СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среднее арифметическое

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Среднее арифметическое" (5 класс) направлен на формирование математической грамотности, содержит работу с заданием из открытого банка заданий PISA.

Просмотр содержимого документа
«Среднее арифметическое»

Технологическая карта учебного занятия

1 блок. Общая характеристика занятия.

Тема занятия Среднее арифметическое

Тип занятия Урок освоения нового знания

Цель занятия: научить учащихся находить среднее арифметическое; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в реальной жизни;


Планируемые результаты:

- личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- метапредметные: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими людьми;

- предметные: учащиеся научаться находить среднее арифметическое; получат возможность научиться применять знание о среднем арифметическом в реальной жизненной ситуации.


Класс 5

Особенности занятия, УМК, рекомендуемая литература и дидактические материалы, и пр.: Урок проводится в быстром темпе.

1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. 5 класс. 2) Задания из открытого банка заданий PISA.


2 блок. Технологическая карта занятия.

В таблице в качестве примеров приведены этапы занятия и описание одного этапа.

Этапы занятия

Дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности

Дидактические средства1

Время, мин.

мотивационно-целевой

1. Быстрое вхождение в работу посредством выполнения устного счета в условиях ограниченного времени.


2. Вызвать интерес учащихся.

Индивидуальная работа

1. Найти значение выражений.

(40+20):2

(23+45):2

(25+35+21):3

(12+16+13+27):4 и т.п.


2. Учащимся предлагается проверить свои результаты по эталону, посчитать количество верных ответов, записать на доске свой результат в графу соответствующего ряда.

Далее учащимся предлагается определить, какой ряд лучше справился с заданием на вычисление. (Преимущества будут у ряда, на котором сидит наибольшее количество детей. Здесь следует подвести учащихся к тому, что объективнее оценить успешность ряда можно по среднему баллу)

3. Проговаривание возникшей трудности. Постановка цели.

4







2

поисково-исследовательский

Поиск информации для выполнения задания

Индивидуальная работа






Работа в парах



Фронтальная работа

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. 5 класс. С. 247

1. Прочитать текст параграфа 36 на с.247. Пользуясь формулой, вычислить средний балл успеваемости каждого ряда.

2. Далее обменяться тетрадью с соседом по парте и осуществить взаимопроверку. Обсудить полученные результаты.

3. Обсудить полученные результаты и формулу, по которой можно найти среднее арифметическое. (Контроль деятельности учащихся, своевременная коррекция знаний (при необходимости))

5






2



2

практико-ориентированный

Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в реальных ситуациях

Фронтальная работа































Работа в малых группах.

1. Выполнить №1036 из учебника Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.. Математика. 5 класс.

(Найдите среднюю оценку учеников вашего класса по математике за II четверть).

2. Далее выполняется ряд упражнений на отработку нахождения среднего арифметического; суммы чисел по известному среднему арифметическому и количеству чисел.


3. Выполнить задание PISA из открытого банка заданий: У Игоря в школе учитель географии предлагает учащимся тесты и выполнение каждого из них оценивает из 100 баллов. Средняя оценка Игоря за четыре первых

теста равна 60 баллам. По пятому тесту он получил 80 баллов. Чему равна средняя оценка Игоря за пять тестов по географии?

(Работа проводится по следующим этапам:

1. Перевод данных в математические величины (среднее арифметическое, количество слагаемых).

2. Установление зависимости между величинами (среднее арифметическое = сумма слагаемых: количество слагаемых; среднее арифметическое*количество слагаемых = сумма слагаемых)

3. Составление математической задачи.

4. Интерпретация полученных результатов)


4. Миша участвует в математической олимпиаде, отборочный тур которой проводится в два этапа. Всего в отборочном туре необходимо решить 10 задач, за каждую задачу можно получить не более 12 баллов. По итогам первого этапа отборочного тура олимпиады, включающего 8 задач, Миша получил среднюю оценку 7 баллов. Чтобы пройти во второй тур, средняя оценка за одну задачу должна быть не ниже 8 баллов. Сколько баллов необходимо постараться набрать Мише за каждую из оставшихся двух задач, чтобы пройти во второй тур математической олимпиады? (Идея подобной задачи заимствована из учебника Мерзляка А.Г. Математика. 5 класс)

(Каждая группа представляет результат, который обсуждается фронтально)


7









7





















8

контрольно-оценочный

Определить уровень усвоения материала

Индивидуальная работа

Выполнить тест.

1) Найдите среднее арифметическое чисел 22,4; 18,7;18,6; 20,3.

а) 18; б)19; в)20; г)21.


2) Среднее арифметическое четырех чисел равно 1,4, среднее арифметическое трех других чисел равно 2,1. Найдите среднее арифметическое семи этих чисел.

а) 1,75; б)1,9; в)1,8; г)1,7.


3

рефлексивно-обобщающий

Проанализировать успешность достижения цели

Фронтальная работа

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какое задание не удалось выполнить правильно? Какие трудности возникли при выполнении данного задания? Остались вопросы?


Обсудите дома с родителями, бабушками и дедушками, где в жизни используется применение среднего арифметического. Сформулируйте эту жизненную ситуацию в виде задачи.

5


3 блок. Дидактические средства

        1. Учебник (указывается какой), учебно-методические комплекты, наглядные пособия и пр.

        2. Список задач для самостоятельного решения.

        3. Лабораторное оборудование (если требуется)

        4. Технические средства обучения

        5. Другое


4 блок. Контроль и оценивание деятельности обучающихся.

Контроль за деятельностью учащихся на каждом занятии с целью определения уровня достижения планируемых результатов обязателен! На этом этапе проводится контроль теоретических знаний по отработанной теме в любом формате (тест, задание с развернутым ответом) и диагностическая работа с ограничением времени и количества задач. Или для промежуточной диагностики могут быть выделены некоторые задачи из тех, которые предназначены для самостоятельного решения. Учитель может использовать готовые варианты заданий или составить их сам, используя доступную литературу и интернет-ресурсы. Количество баллов для оценивания каждого проверяемого элемента тоже планирует учитель.






1 Дается ссылка на описание дидактических средств или список задач для выполнения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!