СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер-класса, проведенного в рамках районного семинара заместителей директора по учебно-воспитательной работе. На данном мероприятии были отработаны активные приемы работы с  изобразительными средствами выразительности речи, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

а. Абрам-Тюбе





Районный семинар заместителей директора

по учебно-воспитательной работе








Мастер- класс


Средства художественной выразительности.







Учитель русского языка

и литературы

Тукуева Альбина Асановна









ноябрь 2017 г.


Сценарий мастер-класса

Тема: СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Цель:

обмен опытом педагогической деятельности по обучению учащихся анализу изобразительно-выразительных средств текста.

Задачи:

- мотивировать слушателей к использованию активных форм обучения;

- продемонстрировать коллегам используемые приемы;

- прокомментировать эффективность применения приемов;

- отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.

Оборудование: ноутбук, проектор; презентация, раздаточный материал ( Памятки, карточки с заданиями, сорбонки), интерактивные тренажеры.


Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на своем мастер-классе.

I. Обоснование темы, проблемы и значимости мастер-класса. Слайд 1

- В процессе общения мы не только обмениваемся информацией, задаем вопросы, но и делимся яркими впечатлениями, сообщаем о том, что нам запомнилось. И тогда наш язык позволяет нам не только рассказывать, но и рисовать, показывать, создавать словесные картины. Поэтому иногда человеческая речь может быть уподоблена живописи. Для яркой речи, которая пробуждает наше воображение, в языке есть особые возможности. Слайд 1

- Как они называются? (изобразительные средства языка). Средства выразительности речи - это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь колоритной и образной. Слайд 2

- Вы, наверно, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (как научить обучающихся, знать изобразительные средства языка, уметь находить и распознавать их в тексте, умело использовать в устной и письменной речи). Слайд 3

Однако умение находить средства языковой выразительности важно и в более широком смысле: без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст.

- Средства выразительности выполняют изобразительно-выразительную функцию. А синтаксические и стилистические приёмы создают особую организацию речи. Тропы и фигуры речи разнообразны и многочисленны. Это позволяет ученикам думать, что это трудный материал. Но если разнообразить урок интересной тренировкой в определении ИВС, то достигнуть определенного уровня компетенций возможно.

- Разрешите поделиться небольшим опытом работы по данной теме. Слайд 4

II. Практическая часть

  1. Для активизации ученической деятельности, для понимания и запоминания на этапе формирования понятий о средствах языка, как одну из форм работы, применяю сорбонки.


«Мозговой штурм» Слайд 5

-У Вас на столах такие двусторонние карточки. Я называю определение, а вы должны определить, о каком средстве выразительности идёт речь.

  1. Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать (олицетворение)

  2. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства (эпитет)

  3. Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом (оксюморон)

  4. Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи (инверсия)

- Спасибо.

На слайде информация о возможностях использования сорбонок при изучении тем других школьных дисциплин.

  1. - Для формирования умения распознавать тропы, фигуры речи и другие средства выразительности предлагаю учащимся работу со схемами-моделями. Слайд 6

Задание для 1 группы: Разгадайте и дополните снежинку. Объясните схему, проиллюстрировав примерами из текстов. Воспользуйтесь дополнительным материалом.

гипербола аллитерация

анафора








эпифора

ассонанс

литота



1. «Ваш шпиц не более наперстка»

(А. Грибоедов)


литота

2. «Быть может, вся Природа – мозаика цветов?

Быть может, вся Природа – различность голосов?»

(К. Бальмонт)

анафора


3. «Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе, Родина».

(Р.Рождественский)

эпифора

4.«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

( Б.Васильев)

ассонанс


5.«Плечи размером с дверной проем»


гипербола

6.«Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума».

С. Есенин

аллитерация


Задание для парной работы: Работа с интерактивными тренажерами (за компьютером)

- Графические символы также заносятся в памятку понятий. Они помогают лучше запомнить определения понятий. Примеры таких памяток в раздаточном материале. В методическом арсенале по этой теме представлены памятки для разных классов. Так памятки старшеклассников содержат информацию о роли данного средства в текстах.

- Работу с интерактивными тренажерами я практикую и на уроках русского языка при закреплении изученных орфограмм.

