СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с особенностями идеологии американского общества XIX в., событиями Гражданской войны; определить отличия в развитии Севера и Юга США; развивать навыки работы с контурной картой, умение анализировать исторические источники

Просмотр содержимого документа
«США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику.»

Классс_____________________

Дата________________________


Тема: США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику.

Цели урока: познакомить с особенностями идеологии американского общества XIX в., событиями Гражданской войны; определить отличия в развитии Севера и Юга США; развивать навыки работы с контурной картой, умение анализировать исторические источники.

Планируемые результаты: охарактеризовать причины, которые привели к началу Гражданской войны; сформировать представление о единстве мировой цивилизации; описывать особенности развития США после войны; давать определения понятий аболиционизм, земельная лихорадка, золотая лихорадка; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей периода Гражданской войны в США, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

Оборудование: учебник, карта « США в XIX в.», мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап

Американское общество было переселенческим. После Войны за независимость и образования США в экономической развитии преобладали две тенденции: активное развитие капитализма на Севере и плантационного рабства на Юге на фоне быстрого освоения западных районов страны. На севере и востоке страны экономическое развитие было близко к западноевропейскому, в конце XVIII - начале XIXв. здесь складываются предпосылки промышленного переворота. На западе и юге оно приняло другие формы, аналогов которым не было в Европе.

Чем обусловлены особенности процесса модернизации в США? Что позволило этому государству вступить в конкретную борьбу со странами Европы и начать проводить активную внешнюю политику? На эти вопросы мы ответим на нашем уроке в процессе групповой работы.

Тема урока: «США в XIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику».

План урока

  1. Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка».

  2. Особенности промышленной революции в США.

  3. Аболиционизм. Гражданская война в США.

  4. Американское общество вступает в эпоху империализма.

  5. Вступление США в мировую политику.


Ш. Работа по теме урока

1. Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка».

(Первая группа использовала §24 (с.213, 214) и дополнительный материал, предложенный учителем.)

Задание для первой группы

  1. Назовите территории, вошедшие в состав США в первой половине XIXв. Покажите их на карте.

  2. Определите, какими методами шло расширение территории.

  3. Объясните значения понятий «земельная лихорадка», «золотая лихорадка».


Примерное содержание сообщения первой группы

  1. В состав США в первой половине – середине XIXв. Вошли следующие территории:

  • 1803 г. – Луизиана;

  • 1819 г. – Флорида;

  • 1845 г. – Техас;

  • 1846 – 1848 гг. – Калифорния, Аризона и Новая Мексика;

  • 1867 г. – Аляска.


(Ученикам можно предложить использовать прием запоминания карты профессиональными военными: мысленно разбить карту на квадраты и проанализировать один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому углу карты; тщательно изучить места стыка квадратов.)

2. Расширение территории США шло за счет покупки земель (Луизиана, Аляска), их захвата в результате военных действий (Техас, Калифорния, Аризона и Новая Мексика) и с помощью шантажа и давления на другие страны (Флорида). Продолжался захват земель, принадлежавших коренному населению Америки – индейцам.

3. Земельная лихорадка – непрерывный поток эмигрантов, стремившимся занять на Западе свободные земли.

Золотая лихорадка – поиск и захват участков земли, богатых золотом, переселенцами из разных стран.

Дополнительный материал

для первой группы


Первым территориальным приобретением США стала огромная территория (2,6 млн км2 ) в бассейне р. Миссисипи с важным для развития американской торговли портом Новый Орлеан, которая была названа Луизиана. Изначально эта территория принадлежала Испании. но затем ее захватил Наполеон Бонапарт. Планы французского императора по созданию новой колониальной империи обеспокоили США, которые угрожая вступить в войну с Францией на стороне Англии, заставили императора уступить Луизиану за 15 млн долл. Кроме плодородных земель Соединенные Штаты получили право контроля над центральной речной системой континента.

Накануне англо-американкой войны (1812-1815) США оккупировали Флориду, принадлежавшую Испании. В 1819 г. они заставили Испанию без выкупа передать им Флориду и западную часть материка до 42-й параллели. Это открыло путь к широкой экспансии до Тихого океана.

В 1846 г. Соединенные Штаты начали войну против соседней Мексики. Война завершилась полной победой США и присоединением Техаса, Калифорнии. Аризоны и Новой Мексики. Таким образом, территория Соединенных Штатов выросло до 7,8 млн км2 и почти достигла размеров Европейского континента.


  1. Особенности промышленной революции в США

(Вторая группа использовала §24 (с.214-218) и дополнительный материал, предложенный учителем.)

Задание для второй группы

  1. Выявите особенности промышленной революции в США.

  2. Определите, какие качества позволили добиться успеха Сайрусу Маккормику.

  3. Объясните значение понятий «черный пояс», «король-хлопок».


Примерное содержание сообщения второй группы

  1. Особенности промышленной революции в США:

  • использование европейских технических открытий, капиталов и квалифицированной рабочей силы;

  • уход рабочих на Запад и конкуренция английских товаров;

  • развитие средств транспорта;

  • развитие фермерских хозяйств в северных штата;

  • плантационное хозяйство с использованием труда рабов в южных штатах.

  1. Сайрус Маккрмик, как и все предприниматели, отличался огромным трудолюбием, готовностью

рисковать собственным капиталом. Он самостоятельно занимался поиском рынка сбыта своих товаров. Кроме того, Маккормик был изобретателем – сконструировал жатку и наладил промышленный выпуск продукции.

  1. «Черный пояс» - южные районы США, в которых проживала основная масса принадлежащих плантаторам рабов.

«Король – хлопок» - основная сельскохозяйственная культура Юга – хлопчатник, приносившая наибольшую прибыль плантаторам.


Дополнительный материал

для первой группы


Время действия – июль1832 года. Место действия – ферма неподалеку от американского городка Лексингтон. Толпа зевак пришла поглазеть на 23-летнего паренька, который утверждает, что сконструированная им жатка может заменить двенадцать косцов. Джон Рафф, хозяин фермы, дает отмашку, паренек берет под уздцы запряженную в жатку лошадь, та делает два шага, и неуклюжий с виду агрегат безнадежно застревает на кочковатом поле. Под громкое улюлюканье толпы Джон Рафф снисходительно похлопывает готового разреветься парня по плечу: «Не мучай лошадь, сынок. Не обижайся, но твоя машина никуда не годится». Косцы, которые горбатились на полях Раффа за пять центов в час, облегченно вздыхают: это деревянное чудище с металлическими ножами им не конкурент.

Горе-изобретатель уже распрягал лошадь, когда из смеющейся толпы вышел прилично одетый господин:

- Молодой человек! Поле вон за той межой принадлежит мне. Оно будет поровнее, чем поле у Раффа. Может, опробуешь свою жатку на нем?

На ровном поле, принадлежавшем Уильяму Тейлору, парень за полдня убрал шесть акров (2,5 га) пшеницы – норму 12 профессиональных косцов. Насмешки толпы сменились возгласами восхищения. Но больше всех радовался Роберт Маккормик, отец изобретателя: «Я горд, что моему Сайрусу удалось то, над чем я безуспешно трудился пятнадцать лет».

Однако прошло еще пятнадцать лет, прежде чем Сайрусу Маккормику удалось убедить Америку, жившую при свечах, не знавшую телеграфа и добывшую огонь при помощи труда, в преимуществах своей машины, которая впоследствии была признана из тридцати величайших изобретений XIX века.

Фермеры, однако, почему-то не разделяли энтузиазма зевак, собравшихся на поле Уильяма Тейлора, поэтому продать свою жатку Саурус так и не смог. Тогда разочарованный Маккормик решил забыть про сельское хозяйство и заняться более прибыльным делом – выплавкой чугуна. Сайрусу удалось уговорить отца и местного школьного учителя войти в долю, и, взяв кредит, партнёры в 1835 году построили домну и выплавили первую партию металла. Но уже через два года в стране разразился экономический кризис, цены на чугун резко упали, и дела у партнёров пошли неважно. Школьный учитель, оказавшись прозорливее своих партнёров, переписал свое имущество на имя матери, поэтому бремя последовавшего в 1839 году банкротства легло на плечи Маккормиков. С молотка пошли ферма Сайруса и все его имущество, кроме жатки: на нее так и не нашлось покупателя.

