СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Среднее арифметическое. Среднее значение величины" ( 5 класс, ФГОС)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации к уроку математики для 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины".

При изучении темы учащийся научится находить среднее арифметическое нескольних чисел, среднее значение величины и среднюю скорость движения.

Просмотр содержимого документа
«"Среднее арифметическое. Среднее значение величины" ( 5 класс, ФГОС)»

«СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.  Среднее значение величины» 5 К Л А С С урок открытия новых знаний .

«СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ. Среднее значение величины»

5

К

Л

А

С

С

урок открытия новых знаний .

 “ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.  Я.А.Коменский.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.

Я.А.Коменский.

Цели урока Образовательные: ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения; научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического; отрабатывать навыки действий с десятичными дробями; развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни. Развивающие: содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; способствовать формированию правильной математической речи; создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Воспитательные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.

Цели урока

  • Образовательные:
  • ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
  • научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
  • отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
  • развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
  • Развивающие:
  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
  • способствовать формированию правильной математической речи;
  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
  • Воспитательные:
  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Актуализация опорных знаний  Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?  В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих  понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется.

Актуализация опорных знаний

  • Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.
  • Как вы понимаете эти выражения?
  • В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы

познакомимся с одним из этих

понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется.

Актуализация опорных знаний Что могут означать выражения из ленты новостей ? Как бы вы объяснили? Средний возраст футболистов. Среднее число туристов. Среднемесячная температура. Среднее число продаж. Среднесуточная температура. Средний рост. Средняя производительность.

Актуализация опорных знаний

  • Что могут означать выражения из ленты новостей ?
  • Как бы вы объяснили?
  • Средний возраст футболистов.
  • Среднее число туристов.
  • Среднемесячная температура.
  • Среднее число продаж.
  • Среднесуточная температура.
  • Средний рост.
  • Средняя производительность.
Изучение нового материала  Оля, Саша, Катя и Игорь пошли в кинотеатр. После просмотра фильма они решили съесть конфеты. У Оли было 4 конфеты, у Саши-5, у Кати-3, у Игоря-4. Все конфеты ребята сложили и разделили поровну. Сколько конфет съел каждый? Как вы ответили на вопрос ? Делаем вывод. Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.

Изучение нового материала

  • Оля, Саша, Катя и Игорь пошли в кинотеатр. После просмотра фильма они решили съесть конфеты. У Оли было 4 конфеты, у Саши-5, у Кати-3, у Игоря-4. Все конфеты ребята сложили и разделили поровну. Сколько конфет съел каждый?
  • Как вы ответили на вопрос ?
  • Делаем вывод.

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.

Задание № 1  Найдите среднее арифметическое чисел 4 и 12. Изобразите на координатном луче числа 4 и 12 и их среднее арифметическое. Сделайте вывод.

Задание № 1

  • Найдите среднее арифметическое чисел 4 и 12. Изобразите на координатном луче числа 4 и 12 и их среднее арифметическое.
  • Сделайте вывод.
Решение Задания № 1 Найдем среднее арифметическое чисел 4 и 12 :  ( 4 + 12) : 2 = 16 : 2 = 8. 2. Отметим на координатном луче точки, соответствующие числам 4, 8 и 12.  А С В  4 8 12 Вывод :  точка С(8) является серединой  отрезка АВ.

Решение Задания № 1

  • Найдем среднее арифметическое чисел 4 и 12 :

( 4 + 12) : 2 = 16 : 2 = 8.

2. Отметим на координатном луче точки, соответствующие числам 4, 8 и 12.

А С В

4 8 12

Вывод :

точка С(8) является серединой

отрезка АВ.

Блиц - опрос  Что такое средние величины ? Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел ? Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел ? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел ? Может ли среднее арифметическое быть дробным числом ? Для чего используют среднее арифметическое ?

Блиц - опрос

  • Что такое средние величины ?
  • Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел ?
  • Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
  • Как найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
  • Может ли среднее арифметическое быть дробным числом ?
  • Для чего используют среднее арифметическое ?
Закрепление изученного материала ЗАДАНИЕ № 2. Найдите среднее арифметическое чисел 30,6 и 32,8. ЗАДАНИЕ № 3. Найдите среднее арифметическое чисел 10,2 ; 11,4 и 9,9. ЗАДАНИЕ № 4. Массы трех овец были такими: 37,6 кг ; 34,9 кг и 38,1 кг. Вычислите среднюю массу овцы. ЗАДАНИЕ № 5. Средним арифметическим чисел Х и 1 5,9  является число 16,05 .  Найдите число Х .

