СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторный практикум по учебному предмету биология 7 класс автора В.В. Пасечника.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструктивные карточки к лабораторным и практическим работам по учебному предмету биология 7 класс автора В.В. Пасечника.

 

 

Лабораторная работа №1

«Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».

 

Цель:  научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения одноклеточных.  Сравнение увиденного,  под микроскопом, с приведенным в учебнике изображением.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа каплю воды на предметном стекле.  

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденных одноклеточных животных в тетрадь, подпишите части их клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для одноклеточных, как представителей простейших, указав особенности их передвижения.

 

 

Лабораторная работа №2

«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения».

Цель:  изучить внешнее строение дождевого червя, пронаблюдать за его передвижением и реакцией на раздражения.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.
  2. Найдите выпуклую ( спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу ( вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
  3. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она- сухая или влажная. Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

Оформление результатов:

зарисуйте внешнее строение дождевого червя, подпишите его части.

Сделайте вывод, описав реакцию на раздражение.

 

 

Лабораторная работа №3

"Изучение  строения раковин моллюсков"

 

Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки, лупа, чашка Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы:

  1.  Рассмотрите раковины моллюсков. Разделите их на группы брюхоногих и двустворчатых.
  2. У брюхоногих отметьте наличие или отсутствие симметрии, вправо или влево закрученную раковину. Выявите, есть ли разница в числе завитков, окраске, размерах, выростах.
  3. У двустворчатых отметьте разницу между внутренним и внешним слоями створок раковин; наличие годичных колец на внешнем слое; форму, размеры и окраску раковин.
  4. Рассмотрите предложенных вам живых моллюсков. Определите, к каким классам они принадлежат.
  5. Обратите внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след на них остается? Пронаблюдайте за моллюском пользующим по  стеклу, глядя на стекло с другой стороны.
  6.  Рассмотрите подошву брюхоногого моллюска, держа его в руках. Сравните её площадь с площадью подошвы свободно ползающего моллюска.
  7.  Изучите реакции моллюсков на различные раздражители. Прикоснитесь к телу моллюска препаровальной иглой, полоской бумаги, смоченной в спирте, ниткой. Какова реакция животного на раздражители? Возьмите моллюска в руку. Какова его реакция на ваше действие?

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

 

 

Лабораторная работа №4

«Изучение внешнего строения насекомого».

 

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых. Оборудование: Коллекции насекомых различных отрядов, коллекция насекомых вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы

  1.  Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите сходства и различия между отдельными насекомыми, обратите внимание на их размеры, форма тела, окраску, расположение числа крыльев, усиков, глаз.
  2.  Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.

Оформление результатов:

  1. Зарисуйте насекомое. Отметьте отделы тела, усики, глаза, ноги, крылья.
  2. Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих. Каково значение насекомых в природе и жизни человека.

 

 

Лабораторная работа №5

«Изучение типов развития насекомых».

 

Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Оборудование: коллекция насекомых, карточки, рисунки стадий развития насекомых.

 

Ход работы

1. Рассмотрите коллекционный материал насекомых. Определите, где представлены насекомые с полным и неполным превращением.

2. Рассмотрите рисунки. Определите тип развития насекомых (с полным или неполным превращением).

Оформление результатов:

1.  Зарисуйте и подпишите названия стадий развития.

2. Опишите,  чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением?

3. Делая выводы, ответьте на вопрос: Каково значение развития с превращением и его отличия от развития без превращения?

 

 

 

Лабораторная работа №6.

«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

 

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

Оборудование: рисунки рыбы, демонстрационные аквариумы, аквариумные рыбы, микроскопы, чешуя карпа.

 

Ход работы:

1. Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.

- определите форму их тела;

- рассмотрите чешую;

- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

3. рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

Сделайте вывод наблюдений о строении и передвижении рыб.

 

 

Лабораторная работа.№7

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

 

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование: чучела птицы, набор перьев, лупы, препаровальные иглы.

 

Ход работы:

1. Рассмотрите чучело птицы. Отметьте, чем покрыто тело птицы;  какие отделы тела лишены оперения; как налегает перо одно на другое; все ли  перья на теле одинаковые; как расположены на голове глаза; какую форму имеет клюв; чем покрыты ноги птицы;  как расположены пальцы на ногах.

2.  Рассмотрите набор перьев птицы.  Выясните, как устроено перо; в чем разница между контурным и пуховым перьями.

Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.

 

Лабораторная работа.№8

«Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».

 

Цель: :  изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие. Изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Ход работы:

 

  1. Изучите общий план строения тела млекопитающих. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов. Определите отделы, на которые делится тело млекопитающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Изучите особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Запишите соответствие.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы. 2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы. 3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.       А. Выполняют функцию органов осязания.       Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.       В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Изучите особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

Определите основные элементы строения скелета млекопитающих.

