груб. Будто боль и уныние настолько поглотили его, что даже слова даются ему с огромным трудом. Его предложения короткие и емкие. А на вопрос о Дуне: «Замужем ли она?» старик сделал вид, что не услышал. Повествователь надеется на то, что алкоголь расслабит его и развяжет язык бедному Вырину, и он не ошибся». Дальше большую часть повести занимает рассказ Самсона о том, как не стало у него его Дуняши.



В своей речи он использует большое количество архаизмов: почтмейстер, обшлаг, пошептом и другие, и просторечий: девка, дура, голь кабацкая. Таким образом, Пушкин использует все богатства лексики XIX века.
Стоит обратить внимание на церковную тему и лексику в тексте. Пушкин А.С. постепенно уходит от церковно-библейского колорита, совмещая его с бытовым: «…приведу я домой заблудшую овечку мою».
Пушкин создает картину мира, применяя экспрессивные и изобразительные средства языка: им используется большое количество прилагательных, таких как: бедная, моя Дуня, щегольские, прекрасный. Подобными прилагательными автор показывает читателю свое отношение к происходящему.
Автор показывает всю сложность ситуации, акцентируя внимание на обилие восклицательных предложений в тексте: Ах, Дуня, Дуня! Ваше высокоблагородие!
Следует отметить особую гармоничность текста, а именно ритм, что делает текст легко воспринимаемым.

Если рассматривать словообразование, то мы увидим, что Пушкин А.С. использует большое количество слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами для эмоциональной окраски произведения: маленькая кокетка, Дуняша, Дунюшкину руку.
Для «Станционного смотрителя» не характерны заимствованные слова на французском и латыни, автор его использует заимствования на русском языке (фельдъегерь).






Рассказ старого смотрителя постоянно прерывался слезами. Изучив лингвистический строй повести, можно сделать вывод, что «Станционный смотритель» - экспрессивное и эмоциональное. Конфликт пронизывает не только сюжет произведения, но и его язык, по которому мы можем судить о времени, о человеческих нравах, о переживаниях героев.

Еще одна проблема в повести – проблема «маленького» человека. «Маленький» человек в литературе - это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования.

И вот наш маленький человек не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицы вместе с голью кобацкою.» И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца.

Третий приезд в село случился еще через несколько лет. «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.» Как же получилось так, что человек некогда свежий, живой и активный, стал просто тенью и умер для общества? Оказалось, что он, действительно, умер, но еще раньше, потеряв смысл жизни, заключенный лишь в дочери, впав в уныние (один из смертных грехов), он умер для окружающих, потому уже никто не мог дать вразумительного ответа о его жизни.

Действия последнего пребывания рассказчика в этой деревне разворачиваются по осени, что не случайно, когда как первая встреча произошла в мае – цветущий сезон, когда сердца людей преисполнены надеждами о теплом лете и ближайшем счастливом будущем, так и наш смотритель верит в светлое будущее, частью которого, он был уверен, является Дуня. А тут осень: «Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев». Казалось бы, смерть центрального героя повести должна ассоциироваться с зимой, как крайняя точка жизни. Но осень как раз показывает незаконченность истории. Все ожидания улетели, как осенние листья, жизнь героя стала пустой как те пожатые поля, но у Вырина осталось его продолжение – дочь и внуки. И дочери теперь жить до конца ее жизни с камнем на душе. Может как раз описание осени есть и описание душевных переживаний Дуни, ведь не будет теперь в ее сердце весны с таким грузом, а наступление зимы есть смерть героини.

Никого уже из старых знакомых в селе не оказалось. Повествователь прибыл на месте, где когда-то поцеловала его Дуняша. Время отчасти от этих воспоминаний остановилось, герою сначала показалось, что не узнает он, как сложилась жизнь героев и уже было пожалел о потраченных деньгах. Но оказалось, что в деревне жизнь не стояла на месте: старый смотритель с год уж спился умер, а в доме поселился пивовар с семьей. Он попросил сына пивовара отвести его на могилку. Из беседы с ним узнал, что помнит еще мальчик Вырина, как доброго дедушку, несмотря на то, как жизнь его подкосила – «меня дудочки научил вырезывать», «орешками наделяет», возвращаясь с кабака.

От мальчика он узнает о том, что приезжала «барыня… в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською». Дуняша, узнав о смерти отца, заплакала и ушла одна на кладбище, будто бы это только ее путь, нести это тяжкое бремя до конца жизни». Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Таким образом, Самсон Вырин не смог ни вернуть Дуню, ни смириться со счастьем дочери, что стало настоящей жизненной трагедией для героя. Так писатель поднимает тему несправедливости. Не выдержав предательства Дуни, главный герой умирает, так и не вернув под конец жизни свою любимую дочь. Кого считать правым в этой истории? С одной стороны дочь не подумала о том, что она единственная опора пожилого отца, а с другой эгоизм Вырина, который до конца жизни видел в Дуняше предателя: «поневоле согрешишь и пожелаешь ей могилы». Он отказывался даже принимать позицию о том, что его счатье – неволя и несчатье для нее и птенца из гнезда рано ил поздно нужно отпустить. А потом впал в уныние, запил. И нельзя сказать, что этот исход – вина дочери, ведь каждый берет ответственность за свои действия и поступки.
Поэтому Пушкин проповедует доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!