Закрепление изученного материала

  • ЗАДАНИЕ № 2.
  • Найдите среднее арифметическое чисел 30,6 и 32,8.
  • ЗАДАНИЕ № 3.
  • Найдите среднее арифметическое чисел 10,2 ; 11,4 и 9,9.
  • ЗАДАНИЕ № 4.
  • Массы трех овец были такими: 37,6 кг ; 34,9 кг и 38,1 кг. Вычислите среднюю массу овцы.
  • ЗАДАНИЕ № 5.
  • Средним арифметическим чисел Х и 1 5,9

является число 16,05 .

Найдите число Х .

Задание № 6  Первую деталь рабочий выточил за 1,1 ч, вторую – за 0,9 ч, третью – за 1,3 ч, четвертую – за 1, 5ч. За какое время, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь ?    Решение :  ( 1,1 + 0,9 + 1,3 + 1,5) : 4=1,2(часа)  Ответ : за 1,2 часа, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь.

Задание № 6

  • Первую деталь рабочий выточил за 1,1 ч, вторую – за 0,9 ч, третью – за 1,3 ч, четвертую – за 1, 5ч. За какое время, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь ?

  • Решение :

( 1,1 + 0,9 + 1,3 + 1,5) : 4=1,2(часа)

Ответ : за 1,2 часа, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь.

Задание № 7  Поезд ехал 4 часа со скоростью 64 км/ч и 5 час. со скоростью 53,2 км/ч. Найдите среднюю скорость на протяжении всего пути.  Решение :  ( 64 ·4 + 53,2 · 5) : (4 + 5) =  (256 + 266) : 9 = 522 : 9 = 58 (км/ч) – средняя скорость поезда Ответ : 58 км/ч.

Задание № 7

  • Поезд ехал 4 часа со скоростью 64 км/ч и 5 час. со скоростью 53,2 км/ч. Найдите среднюю скорость на протяжении всего пути.
  • Решение :

( 64 ·4 + 53,2 · 5) : (4 + 5) =

(256 + 266) : 9 = 522 : 9 = 58 (км/ч)

средняя скорость поезда Ответ : 58 км/ч.

Задание № 7 Автомобиль ехал 3,4 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч и 1,6 ч. по грунтовой дороге со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля. Решение : 1) 90 ·3,4 = 306 (км)- расстояние, пройденное автомобилем по шоссе; 2) 75· 1,6 = 120(км)- расстояние, пройденное автомобилем по грунтовой дороге. 3) ( 306 + 120) :( 3,4 + 1,6) = 426 : 5 = 85,2 (км/ч)- средняя скорость автомобиля.  Ответ : 85,2 км/ч.

Задание № 7

  • Автомобиль ехал 3,4 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч и 1,6 ч. по грунтовой дороге со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
  • Решение :
  • 1) 90 ·3,4 = 306 (км)- расстояние, пройденное автомобилем по шоссе;
  • 2) 75· 1,6 = 120(км)- расстояние, пройденное автомобилем по грунтовой дороге.
  • 3) ( 306 + 120) :( 3,4 + 1,6) = 426 : 5 = 85,2 (км/ч)- средняя скорость автомобиля.
  • Ответ : 85,2 км/ч.
З А П О М Н И !  Среднее арифметическое нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленной на количество слагаемых в этой сумме.  Например:  среднее арифметическое a и b равно x = (a + b) : 2 ;  среднее арифметическое a, b и c равно x = (a + b + c) : 3 ;  среднее арифметическое a, b, c и d равно  x = a+b+c+d  4 Средняя скорость = (Весь пройденный путь): (всё время движения ).

З А П О М Н И !

  • Среднее арифметическое нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленной на количество слагаемых в этой сумме.
  • Например:
  • среднее арифметическое a и b равно x = (a + b) : 2 ;
  • среднее арифметическое a, b и c равно x = (a + b + c) : 3 ;
  • среднее арифметическое a, b, c и d равно
  • x = a+b+c+d
  • 4
  • Средняя скорость =
  • (Весь пройденный путь): (всё время движения ).
Р е ф л е к с и я  Что нового я узнал на уроке ? Что я запомнил из того, что рассказывал учитель ? Доволен ли я тем, как работал на уроке ? Достиг ли я поставленной цели урока ?

Р е ф л е к с и я

  • Что нового я узнал на уроке ?
  • Что я запомнил из того, что рассказывал учитель ?
  • Доволен ли я тем, как работал на уроке ?
  • Достиг ли я поставленной цели урока ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!