СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековая Азия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средневековая Азия»

48 дата …………….

Урок истории в 6-б классе учитель Слепченко Е.В.

Тема: Монголы и их завоевания.

Цели и задачи: познакомить с особенностями образования Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация, видеоматериал.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Старик – отец, умирая призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удавалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. По - одиночке каждого из вас легко сломать».

Вопрос классу.

- О чем эта притча (ответы учеников)

- Тема нашего урока «Монгольская империя и изменения политической карты мира»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)

Формулирование темы урока ( сл№1)

План урока

  1. Образование державы Чингисхана

  2. Начало завоевательных походов Чингисхана

  3. Битва на Калке

  4. Историческое наследие Монгольской империи

Проблемный вопрос

- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

III Введение в новый материал 9 сл № 2)

Сегодня мы узнаем как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV Работа по теме урока

  1. Образование державы Чингисхана( сл № 3)

- Работая с п. 1 параграфа 15 учебника и дополнительных материалов ответьте на вопрос.

Дополнительный материал ( сл № 5, 6)

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники- нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было мало продуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Создание монгольского государства ( сл 7, 8)

Создание первой государства монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона. Со смертью Есугея (1164г) созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семью умершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. Имя Темучина начинает вновь упоминаться в источниках лишь в конце 90-х гг. XII в., когда ему удалось найти поддержку у повелителя кереитов Ван-хана, с помощью которого военные силы Темучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучин принимал на службу людей из разных родов и племен, щедро одаривая каждого за верную службу из богатой добычи.
    Так постепенно складывался улус

Провозглашение Чингисхана ( сл № 9)

В 1206 г. на курултае Темучин был провозглашен Чингисханом единого монгольского государства.

В государстве были введены жесткие законы, которые получили название «Яса».

Структура монгольского общества по «Ясе» (сл№ 10)

Структура монгольского войска по «Ясе» ( сл 11)

Вопросы к классу.

- Каковы были главные занятия монголов?

- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

- Когда полководец Темуджин был провозглашен великим ханом?

- Какова была главная задача нового правителя?

- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?



Основные положения «Ясы Чингисхана» ( сл 12, 13)

Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:

  1. Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;

  2. Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;

  3. Ввел управление своим личным имуществом;

  4. Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;

  5. Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.

Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии \какой либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.

При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.

Вопросы к классу

- В каком году Чингисхан пришел к власти?

- Какими личностными качествами он обладал?

- Насколько была успешна политика Чингисхана?

- Какой путь он избрал для удовлетворения потребности монголов в новых пастбищах? Почему?

- Опишите структуру монгольского общества и войска.



2. Начало завоевательных походов Чингисхана (сл 14, 15)

- Разделившись на три группы, изучите п. 2 параграфа 15 учебника и дополнительный материал, выполните задания и ответьте на вопросы.

1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)

2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов»

3 группа анализирует причины военных успехов монголов.


Работа с учебником и картой ( сл 17, 18).

Заполнение таблийы

Дата

Направление

Итоги

1206-1211 г.г.

Восточная Азия

  1. Покорил киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.

  2. Разгромили Тангутское царство.

  3. Получили железоделательные промыслы, что имело огромное значение для вооружения армии.

1211-1215 г.г.

Китай

  1. Захват Северного Китая.

  2. По приказу Чингисхана из Китая были вывезены мастера, наладившие производство камнеметных орудий, что позволило монгольским отрядам в будущем успешно штурмовать крепости.

  3. В монгольскую армию были включены китайские военные специалисты

1218-1221 г.г.

Средняя Азия

  1. Разгром государства Хорезмшахов. Монголы захватили крупнейшие укрепленные города региона-Ходжент (Таджикистан), Бухару, Ургенч, Самарканд и Хорезм (Узбекистан)

  2. Монголы вторглись в индийские султанаты, однако в связи с недостатком корма для лошадей смогли добиться только локальных успехов

Задания классу

  1. Охарактеризуйте первые победы монголов, используя карту.

  2. Оцените их важность для развития монгольского государства

Причины военных успехов монголов

  1. Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.

  2. Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.

  3. Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.

  4. Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.

  5. Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.

  6. Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.

  7. Жесткая дисциплина.

  8. Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.

В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.

- работая с п. 4 параграфа 15 и картой стр. 8 учебника, дайте характеристику созданному государству.

Учитель составляет на доске схему

Монгольская империя





Улус великого хана Монголия, Китай, Восточная Сибирь

Гос. Хулагуидов Персия, Закавказье, часть Средней Азии, Индия

Золотая Орда

Чагатайский улус Центральная Азия

Улус Джучи Сев. Причерноморье, Поволжье, Русь, часть Ср. Азии

















Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором рассматривается вопрос о том, какой след оставила Монгольская держава в истории.

Одна группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила положительный след в истории»

Другая группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила отрицательный след в истории»

Положительные последствия

Отрицательные последствия



V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Интерес- что было интересно на уроке?

Обучение- чему научились?

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Д/З - параграф 15, выписать в словарь и выучить новые термины, заполнить сравнительную таблицу «Историческое наследие Монгольской империи»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!