Сайрус остался в буквальном смысле слова без гроша и больше года жил в долг. А потом ему улыбнулась фортуна. Не прошло и восьми лет с первого испытания жатки, как некто Абрахам Смит, который в 1832 году был среди зевак, наблюдавших за детищем Маккормика, созрел для покупки. Жатка была продана за 100 долл. Через пару недель к Маккормику прибыли еще два фермера – соседи Смита. Продав три жатки, Маккормик весь следующий год снова провел в мастерской – оказалось, что агрегат не справляется с уборкой увлажненных росой зерновых. Снабдив свою машину зазубренными ножами, Маккормик решил и эту проблему. В 1841 году он продал уже семь стодолларовых жаток, на следующий год -29, а в 1844 году – 50 машин, семь из которых заказали фермеры из западных равнинных штатов.

Маккормик решил самолично оценить перспективы новых земель, куда устремлялись покорители Дикого Запада. Проделав путь в три тысячи миль, Маккормик понял, что совершил путешествие не зря: огромные прерии практически не возделывались, а те небольшие участки земли к западу от Миссисипи, которые все же обрабатывались, давали такой урожай, что фермерам приходилось убирать его круглосуточно. Одним словом, жатки пришлись бы здесь весьма кстати. Однако для успешного сбыта машин нужно было решить проблем с их доставкой заказчикам – времени на жатву у фермеров было порядка десяти дней, а за такой срок доставить жатку за три тысячи миль представлялось невозможным.

Сначала Маккормик решил было продавать лицензии на производство жаток местных жителям. Но этот план не сработал, поскольку качество лицензионных жаток было крайне неудовлетворительным. Тогда Маккормик надумал перенести свое производство на Средний Запад, поближе к Великим озерам. Оставалось только определиться, куда именно.

Маккормик вновь «учудил». Он решил строить свой завод не в промышленном Кливленде или Милуоки, а в захолустном городишке на берегу озера Мичиган, который каждый год боролся с наводнениями и холерой. Называйся городок Чикаго. Маккормик оказался одним из первых относительно крупных предпринимателей, поселившихся здесь, и его роль в превращении Чикаго в центр торговли сельскохозяйственными товарами весьма и весьма велика. Именно сюда везли зерно все фермеры, которые покупали у Маккормика жатки. К Чикаго потянулись железнодорожные ветки из всех районов страны. Город стал крупнейшим рынком зерна к середине века Маккормик производил 1500 жаток в год, однако спрос по-прежнему намного превышал предложение.

(Ш. Куртишвили. Миллионер от сохи)



3. Аболиционизм. Гражданская война в США

(Третья группа использовала §24 (с. 218-221) и дополнительный материал на с.222,223 учебника)

Задание для третьей группы

  1. Выявите причины Гражданской войны и составьте ее характеристику.

  2. Определите, почему Север одержал победу над Югом.

  3. Объясните значения понятий «аболиционизм», «гомстед», «резервация»


Примерное содержание сообщения третьей группы

  1. Причины Гражданской войны:

  1. приход к власти Авраама Линкольна, представителя Республиканской партии;

  2. недовольство южанами экономической политикой, проводимой новым правительством;

  3. требование республиканской партии запретить распространение рабства в новых штатах.

Хроники Гражданской войны:

  • 1861г. – обстрел и захват южанами форта Самтер;

  • 1862г. – введение правительством Линкольна налога на богачей, конфискация имущества мятежников;

  • 20 мая 1862 г. – принятие закона о гомстедах;

  • 1 января 1863 г. – отмена рабства в США;

  • Апрель 1865 г.– захват армией генерала Гранта Ричмонда, капитуляция армии генерала Ли.

  1. Причины победы северян:

  1. численное превосходство Севера (22млн северян против 9 млн южан, из которых 4 млн – негры);

  2. развитая промышленность;

  3. принятие закона гомстедах и отмена рабства.

  1. Аболиционизм – движение за отмену рабства.

Гомстед – участок земли в 160 акров, которые получали все американцы, имевшие 10долл.

Резервация – территория, отведенная для проживания коренного населения страны, американских индейцев.


  1. Американское общество вступает в эпоху империализма

(Четвертая группа использовала §25 (с. 224-228) и дополнительный материал на с. 230 учебника)

Задание для четвертой группы

  1. Выявите причины промышленного подъема во второй половине XIX в.

  2. Определите роль государства в жизни американского общества.

  3. Объясните, кто и посему выступал с протестами в американском обществе.