Работа с аудиторией:

- Для систематизации изученного в 5-7 классах и более эффективной подготовки обучающихся по соответствующим заданиям КИМов ОГЭ, в последующем и ЕГЭ 8 классе я веду межпредметный элективный курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

(Презентация групп полученных результатов)


Слайд 7

  1. - Как правило, работа на уроках литературы, реже русского языка, сводится лишь к определению средства выразительности. Проще говоря, натаскиванию его «узнавания». А для того, чтобы ученик мог давать оценку выразительности текста, понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте, необходимы творческие задания. Из тропов учащимся особенно трудно дается метафора (скрытое сравнение, основанное на сходстве значений, но предмет сравнения только подразумевается). Учащиеся в основном без труда распознают сравнения по сравнительным союзам и указанному предмету, а в различении метафоры затрудняются. Следующие виды работы тренируют не только в составлении метафоры, но и в последующем самостоятельном нахождении и объяснении авторской метафоры.

Задание. Составление метафоры. Слайд 8-9

Алгоритм составления метафоры.

1. Берётся объект 1. Про него и будет составлена метафора.

2. У этого объекта выделяется специфическое свойство.

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством.

4. Определяется место расположения объекта 1.

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1.

6. Составить предложение с этими словами.

- Предлагаю Вам составить метафору об удивительном явлении природы - радуге.

- Какая радуга?

- Что ещё бывает разноцветным? ( Например, цветы).

- А если их много, на поляне?

Где и когда появляется радуга?

- Какое средство выразительности использовано в этом предложении? (сравнение)

- Перестроим его в метафору. Какой глагол можно добавить? Каким наречие можно распространить этот глагол?

Пример метафоры

Радуга разноцветная, как цветочная поляна, появляется на небе после дождя.

Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя.

Задание "Разворачивание" метафор: Отгадайте, что такое попугай асфальта (метафора В. Набокова).

А вот как это расши­фровывает сам автор: радужное, с приматом пурпура и перистообразным поворотом, пятно масла (на асфальте). Такое авторское объяснение все равно может остаться непонятным. Чтобы его осмыслить, мы должны вспом­нить (увидеть мысленно), как расплывается на ас­фальте пятно масла, смешанного с бензином, образуя ра­дужные разводы.

Теперь попробуем "перевести" метафору еще раз: пятно масла на асфальте было похожее на оперение попугая, в его поворотах были все цвета радуги, самым ярким был пурпурный цвет. Слайд 10

III. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 11

- Наша речь строится из двух важных компонентов: стереотипов и творчество. Стереотипы позволяют нам действовать знакомым способом, действовать по алгоритму. А творчество – это порождение чего-то нового. Мы ищем и выбираем из имеющего в нашей памяти арсенала языковых средств те, которые наиболее точно и выразительно передадут нашу мысль. Специальные задания по развитию речетворческих способностей обеспечивают ученику возможность создавать свои оригинальные тексты.

- Тропы и стилистические фигуры, воздействуя на чувства яркими, запоминающимися словами, образами, способствуют развитию мышления и речи, обогащению словарного запаса учащихся. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение русской речи. Внимание к художественным средствам выразительности содействует нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

- Перспективу дальнейшей работы вижу в совершенствовании методики организации изучения и повторения по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».

- Русский язык располагает значительным арсеналом средств, способствующих усилению образности и выразительности высказывания, созданию неповторимой манеры выражения мыслей и чувств. Как писал Н.М. Карамзин: «Богатство языка- богатство мыслей». Слайд 12

- Продолжите фразы, возможно, используя изобразительные средства речи.

Я возьму в сою методическую копилку… Слайд 13

Я ухожу с мастер-класса…

- Благодарю за внимание.





















- Среди приёмов, активизирующих сотворчество читателя, представляет особый интерес стилизация. Предлагаю старшеклассникам заняться стилизацией поэзии Серебряного века. Напоминаю ученикам о том, что стилизация состоит в целенаправленном воспроизведении существенных черт какого-либо стиля литературных направлений. Вместе с учениками пробуем два-три прозаических предложения «перевести» на поэтический язык символизма или футуризма.

Наступил весенний вечер. Зажглись фонари. По тротуарам спешат прохожие.

Стилизация символизма.

1. Подберём слова-символы: вечер – сумрак, фонари – звёзды, прохожие – тени.

2. Придадим содержанию туманный, неопределённый характер: Темнел весенний сумрак. Зажигались на улицах звёзды. Скользили мутно чернеющие тени.

3. Отредактируем звуковую и цветовую сторону текста. Весенний вечер зажжёнными фонарями можно окрасить в синие, жёлтые, зелёные цвета. На языке символистов синий цвет соответствует звуку [и], жёлтый – звуку [о], зелёный - [Jэ]. Синел весенний сумрак. Горели на улицах звёзды. Скользили темнеющие тени.

4. Создадим ритмический рисунок


Синел весенний сумрак.

Под жёлтою звездой

Скользили мягко тени,

Сливаясь с темнотой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!