Материал презентации к уроку математики для 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины".
При изучении темы учащийся научится находить среднее арифметическое нескольних чисел, среднее значение величины и среднюю скорость движения.
Просмотр содержимого документа
«"Среднее арифметическое. Среднее значение величины" ( 5 класс, ФГОС)»
«СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ. Среднее значение величины»
5
К
Л
А
С
С
урок открытия новых знаний .
“ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.
Я.А.Коменский.
Цели урока
- Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
- научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
- развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
- Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- способствовать формированию правильной математической речи;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
- Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Актуализация опорных знаний
- Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.
- Как вы понимаете эти выражения?
- В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы
познакомимся с одним из этих
понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется.
Актуализация опорных знаний
- Что могут означать выражения из ленты новостей ?
- Как бы вы объяснили?
- Средний возраст футболистов.
- Среднее число туристов.
- Среднемесячная температура.
- Среднее число продаж.
- Среднесуточная температура.
- Средний рост.
- Средняя производительность.
Изучение нового материала
- Оля, Саша, Катя и Игорь пошли в кинотеатр. После просмотра фильма они решили съесть конфеты. У Оли было 4 конфеты, у Саши-5, у Кати-3, у Игоря-4. Все конфеты ребята сложили и разделили поровну. Сколько конфет съел каждый?
- Как вы ответили на вопрос ?
- Делаем вывод.
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.
Задание № 1
- Найдите среднее арифметическое чисел 4 и 12. Изобразите на координатном луче числа 4 и 12 и их среднее арифметическое.
- Сделайте вывод.
Решение Задания № 1
- Найдем среднее арифметическое чисел 4 и 12 :
( 4 + 12) : 2 = 16 : 2 = 8.
2. Отметим на координатном луче точки, соответствующие числам 4, 8 и 12.
А С В
4 8 12
Вывод :
точка С(8) является серединой
отрезка АВ.
Блиц - опрос
- Что такое средние величины ?
- Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел ?
- Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
- Как найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
- Может ли среднее арифметическое быть дробным числом ?
- Для чего используют среднее арифметическое ?
Закрепление изученного материала
- ЗАДАНИЕ № 2.
- Найдите среднее арифметическое чисел 30,6 и 32,8.
- ЗАДАНИЕ № 3.
- Найдите среднее арифметическое чисел 10,2 ; 11,4 и 9,9.
- ЗАДАНИЕ № 4.
- Массы трех овец были такими: 37,6 кг ; 34,9 кг и 38,1 кг. Вычислите среднюю массу овцы.
- ЗАДАНИЕ № 5.
- Средним арифметическим чисел Х и 1 5,9
является число 16,05 .
Найдите число Х .
Задание № 6
- Первую деталь рабочий выточил за 1,1 ч, вторую – за 0,9 ч, третью – за 1,3 ч, четвертую – за 1, 5ч. За какое время, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь ?
( 1,1 + 0,9 + 1,3 + 1,5) : 4=1,2(часа)
Ответ : за 1,2 часа, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь.
Задание № 7
- Поезд ехал 4 часа со скоростью 64 км/ч и 5 час. со скоростью 53,2 км/ч. Найдите среднюю скорость на протяжении всего пути.
( 64 ·4 + 53,2 · 5) : (4 + 5) =
(256 + 266) : 9 = 522 : 9 = 58 (км/ч)
– средняя скорость поезда Ответ : 58 км/ч.
Задание № 7
- Автомобиль ехал 3,4 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч и 1,6 ч. по грунтовой дороге со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
- Решение :
- 1) 90 ·3,4 = 306 (км)- расстояние, пройденное автомобилем по шоссе;
- 2) 75· 1,6 = 120(км)- расстояние, пройденное автомобилем по грунтовой дороге.
- 3) ( 306 + 120) :( 3,4 + 1,6) = 426 : 5 = 85,2 (км/ч)- средняя скорость автомобиля.
- Ответ : 85,2 км/ч.
З А П О М Н И !
- Среднее арифметическое нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленной на количество слагаемых в этой сумме.
- среднее арифметическое a и b равно x = (a + b) : 2 ;
- среднее арифметическое a, b и c равно x = (a + b + c) : 3 ;
- среднее арифметическое a, b, c и d равно
- x = a+b+c+d
- 4
- Средняя скорость =
- (Весь пройденный путь): (всё время движения ).
Р е ф л е к с и я
- Что нового я узнал на уроке ?
- Что я запомнил из того, что рассказывал учитель ?
- Доволен ли я тем, как работал на уроке ?
- Достиг ли я поставленной цели урока ?