Примерное содержание сообщения четвертой группы

  1. Причины промышленного подъема во второй половине XIX в.:

  1. огромный внутренний рынок;

  2. отсутствие сильных внешних врагов – минимальные военные расходы;

  3. богатство природных ресурсов и благоприятные климатические условия для развития промышленности и сельского хозяйства;

  4. приток высококвалифицированной рабочей силы из Европы;

  5. высокий уровень образования населения и развития высших учебных заведений;

  6. высокий престиж труда, отсутствие сословных ограничений.

  1. Роль государства в жизни американского общества:

  • защита свободной конкуренции – принятие антитрестовского законодательства;

  • установление двухпартийной системы;

  • обеспечение населения работой – сотни тысяч выборных должностей;

  • защита интересов бизнеса и среднего класса.

  1. Группы протеста в американском обществе:

  1. индейцы – правительство отправило против них войска, загнало их в резервации, согнав с их родных земель, пыталось превратить их в фермеров, что противоречило их традиционному укладу жизни;

  2. негритянское население – против раздельного существования черных и белых, против расизма и деятельности ку-клукс-клана; за равенство в правах чернокожих и белых граждан Америки;

  3. рабочее движение – требование 8-часового рабочего дня. Создание Американской федерации труда (АФТ), борьба за повышение заработной платы, сокращение рабочей недели.


5. Вступление США в мировую политику

(Пятая группа использовала § 25 (с. 229) и дополнительный материал на с. 231 учебника.)

Задание для пятой группы

  1. выявите сущность доктрины Монро.

  2. Определите, почему США перешли от доктрины Монро к «доктрине открытых дверей».

  3. Объясните, почему ведущие европейские страны не рассматривали США как влиятельного участника мировой политики.

Примерное содержание сообщения пятой группы

  1. Доктрина Монро – декларации принципов внешней политики США, в основе которой лежал лозунг «Америка для американцев. Американские континенты, - заявил президент Монро, - в настоящее время не могут рассматриваться как объекты для будущей колонизации какой-либо державы».

  2. Получив в результате войны с Испанией опорные базы на подступах к Азии, совершив мощный экономический рывок, США перешли от доктрины Монро к «доктрине открытых дверей». Еще раньше американцы открыли Японию (1854 г.) и теперь стали активно вмешиваться в «большую политику».

  3. США не участвовали в крупных военных конфликтах, армия не имели опыта ведения войны за пределами американского континента. Для участия в войнах на европейском континенте требовалось огромное количество транспортных средств, военный флот. Такими ресурсами США в то время не обладали.


IV. Закрепление изученного материала

(Фронтальный опрос.)

- Назовите владельцев крупнейших трестов США. (Рокфеллер и Морган.)

- Почему правительство начало в 1890 г. принимать антитрестовские законы? (свободная конкуренция успех американской экономики, поэтому государство должно было ее защищать.)

- В чем отличие развития сельского хозяйства в северных и южных штатах? (На севере распространялось фермерское хозяйство с использованием наемных работников, а на юге, на плантациях хлопка, табака и сахарного тростника, - труд вывезенных из Африки рабов.)

- Каковы итоги Гражданской войны в США? (Отмена рабства; 600 тыс. убитых, 1 млн раненых.)

- Почему в конце XIX в. фермерские хозяйства приходят в упадок? ( Усилилась конкуренция на мировом рынке сельского хозяйства, и цены на продукты стали снижаться. Владельцы железных дорог и хозяева элеваторов повышали свои цены на перевозки и хранения зерна.)

- За что боролась АФТ? (За повышение заработной платы, сокращение рабочей недели.)


V. Подведение итогов урока

(Учитель помогает ученикам сформулировать основные выводы.)

  • Промышленная революция на Севере проходила без острых социальных противоречий: фермеры не разорялись в конкурентной борьбе, а превращались в наемных рабочих, переезжали на Запад, либо в города.

  • Промышленная революция охватила Юг только в 1880-е гг.

  • Развитие транспортной сети началось с активного строительства каналов и железных дорог. По протяженности железных дорог США к середине XIX в. занимали первое место в мире.

  • Экономическое развитие страны сопровождалось быстрым ростом числа изобретений.


Домашнее задание

  1. Прочитать §24,25 повторить основные термины.

  2. Подготовить план устного ответа о теме «Гражданская война в США и ее итоги».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!