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.

 

Оформление результатов: Сделайте вывод из проделанной работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по учебному предмету биология 7 класс автора В.В. Пасечника.»

Инструктивные карточки к лабораторным и практическим работам по учебному предмету биология 7 класс автора В.В. Пасечника.



Лабораторная работа №1

«Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».


Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения одноклеточных. Сравнение увиденного, под микроскопом, с приведенным в учебнике изображением.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа каплю воды на предметном стекле.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденных одноклеточных животных в тетрадь, подпишите части их клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для одноклеточных, как представителей простейших, указав особенности их передвижения.




Лабораторная работа №2

«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения».

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, пронаблюдать за его передвижением и реакцией на раздражения.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

  2. Найдите выпуклую ( спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу ( вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

  3. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она- сухая или влажная. Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

Оформление результатов:

зарисуйте внешнее строение дождевого червя, подпишите его части.

Сделайте вывод, описав реакцию на раздражение.



Лабораторная работа №3

"Изучение строения раковин моллюсков"


Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки, лупа, чашка Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы:

  1.  Рассмотрите раковины моллюсков. Разделите их на группы брюхоногих и двустворчатых.

  2. У брюхоногих отметьте наличие или отсутствие симметрии, вправо или влево закрученную раковину. Выявите, есть ли разница в числе завитков, окраске, размерах, выростах.

  3. У двустворчатых отметьте разницу между внутренним и внешним слоями створок раковин; наличие годичных колец на внешнем слое; форму, размеры и окраску раковин.

  4. Рассмотрите предложенных вам живых моллюсков. Определите, к каким классам они принадлежат.

  5. Обратите внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след на них остается? Пронаблюдайте за моллюском пользующим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны.

  6. Рассмотрите подошву брюхоногого моллюска, держа его в руках. Сравните её площадь с площадью подошвы свободно ползающего моллюска.

  7. Изучите реакции моллюсков на различные раздражители. Прикоснитесь к телу моллюска препаровальной иглой, полоской бумаги, смоченной в спирте, ниткой. Какова реакция животного на раздражители? Возьмите моллюска в руку. Какова его реакция на ваше действие?

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.



Лабораторная работа №4

«Изучение внешнего строения насекомого».


Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых. Оборудование: Коллекции насекомых различных отрядов, коллекция насекомых вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы

  1. Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите сходства и различия между отдельными насекомыми, обратите внимание на их размеры, форма тела, окраску, расположение числа крыльев, усиков, глаз.

  2. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.

Оформление результатов:

  1. Зарисуйте насекомое. Отметьте отделы тела, усики, глаза, ноги, крылья.

  2. Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих. Каково значение насекомых в природе и жизни человека.



Лабораторная работа №5

«Изучение типов развития насекомых».


Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Оборудование: коллекция насекомых, карточки, рисунки стадий развития насекомых.


Ход работы

1. Рассмотрите коллекционный материал насекомых. Определите, где представлены насекомые с полным и неполным превращением.

2. Рассмотрите рисунки. Определите тип развития насекомых (с полным или неполным превращением).

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите названия стадий развития.

2. Опишите, чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением?

3. Делая выводы, ответьте на вопрос: Каково значение развития с превращением и его отличия от развития без превращения?




Лабораторная работа №6.

«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»


Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

Оборудование: рисунки рыбы, демонстрационные аквариумы, аквариумные рыбы, микроскопы, чешуя карпа.


Ход работы:

1. Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.

- определите форму их тела;

- рассмотрите чешую;

- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

3. рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

Сделайте вывод наблюдений о строении и передвижении рыб.



Лабораторная работа.№7

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».


Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование: чучела птицы, набор перьев, лупы, препаровальные иглы.


Ход работы:

1. Рассмотрите чучело птицы. Отметьте, чем покрыто тело птицы; какие отделы тела лишены оперения; как налегает перо одно на другое; все ли перья на теле одинаковые; как расположены на голове глаза; какую форму имеет клюв; чем покрыты ноги птицы; как расположены пальцы на ногах.

2. Рассмотрите набор перьев птицы. Выясните, как устроено перо; в чем разница между контурным и пуховым перьями.

Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.


Лабораторная работа.№8

«Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».


Цель: :  изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие. Изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Ход работы:


  1. Изучите общий план строения тела млекопитающих. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов. Определите отделы, на которые делится тело млекопитающих












  1.  Изучите особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Запишите соответствие.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
      А. Выполняют функцию органов осязания.
      Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
      В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Изучите особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

Определите основные элементы строения скелета млекопитающих.

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.


Оформление результатов: Сделайте вывод из проделанной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!