Учитель. Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.
В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.
Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».
Образование состояло из нескольких этапов.
Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.
Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.
В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.
Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.
Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.
Средние учебные заведения назывались медресѐ – «место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».
В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.
Г Работа в группе. Работа с текстом учебника.
1группа – ремесла
2 группа- астрономия и математика
3 группа – история и география
4 группа литература и ИЗО
Взаимооценивание «Светофор»
К) Проведите беседу, раскрывающую значение системы образования, действовавшую в Арабском халифате, о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях, о влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.
|