СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековая культура

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средневековая культура»


№ 26 дата ………..

Учитель Слепченко Е.В.

Урок истории Средних веков в 6 классе

Тема: «Культура в Средние века. Научные открытия и изобретения.».

Цели: - раскрыть основные представления средневековых людей об окружающем мире;

- показать роль христианства в развитии литературы, искусства и просвещения;

- познакомить с искусством рукописной книги,

- обеспечить усвоение новых понятий

- развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности

- Воспитывать этнонациональную, социальную, культурную самоидентификации в окружающем мире

Планируемые результаты:

Предметные

Применяют термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, готика.

Называют выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры; характеризуют памятники культуры

Метапредметные

Осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков;

Формируют целевые установки учебной деятельности;

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные

Формируют

и развивают

устойчивую мотивацию учения; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Оборудование: компьютер, презентация,

Ход урока.

1. Организационное начало урока.


2. Актуализация опорных знаний:

Опрос

  1. Историческая эпоха, следующая за Древним миром.

  2. Хранилище письменных исторических источников.

3. Основатель королевства франков из рода Меровея.

4. Дом для монахов.

5. Земельное владение, за службу

6. Управляющий королевством

7. Он остановил вторжение арабов в …году в битве при ….

8.Император франков

9. Война между феодалами.


3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2)

  1. Средневековая «Картина Мира».

  2. Средневековая книга

  3. Средневековое образоване « Семь свободных искусств».

  4. Научные представления Средневековья.


4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

( сл. 5) Представления средневекового человека о мире.

- В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской местности Это было связано с несколькими причинами:

1) связи между селениями были редкими

2) дальние путешествия были опасными и трудными

3) из-за плохой дороги передвижения были медленными.

4) Но дипломаты и правители, купцы, воины и миссионеры ездили по всей Западной Европе и составляли сведения о том времени.

( сл. 6) Учение Пифагора о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.

( Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне шара, должны ходить « головой вниз», а деревья – расти « вверх корнями».


( сл. 7) Древнегреческий учёный Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого куполом неба, по которому двигаются Солнце, Луна и пять известных планет.


( сл. 8) Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Господень

( сл. 9) Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.

( сл. 10) Как на ваш взгляд в Средние века люди объясняли смену времён года? Ответить нам на этот вопрос поможет материал в учебнике.

2) работа по учебнику:

Стр. 46 ( « По- своему люди объясняли…) до стр. 47


2.Средневековые книги

рассказ учителя:

( сл. 11) Грамотных людей было мало, феодалы вообще считали обучение грамоте чуть ли не позорм, часто феодал диктовал письмо соседу и отправлял писца, чтобы тот прочитал его.

Грамотой владели в основном служители церкви - монахи, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, потому монастыри стали превращаться в центры сосредоточения знаний – грамотные люди и обилие книг

(Сл. 12, 13) В раннем Средневековье книги писали от руки на пергаменте .Пергамент – материал, изготавливаемый из кожи телят.

Книги были очень дорогие – на одну книгу уходило стадо телят. Обложки книг украшали золотом и драгоценными камнями – поэтому книги приковывали цепями.

Часто книги были очень большие – в рост взрослого человека. Книги изнутри также украшались, но не

драгоценными камнями, а миниатюрами


3. Cредневековое обрaзование

( сл. 14- 17) В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы. Центрами «учености» как правило становились крупные монастыри.


( сл 18) Учaщиеcя и cтуденты

Студенты, именовавшиеся в то время школярами, составляли особую группу населения городов. Они не только занимались, но и селились вместе, часто - в специальных общежитиях. Обучение длилось по меньшей мере 6-8 лет.

В поисках лучших преподавателей, возможностях обучения студенты не редко перебирались из одного университета в другой. Обучение, в те времена велось на едином языке – латыни, поэтому не было разницы, где получать образование

Некоторые становились странствующими школярами- вагантами. Не имея порой ни жилья, ни средств к существованию, они все равно ставили себя выше обычных горожан и тем более крестьян, полагая, что образованность уже дает им определенный статус.


( сл. 19) 7 cвободных искуccтв

В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).


( сл. 20) Для получения звания бакалавр – студент должен был доказать теорему Пифагора, да, да – ту самую.

Это удавалось далеко не каждому, потому в среде школяров ее прозвали «ослиный мост»


Физкультминутка


Научные представления Средневековья.

( сл. 21) «Царицей наук» в Средневековье считалась теология- наука о священном писании.

Научные знания о мире сводились к переводу трудов античных ученых: Аристотеля, Платона, Пифагора и других, которые считались абсолютно истинными и подлежали заучиванию наизусть. Но в XIV в Европе появились люди сомневающиеся.


( сл. 22) Роджер Бэкон

английский философ, естествоиспытатель, основоположник эмпиризма

Учился, а затем преподавал в Оксфорде.

Монах- францисканец.

Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям.

Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий.


( сл. 23) Пьер Абеляр – основоположник рационализма.

французский богослов, философ, поэт.

Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры.

Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.


( сл. 24) Бернар Клервосский

аббат монастыря Клерво – идейный противник Пьера Абеляра.

Считал, что мир в своей божественной природе не познаваем, потому надо просто верить и молиться в надежде на чудо.


( сл. 25) Фома Аквинский – попытался примирить Абеляра и Бернара

богослов, философ. Монах- доминиканец.

Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе.

В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине.

Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога


Закрепление

- НА какие группы делились « семь свободных наук»?

- Какие науки входили в тривиум? ( грамматика, риторика, диалектика)

- Какие науки составляли квадриум? ( арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

- Какую науку считали царицей? ( богословие)

- Кого называли авторитетом в той или иной науке? ( античных философов)

- Какой же учебник был самым главным? ( Библия)

- Кого же в Средние века могли считать образованнейшим человеком? ( того, кто знал мнения авторитетов по любому вопросу).

1. Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком (Х)

2. В Средние века люди считали, что ночь – это время господа, , когда нужно молиться (О).

3. В соборных школах было деление детей по возрасту и по классу(О)

7. В полное школьное образование входило изучение « семи свободных наук» (Х)

8. НА пергаменте писали птичьими перьями (Х)

9. В житиях описывался жизненный путь святых, признанных церковью.(Х).



7. Рефлексия

-Я узнал

-Мне осталось узнать

_ Мне непонятно


6. Домашнее задание: Параграф 29, вопросы устно;

Составить короткий рассказ:

«Как я учился в средневековом

университете


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!