Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Урок биологии
Тема: Среда обитания и внешнее строение
млекопитающих.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих
- Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?
Дикобраз
Утконос
Лошадь
Летучая
мышь
Броненосец
Дельфины
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Млекопитающие различаются и по своим размерам.
- Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма:
- Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Образ жизни и поведение зверей.
- Новорожденные жеребята могут следовать за матерью:
- Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:
- У утконоса детёныш вылупляется из яиц:
\\
- Детёныш кенгуру рождается недоразвитым:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Образ жизни и поведение зверей:
- Многие звери бодрствуют весь год:
- А некоторые почти полгода проводят в спячке:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:
- 1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия.
- 2. Распределите следующих животных по средам обитания:
бурый медведь, сайгак, , крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:
- Наземно-воздушную
- Воздушную
- Почвенную
- Водную
- Наземно-водную
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Экологические группы млекопитающих:
Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Экологические группы млекопитающих:
- У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Задание: Изучите особенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника ( § 63, п. 2) и ответьте на вопросы:
- Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных?
- Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих?
- В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих?
- Чем покрыто тело млекопитающих?
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Строение кожи млекопитающих:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:
3. Когти:
4. Ногти:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Строение кожи млекопитающих:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Когда собаке жарко, она высовывает язык
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Закрепление изученного:
- В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии?
- Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц?
- Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось?
- Зачем слону большие уши?
- Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода?
- У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Домашнее задание: